Современная мифология

Добавлено: 4.05.2012

Рубрика: Культурология и МХК

Реферат на тему: Современная мифология.



(На примере фильмов "Бэтмен: Начало" и "Темный рыцарь" режиссера Кристофера Нолана)

Содержание

Введение

Краткая история Бэтмена

Путь героя

Заключение.

Введение.

"Миф" буквально означает предание, сказание. Это одно из множества греческих слов, плотно укрепившихся в словаре современного человека. Говоря о мифах, обычно подразумевают сказания о создании мира (космогонические мифы), о богах или духах, а также о героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. Мифология сама по себе – это совокупность подобных сказаний, устных и письменных, и одновременно – определенная система представлений о мире. Мифологией, в том числе, называют и науку о мифах, которая занимается их сбором, изучением и трактовкой. Мифотворчество следует рассматривать как одно из важнейших явлений в культурной истории человечества, поскольку именно в мифах люди впервые начали выстраивать понятную им картину мира, пытаясь описать законы, по которым он живет. Миф с большой достоверностью выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Но при этом он в редчайших случаях является отражением реальных событий.

Главной задачей мифа является не скрупулезное протоколирование происходящих событий. Его функция – создание модели мира и человека, примера и образца для подражания. Являясь такими примерами, герои мифов служат для поддержания установленного порядка в природе и обществе. Эта функция обеспечивается проведением ритуалов, которые инсценируют события самого мифа. В этих ритуальных инсценировках мифическое время и его основные герои не только изображаются, но как бы возрождаются вместе с присущей им магической силой. События мифа повторяются заново в сотый, тысячный раз, подтверждая свою актуальность и социальную значимость. Ритуалы обеспечивают вечное возвращение мифов, а также гарантируют их постоянное влияние на природные и жизненные циклы, обеспечивающее сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал неразрывно связаны между собой.

В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами). С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования.

То, как меняется внешняя атрибутика мифа, сохраняя при этом свою социально-культурную значимость, задачи и древний смысловой пласт, можно рассмотреть на примере дилогии "Бэтмен", созданной режиссером Кристофером Ноланом.

Краткая история Бэтмена.

Американский жанр комикса появился давно и Бэтмен (англ. Batman, изначально Bat-man (Бэт-Мен), в переводе – человек-летучая мышь) был одним из первых. Сага о мышеподобном защитнике обиженных началась 27-м выпуске Detective Comics в мае 1939 года. С тех пор, наряду с Суперменом и Человеком-пауком, он стал одним из самых популярных и известных героев. Место действия историй о Бэтмене – вымышленный город Готэм-сити, являющийся вечной квинтэссенцией современного западного (американского) общества.

За маской черного мстителя скрывается Брюс Уэйн, миллионер-промышленник, плейбой и филантроп. После того, как у него на глазах были убиты его родители, он занялся тренировкой своего тела и духа до полного совершенства, изобрел костюм и принялся бороться с преступниками. Его основное и главное отличие от прочих супергероев состоит в том, что он не обладает какими-либо сверхчеловеческими силами или способностями. Героем, фактически, он делает себя сам, используя свои неограниченные финансовые возможности, ум, технику и физическую силу.

На экране он появился впервые после Второй Мировой войны. История продолжилась в шестидесятых годах двадцатого века в игровом сериале, где Бэтмен в сером трико и пластмассовом шлеме комедийными способами спасал мир. Время шло, шоу теряло популярность. Вскоре его сняли с эфира. В восьмидесятые годы началось победоносное шествие по кино- и телеэкранам основного соперника Бэтмена – Супермэна. Человек – летучая мышь стараниями кинопродюсеров очнулся от спячки ближе к девяностым годам. Режиссером стал знаменитый Тим Бартон в команде с Дэнни Элфманом (именно его музыкальная тема стала визитной карточкой Бэтмэна на долгие годы), Майклом Китоном, исполнившим главную роль, и Джеком Николсоном, сыгравшим злодея-психопата Джокера. Фильм, как говорится, "выстрелил". Он прогремел как пушка. Он был стильным, комиксово-сказочным, цеплял атмосферой и актерской игрой. Фильм завораживал. Он был темным и готичным, каким и должна быть история человека – летучей мыши. Бэтмэн 1989 года надолго установил стандарт того, как надо снимать комиксы, а также получил Оскара за декорации. Спустя три года вышло продолжение, и надо сказать, что во многом второй фильм получился лучше первого. В нем появилось гораздо больше социального подтекста, хотя бы в том, что один из главных злодеев фильма, Макс Шрек, не просто вычурно костюмированный душевнобольной, а просто бездушный холодный промышленник. В этом фильме визуальный комиксовый стиль урбанистического общества достиг своеобразного пика.

