ODiplom // Право и ТГП // 09.11.2016

Административная ответственность

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 09.11.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Административная ответственность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современном административном праве остро стоит проблема реализации административной ответственности в условиях постоянно меняющегося законодательства. Административная ответственность требует продолжения изучения ее понятийного аппарата и нормативной базы.

Понятие административной ответственности

В настоящее время самым актуальным определением административной ответственности является определение, предложенное А.А. Поповым [4]

Административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В современной литературе существует базовая характеристика административно ответственности, в которой выделены ее характерные черты:

  1. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение, так как реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Административная ответственность это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.
  3. Неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы, являются логическим следствием административной ответственности.
  4. Меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства.
  5. Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности.

Кроме того, для административной ответственности характерен ряд черт, представленных в таблице ниже. Их актуальность велика.

Черты административной ответственности:

Актуальность

1

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения

+

2

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениям;

+/-

3

Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Административная ответственность налагается не только на физических, но и на юридических лиц.;

+

4

По своей сущности административная ответственность – это воздействие, управомоченного органа государства на субъект административного правонарушения.

+

5

Из нарушения административно-правовых норм следует применение мер административного принуждения, вплоть до соответствующих видов наказаний.

+

6

Административная ответственность характеризуется определенным порядком установления.

+

7

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

+

8

Органы и должностные лица, применяющие меры административной ответственности не связаны с нарушителями служебными и трудовыми отношениями.

+

9

Приобретение судимости и увольнение с работы не являются необходимыми следствиями привлечения к административной ответственности.

+

10

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации.

+

11

Всегда административная ответственность наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

+

12

Административную ответственность можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений

+

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях.

Наступление административной ответственности

Ю.М. Козлов выделяет условия наступления административной ответственности в российском праве. По его мнению, "административная ответственность наступает в случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распространяющихся на всех физических и юридических лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер" [6].

Административная ответственность наступает в случае нарушения административно-правовых норм. Важно отметить, что действующее законодательство допускает возможность привлечения к административной ответственности за нарушения норм в иных отраслях права, таких как:

  • Трудовое право
  • Финансовое право
  • Земельное право
  • Конституционное право.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью констатировать, что административная ответственность имеет межотраслевое значение.

Процессуальной формой реализации административной ответственности является установленный законодательством особый порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Наконец, основанием административной ответственности является особый вид правонарушения – административное правонарушение.

Таким образом, административная ответственность означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм. В самом обобщенном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает строгой структурой, которая определена нормами действующего законодательства. Структура административной ответственности представлена на рисунке ниже.

структура административной ответственности

Структура административной ответственности определяется субъектами, основаниями и органами, имеющими право привлекать к административной ответственности. В настоящий момент структура административной ответственности является незыблемой и закреплена в нормах действующего административного законодательства.

Субъекты административно ответственности

В действующем российском законодательстве существуют два субъекта административной ответственности: физические лица и юридические лица. Отдельно следует выделить разделение субъектов на три группы.

субъекты административной ответственности

КоАП РФ [2] предусматривает возможность наступления административной ответственности в отношении лиц, совершивших административное правонарушение по достижении ими 16-летнего возраста.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Ст.2.3 КоАП РФ

Исходя из текста статьи 2.3 КоАП РФ, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

По российскому законодательству не допускается наложение административной ответственности без вины. Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения. Специфические особенности признания виновным в совершении административного правонарушения юридического лица изложены в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса.

Одни правонарушения могут совершаться только умышленно, другие предполагают только неосторожную вину. В то же время есть немало правонарушений, которые могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Чтобы быть субъектом административной ответственности, физическое лицо должно отвечать критериям вменяемости. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. [2]

Ряд особенностей имеет административная ответственность юридических лиц. Законодательство об административной ответственности организаций пока не является системой, сложившейся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам.

Административная ответственность юридических лиц определяется при помощи классических признаков состава административного правонарушения.

Основания административной ответственности.

Науке известно два основания административной ответственности – юридическое и фактическое. Юридические основания некоторыми авторами определяются как нормативные. Под юридическими основаниями административной ответственности понимают законодательство в области административного права, определяющее деяния субъектов как противоправные и устанавливающие меру ответственности.

Юридическая основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих составы:

  • административных проступков;
  • систему административных взысканий и принципы их наложения;
  • круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;
  • процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму[4].

Российское законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности состоит из законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов. Конституцией РФ законодательство в данной сфере отнесено к кругу предметов совместного ведения. Базовым актом является КоАП РФ [2].

Законодательство субъектов РФ в области административных правонарушений не должно противоречить КоАП РФ

Фактическим основанием ответственности является совершение лицом определенного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих административную ответственность.

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, виновное, противоправное, общественно опасное деяние либо действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность [3].

Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков представленных на рисунке ниже.

признаки административного нарушения

Рассмотрим признаки подробнее. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ [2]. Оно включает в себя:

  • цель,
  • средства,
  • результат,
  • процесс деяния.

Административное правонарушение охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. В обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия [8].

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ [2] объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

родовой объект административного проступка

Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Нередки случаи, когда объективная сторона конкретных составов административных правонарушений формулируется с помощью бланкетных диспозиций [7].

В административном праве распространение получило и понятие "продолжаемое административное правонарушение", под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.

Как правило, при совершении административного правонарушения действия, последствия и причина являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить характер правонарушения и применить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения. Выделяют следующие виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта посягательства.

  1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  3. Административные правонарушения в области охраны собственности.
  4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
  7. Административные правонарушения на транспорте.
  8. Административные правонарушения в области дорожного движения.
  9. Административные правонарушения в области связи и информации.
  10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  12. Административные правонарушения в области таможенного дела
  13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  15. Административные правонарушения против порядка управления.
  16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  17. Административные правонарушения в области воинского учета.

В заключение необходимо отметить, что разграничение понятий административное правонарушение и уголовное преступление происходит по юридическому критерию и фактическому, который объясняет логику строения законодательства. Административное правонарушение наносит общественным отношениям меньший вред по сравнению с уголовным преступлением.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах

Регулируется уголовным законодательством, в первую очередь, УК РФ и УПК РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица.

За административные правонарушения применяются административные наказания

За преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности. Для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации" с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016// Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  3. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: "Проспект", 2010
  4. Бадиков К.Н. Основы права. Конспект лекций // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/books/osn_prav/page0051.asp
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  6. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  7. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2013.
  8. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы – М.: Норма, Инфра-М, 2012.