ODiplom // Право и ТГП // 16.10.2017

Административный надзор

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 16.10.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Административный надзор [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В любом государстве контроль за выполнением законодательства является важнейшим фактором его деятельности. Административный надзор реализуется в целях соблюдения законности в государстве и нуждается в постоянном совершенствовании механизмов функционирования.

Понятие административного надзора

В настоящее время административный надзор как правовое явление привлекает к себе внимание, прежде всего, наличием большого количества коллизий и проблемных аспектов. Понятийный аппарат в рамках трактовки понятия "административный надзор" также требует дополнительного изучения.

В этой связи следует обратиться к различным подходам в понимании термина в трудах именитых правоведов.

В отечественной науке зафиксированы несколько подходов к пониманию административного надзора. Так, С.А. Сергеев [1], С.М. Зырянов [2] относят административный надзор к формам правоохранительной деятельности. В то время как, по мнению Д.В. Осинцева[3] и С.А. Шатова[4] административный надзор является способом или методом осуществления определенного вида государственно-управленческой деятельности.

Административный надзор

Особое внимание следует уделить определению, предложенному А.Н. Мартыновым в его монографии, согласно которому: "административный надзор – это особая форма осуществления публичного управления"[5]. Однако в настоящее время самым интерес представляет узкая трактовка административного надзора представленная в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы":

Административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ [6].

Принципы административного надзора

Административный надзор в рамках правовой науки наделен системой принципов. Будучи важнейшим институтом административного права, административный надзор должен основываться на общих и организационно-функциональных принципах.

В целом принципы административного надзора можно разделить на две группы: общие и специальные. Отдельно следует рассмотреть каждую группу принципов. К общим можно отнести: принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и принцип публичности.

Каждый из общих принципов нужно рассмотреть подробнее. Так, принцип законности представляет собой требование точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора. Обращено оно, прежде всего к органам, осуществляющим надзор, в деятельности которых имеется строго подзаконный характер.

Принцип гласности базируется на том, что в процессе административного надзора должно учитываться общественное мнение, а критика отдельных моментов в осуществлении административного надзора должны быть использованы в целях совершенствования ее системы.

Принцип демократизма выражается посредством в того, что осуществление административного надзора происходит в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с органами надзора.

Принцип публичности административного надзора Согласно указанному принципу, административный надзор в целях охраны личности, государства и общества, обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности.

К особенным принципам административного надзора можно отнести следующие:

Принцип единства и централизация административного надзора подразумевает под собой тот факт, что действующее законодательство устанавливает единые для всех полномочия по осуществлению надзора.

Принцип процессуальной самостоятельности подразумевает самостоятельность надзорного органа в принятии решения, которое распространяется на субъектов административной юрисдикции.

Принцип независимости административного надзора являет собой один из ключевых принципов данного института. Административный надзор не может осуществляться под давлением.

Принцип централизации подразумевает под собой наличие единой централизованной системы, которая организуется на основе единых принципов.

Принцип комплексного подхода к осуществлению административного надзора состоит в том, что существует многообразная система методов административного надзора.

Принцип единообразия состоит в том, что надзор осуществляется строго в соответствии с законодательством и направлен на применение наказаний за совершение административных правонарушений.

принципы административного надзора

Принципы административного надзора

Субъекты административного надзора

Административный надзор как институт обладает субъектами. В настоящее время субъект административного надзора – это государственные органы, осуществляющие надзорную деятельность. Каждый субъект административного надзора обладает статусом, который складывается из специфического сочетания элементов, отражающих целевое назначение, компетенцию, организационно-структурное построение, объем и распределение ответственности персонала конкретного надзорного органа. Одной из ведущих составляющих общего статуса субъекта административного надзора является объем его полномочий в сфере применения административного принуждения.

Субъекты административного надзора в РФ обладают системой полномочий:

  1. полномочия по предупреждению правонарушений, а именно субъекты административного надзора вправе требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;
  2. полномочия по пресечению правонарушений наделяют субъектов административного надзора правом выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств;
  3. полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц. Субъекты административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания;
  4. полномочия по нормотворчеству включают в себя право субъектов административного надзора самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывать и утверждать правовые, технические нормы, правила.

Литература

  1. Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений. – М.: 2007 год.
  2. Зырянов С. М. Административный надзор милиции – М.: 2008 год.
  3. Осинцев Д.В. Основы административного права. – М.: 2002 год.
  4. Шатов С.Е. Административная юрисдикция. На примере деятельности органов государственного пожарного надзора – М.: 2007 год.
  5. Мартынов А.В.Административный надзор в России: теоретические основы построения. Административно-правовое исследование / Под ред. Ю.Н. Старилова. – М.: 2010 год.
  6. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"