Третий фильм саги был снят при участии режиссера Джоэля Шумахера, до этого зарекомендовавшего себя такими картинами, как "Умереть молодым" и "С меня хватит". Главную роль исполнил Вэл Килмер, а основными злодеями являлись профессионалы Томми Ли Джонс и Джим Кэрри. Однако интерес к саге явно пошел на спад, и следующий фильм положение не спас несмотря даже на звездный состав: Джордж Клуни, Ума Турман и Арнольд Шварцнеггер. После "Бэтмен и Робин" было однозначно ясно – на человеке – летучей мыши можно на долгое время ставить большой крест. И какое-то время серия действительно лежала в руинах, ограничиваясь в основном мульсериалами.

Спасение пришло от Крисофера Нолана, взявшего режиссерские бразды в свои руки. Он ставил себе конкретные задачи: реализм и серьезность. Он был намерен дать сериалу новую трактовку и заставить зрителя по-настоящему почувствовать, откуда взялся Бэтмэн и почему криминальный мир Готема не на шутку его боится. Небольшая сцена в начале самого первого "Бэтмэна" ничего не говорила о том, почему бандиты, почти полностью захватившие власть в Готэме, настолько серьезно относятся к человеку, надевшему маску.

Фильм "Бэтмен: Начало" получился весьма сильным. Ставка на реализм и психологизм оправдала себя. Причем психологизм выражался он в глубокой мотивации персонажей и их определенном отношении и поиске себя и своего места в мире.

Путь героя, как его описывают В. Я. Пропп в своем исследовании "Исторические корни Волшебной Сказки" и Дж. Кэмпбелл в книге "Герой с тысячью лицами", имеет четкие стадии, или отрезки пути. Кратко их можно свести к трем основным стадиям.

Первый – это начало пути. Оно всегда связанно с тем, что герой узнает о какой-либо беде либо с ним самом происходи несчастье, побуждающее его отправиться в путь.

Второй – встреча с проводником, носителем какой-либо информации. Проводник сообщает герою, куда ему следует двигаться дальше, чтобы достичь цели, а также нередко одаривает героя волшебными предметами или животными, которые впоследствии помогут герою одержать победу.

Третий – так называемый "таинственный лес", в котором герой, встречая на своем пути все более и более трудные препятствия, тем самым проходит обряд посвящения, или инициации, и в результате получает дары: волшебных помощников, уникальные способности, невесту и так далее.

Путь героя.

Теперь можно перейти непосредственно к рассмотрению сквозного сюжета обоих фильмов и проследить, соблюдены ли в нем эти основополагающие отрезки пути и каким образом они видоизменились в современном обществе.

История Брюса Уэйна, ставшего Бэтменом, начинается со смерти его родителей. Их убивают у него на глазах. Таким образом, наличие беды в качестве завязки – налицо. Именно эта ситуация и это убийство (по версии картины – случайное) заставляют его начать думать о том, что он хочет изменить сложившееся положение вещей. Конечно, пока он ребенок, он не в силах ничего поменять. Но он вынашивает идею мести, предполагая, что убийство преступника, который послужил причиной смерти его родителей, поможет ему восстановить справедливость. Однако его план проваливается, и преступника убивает кто-то другой. Понимая, что за мелкой сошкой должен стоять кто-то крупнее, Брюс пытается добраться до одного из главных криминальных авторитетов города. Он встречается с ним и обнаруживает, что восстановить справедливость окажется не так-то легко: преступность и чиновничий аппарат проникли друг в друга настолько глубоко, что их невозможно отделить друг от друга. И тогда Брюс принимает решение бороться с этой Гидрой в обход закона. Бросив обучение в престижном университете, он уходит из Готэма и начинает пробираться в криминальный мир с самых низов.

Можно сказать, что этот шаг знаменует его вступление на вторую часть его пути – он оказывается в "таинственном лесу", где на каждом шагу его подстерегают опасности. Но он, образно говоря, еще не добрел до настоящей чащи и бродит по опушке. В процессе изучения преступного мира он, что неудивительно, попадает в тюрьму. И здесь он встречает проводника: человека, который называет себя Анри Дюкартом, представителем "Лиги теней" – организации, нацеленной на борьбу с криминалом. Анри ставит перед Брюсом первое задание: добраться до школы "Лиги", которая находится высоко в горах. Герой с честью выходит из этого испытания, отыскав дорогу и не погибнув от обморожения. Он начинает совершенствовать свои боевые искусства под присмотром Дюкарта, и затем проходит второе испытание: побеждает своего учителя. Таким образом, он доказывает свои незаурядные физические и умственные способности, поскольку для второй победы ему пришлось применить не только свою силу и ловкость, но и хитрость. Но это сражение было лишь репетицией финальной битвы и не являлось знаком окончательного посвящения Брюса. Он вырос физически, но вырос ли он морально? Для проверки этого он проходит третье испытание, где ему предлагается казнить человека – незнакомого ему мужчину, которого Дюкарт называет преступником.

С точки зрения "Лиги теней" он проваливает его, поскольку отказывается брать в руки оружие. Он говорит, что не считает себя палачом и хочет бороться с преступностью более законными методами. Если человек преступник – его нужно судить, наказание без суда не является справедливым. Однако с точки зрения морали и гуманности, безусловно, Брюс оказывается прав. И это испытание пройдено им более чем достойно.

Итак, из всего вышесказанного видно, что пока сюжет фильма в точности следует канонам мифа, или сказки: отправившись в путь, герой при посредстве проводника попадает в сложные для себя обстоятельства и справляется с препятствиями, стоящими перед ним на пути к цели, причем препятствия каждый раз оказываются все труднее.

Но на этом испытании сказка не кончается, не кончается и фильм. Путь героя в данном случае оказывается намного длиннее.

После разгрома школы "Лиги теней" Брюс возвращается в родной город, обретя физические возможности для полноценной борьбы с преступностью – и получив моральное право это делать, доказав, что он умеет отличать добро ото зла, и справедливость от несправедливости. А значит, он способен быть в определенном роде судьей (при этом не становясь палачом).

На момент начала второго фильма, то есть "Темного рыцаря", расстановка сил в городе такова: преступность до такой степени напугана действиями Бэтмена, что один только его знак в небе над головой заставляет их изменить планы и отправиться отсиживаться по домам. Несколько эпизодов в фильме это ясно демонстрируют. Страшный план "Лиги теней" по погружению Готэм в хаос был сорван, и теперь Бэтмэн с помощью честного лейтенанта Джима Гордона серьезно прижимает Готэмскую мафию. Им нечего противопоставить всепроникающему, ловкому мстителю. Все их обычные способы подкупа, шантажа и запугивания отчаянно не работают. Но в это время на горизонте объявляются новые игроки. Городской прокурор Харви Дент и некий непонятный человек в макияже, со странными шрамами и раскрашенный под клоуна. Ни о нем самом, ни о его прошлом ничего не известно. Мы располагаем только его кличкой – Джокер.

Расстановка акцентов резко меняется. Парадокс, но в начале картины показывают не то, как Бэтмэн громит направо и налево приспешников очередного злодея, а с ограбления банка бандой Джокера. Каковы же акценты начала фильма и что в них нового? Да то, что таких акцентов вообще никогда не было в фильмах-комиксах. С кем сражался обычный герой комикса? С однозначным злодеем, фактически один на один. Прочие криминальные элементы добавляются постольку-поскольку, чтоб главный герой не скучал и обычно представляют собой одиночных дезорганизованных громил. Попадаются иногда и организованные группы, но обычно мимоходом, чтобы их возглавил главный злодей.

Что нового мы видим в "Темном Рыцаре"? Идет война. Война между мафией и городом. Война не показушная, серьезная, до смерти. И здесь прослеживается четкая сюжетная связь с "Бэтмен: Начало". Брюс Уэйн стал Бэтменом не из-за безликой "перступности". Он даже не стал Бэтмэном после смерти родителей. Толчок в нужную сторону был совершен, когда убили самого убийцу родителей – и после встречи с криминальным боссом Марони. Отец Брюса верил в будущее города, он старался сделать жизнь простых людей лучше. Марони разрушал все надежды Уэйна старшего. Из-за мафии многие люди оказались в пучине бедности и прозябания. Из-за мафии такие, как Джо Чилл (убийца родителей Брюса) выходили на улицу с пистолетами. И лишь поняв, насколько глубоко проникла зараза Готэма, лишь почувствовав, как мафия держит город в стальном кулаке, когда полиция куплена насквозь и никто не может встать на сторону закона, потому что слишком боится, только тогда Брюс Уэйн стал Бэтмэном. Глубочайшая мотивация вместо эфемерной "борьбы с преступностью". Здесь тема вновь расцветает, потому что у гидры, как водится, было много голов и на смену Марони пришли другие.

Но сила действия всегда равна силе противодействия. Нашлись три человека, не боящиеся встать под знамена закона, готовые вести эту войну не на жизнь а на смерть: Бэтмэн, Харви Дент и коммисар Гордон. И главным в этой троице оказывается, как ни странно, не сам Бэтмен, не главный герой, а человек, которому по всем правилам должна была бы достаться роль помощника – Харви Дент. Вот он, первый слом стереотипов. Главный герой мифа на первый взгляд оказывается не на первом месте. Однако как есть – так есть, и это прекрасно показано: Харви Дент, "белый рыцарь Готэма" готов идти войной с открытым забралом. Пока народ не знает, что думать по поводу Бэтмэна и его методов – вот он, Дент. Открытое человеческое лицо, готовность идти до конца, отсутствие какого-то страха. Вот он – чемпион Готэма, перехвативший знамя полководца в войне с преступностью. И Харви несет это звание с гордостью, при этом действуя в рамках закона и не злоупотребляя своей властью. Создатели фильма его явно поддерживают: чего стоят только "подражатели" Бэтмена, превратившиеся в бездумных мстителей, не осознающих толком, что и зачем они делают. Каким бы ловким и предусмотрительным ни был Бэтмэн, как бы аккуратно и грамотно ни применял технику и тактику, это ошибочный путь и для долгосрочной стратегии не подходит.

Да и сам Бэтмен начал сомневаться в том, что он прав. Испытание ответственностью кажется ему слишком тяжелым. Став Бэтменом, он превратил Брюса Уэйна, то есть самого себя, в маску, в прикрытие. Но как и любому человеку, ему хочется жить, а не притворяться. И он раздумывает, не передать ли бразды правления тому, кто по всем параметрам подходит на эту роль куда лучше.

Джим Гордон остается в тени. Поначалу главное в нем – это вера в Бэтмэна, вера в то, что, несмотря на настороженный настрой общества, Бэтмэн поступает правильно.

Итак, диспозиция стороны Закона более-менее ясна. А на стороне криминала настали нехорошие деньки. Бизнес идет все хуже и хуже. Законники угрожают самому дорогому в сердце мафиози – деньгам. И именно в этот момент на горизонте появляется еще одна фигура. Колода преподносит Джокера, который брутально и безапелляционно берет знамя преступности в свои руки, устранив недовольных и наобещав золотые горы оставшимся. Джокер вступает в должность генерала и отдает приказ войскам. Война получает новое развитие, куда более страшное и непредсказуемое. Ключевым здесь является абсолютно новое мышление войны, упор на стратегию, маневр, динамику. Как бы ни старался закон, он просто не может его сдержать. Джокер слишком быстр, Джокер слишком непредсказуем, он обманывает, он устраивает ловушки, он обводит вокруг пальца. Где-то надавить, где-то отступить, где-то подставить подножку, где-то ударить побольнее, где-то прождать и увидеть реакцию. Джокер очень внимательно смотрит за каждым своим противником, при этом не выдавая себя и отчаянно блефуя, как в покере. При этом единственная причина, по которой он не смотрит за "союзниками", заключается в том, что он давно знает, что они сделают. Если проводить аналогии, то можно сравнить его маневры с игрой в шахматы, но только его фигуры не двигаются по клеткам, а танцуют балет прямо на доске. Понятно, что Джокер, как опытный шахматист, легко жертвует пешками, как, например, сумасшедшими из Аркхэма, или бандитами. В какой-то момент он даже дает арестовать себя, чтобы сделать еще один ход. Однако он ни о чем не беспокоится, поскольку наперед знает, кто и как поведет себя в данной ситуации. Надо сказать, свою партию Джокер разыгрывает отлично. Мат поставлен, и партия была бы выиграна, если бы один из оппонентов не соизволил перевернуть доску.

Возникает вопрос – для чего все это, для чего Джокер воюет? Понятно, что не ради мафии, и не из-за денег. Из-за чего же? Ответ удивителен и прост, и он снова возвращает нас к мифам. Битва Закона и Преступления, какой бы масштабной она не была, уступила место битве гораздо более древней и эпичной – сражению Порядка и Хаоса.

Хаос, который собирался привести в Готэм лидер "Лиги теней", пришел сам. Больше того – Джокер является аватарой Хаоса, поэтому он и носит грим. Хаос нельзя знать в лицо, у него просто нет этого лица. Хаос гораздо динамичнее скованного порядка, он не утруждает себя правилами и внутренним кодом, он непредсказуем и у него идеальная мотивация – никакой мотивации. Поэтому ничто и никто не может сбить его с дороги.

Джокер собирает обильную дань. Не только простое население звереет на глазах. Самих персонажей ждет ощутимый водоворот Хаоса, искривляющий привычные вещи и представляя их в темном, искаженном виде. Ни один из троицы борцов порядка не избежит преображения Хаосом. Коммисар Гордон совершает роковую ошибку, положившись на своих людей, и его вера оборачивается трагедией. Стремясь достичь достаточной силы, чтобы бороться с Джокером, Бэтмэн заходит на опасную высоту и всерьез задумывается о пределе своих возможностей. Но главная жертва, как и главная тема фильма – Харви Дент. Он не раздаивался психологически, ни сходил с ума и вообще принципиально не менялся. Его безумие совсем другой природы, оно заключается в изначально искривленном взгляде на мир. Его характер было бы легко спутать, если бы не замечательная монетка с одной стороной. Харви Дент делает свою собственную судьбу, не полагаясь на волю случая. Он уверен, что сможет контролировать судьбу – причем не только свою. По большому счету, он покушается именно на Хаос, отрицая существование случайностей как частного проявления Хаоса. Его ведет вперед железная решимость, отсутствие страха и стремление к справедливости. На этом пути единственное, что удерживает Дента от пропасти – стальная воля и вера в то, что он сам решает свою судьбу. Он и решает – до тех пор, пока в дело не вступает Хаос, после чего Дент теряет возлюбленную и половину лица. До безумия ему остается всего ничего – полуобгорелая монетка, символ того, что он не может владеть своей судьбой, что он лишь орудие справедливости, которая слепа и готова покарать любого.

Что такое безумие в широком смысле? Это другой, непривычный, не укладывающийся в голове большинства взгляд на жизнь. И этот взгляд дает ему Джокер, сказав в нужный момент нужные слова. Так рождается Харви Двуликий. Орудие справедливости в руках слепого случая. Та же стальная воля, то же стремление вперед, то же отсутствие страха. Самый лучший, самый честный и бесстрашный герой может пасть, потому что это уже в нем заложено.

Однако смерть Дента послужила началом нового витка развития главного героя, который в конце фильма доказывает свое право оставаться главным – и оставаться героем. Им стал мощнейший и прекрасный финального "гамбит Бэтмэна", с которым в фильме происходит самый неожиданный кульбит.

В первом фильме происходит физическое рождение Бэтмена. Во втором – Бэтмен сливается в одно со своим создателем, обретая новые силы и новые возможности. Маска исчезает, остается один персонаж и один монолитный характер: собранный, устремленный, расчетливый и оперативный. И если поначалу Брюс Уэйн надевал маску Бэтмена, то во втором фильме уже Бэтмен надевает маску Брюса Уэйна, чтобы при контакте с окружающим миром выглядеть эдаким избалованным аристократом и не вызывать вопросов.

Бэтмэн – это взросление Брюса Уэйна. Не вторая натура, не вторая личность, – это именно период взрослости, ответственности и решительности. Почти ничего общего с тем нервным юнцом, который пытался убить Джо Чилла. О том, что Бэтмэн один и лишь он реален, свидетельствует и реплика Рэйчел, обращенная к Брюсу: "Вряд ли когда-нибудь наступит то время, когда тебе не нужен будет Бэтмэн".

Бэтмэн один. И за фильм он приходит к этому пониманию. Вначале он считает, что Бэтмэн и Брюс Уэйн разные вещи, что и его ждет нормальная жизнь с Рэйчел, семья, дети и прочие атрибуты "обычной жизни". Но после смерти Рэйчел, так необходимой самому явлению под именем Бэтмэн, он обретает монолитность, становится единым. Впоследствии с этой линией соединяется и сюжетная линия "предела" на который может пойти Бэтмэн. Бэтмэн может позволить себе все, даже всеобщую ненависть. Он способен продолжать путь к своей цели, не стремясь снискать популярность, не стараясь выглядеть "хорошим защитником". Именно поэтому Бэтмэн и совершает свой гамбит в финале, взяв огонь на себя. К нему приходит понимание, что он тоже далеко не "нормальный человек" и уже давно им не является. Он не просто человек в костюме летучей мыши, не просто очередной парень в броне, стреляющий по плохим парням, он вне обычных моральных законов общества. Он и есть Темный Рыцарь, и только будучи таковым, он способен противостоять Хаосу в лице Джокера. Осознание этого является последним испытанием Бэтмена. И, как и любое испытание, оно приносит ему свои дары. Он получает безграничную внутреннюю свободу. Он может не зависеть от общества, он поднимается высоко над ним в метафизическом смысле, потому что становится воплощением Порядка, противостоящего Хаосу. Путь героя на данном этапе завершен, хотя вряд ли будет завершен сюжет саги.

В итоге получается, что сюжет далеко выходит за рамки реализма. Это уже можно назвать платонизмом, а персонажей – платоновыми эйдосами, истинными сущностями вещей, аватарами всеобщих Сил. И при этом они остаются обычными людьми, с человеческими желаниями и слабостями.

Заключение.

Современное искусство, в том числе и киноиндустрия, активно занимается переосмыслением старых мифов. Кому-то это удается, кому-то нет. В случае с дилогией Кристофера Нолана можно сказать: им удалось сотворить новый миф. Они провели своего героя через тяжелейшие испытания и оставили его с наградой, которую мало кто способен оценить по достоинству. В обычной сказке герой получает либо царство, либо невесту, либо и то и другое вместе. Бэтмен же добровольно отказывается и от невесты, и от царства (от власти, которую ему могла бы дать популярность). Что же он приобретает? Свободу и силу. Мало кто согласится принять эти дары, еще меньше тех, кто способен преодолеть выпавшие на его долю испытания. Но мифы потому и мифы, что повествуют о героях, превосходящих людей, а не о простых людях. На данный момент мы видим пример героя, отказавшегося в первую очередь от гонки за популярностью, от оправдания общества, от стремления выглядеть правильным и хорошим в глазах других. Как мне кажется, такой герой более чем актуален в современном обществе.

Использованная литература:

1. Мифологический словарь. (Под ред. Мелетинского Е.М.). Москва, 1992.

2. В. Я. Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки. 2004 г.

3. Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лицами. 1997 г.