Анализ комедии Ревизор

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 23.10.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Анализ комедии Ревизор [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Основные аспекты комедии Ревизор.

История создания комедии Ревизор.

7 октябрь 1835 года Пушкин рассказывает Гоголю анекдот, описывающий случай в Новгородской губернии, а 6 декабря 1835 года Гоголь пишет другу, что едва успел закончить пьесу.

Почему Ревизор это бессмертная комедия

Бессмертие комедии Гоголя "Ревизор" заключено в боевой гражданской направленности произведения, в умении автора сказать гораздо больше, нежели очерчено сюжетом. Бессмертие пьесы в психологической объемности характеров и верности не только действительности, но и ее общему смыслу, в особом серьезом понимании сатирического писателя, в органичном соединении быта и символа, смеха и слез.

Комедия "Ревизор" бессмертна еще и потому, что в ней образно запечатлена творческая дружба двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.

Группы героев в комедии Ревизор

Время работы над пьесой это время работы над "Мертвыми душами". Гоголь отложил работу над "Мертвыми душами", так как был целиком захвачен идеей создания сценического произведения. Социальные мотивы комедии явственно соотносились с социальными мотивами "Мертвых душ".

Чиновники, судья, полицмейстер, прокурор, городничий, губернатор – это сильные сценические персонажи, а о социальной направленности произведения говорят "Заметки для господ актеров".

Хлестаков и Чичиков – мошенники. Один по замыслу, другой поневоле. Они не положительные герои.

В Ревизоре показано полное забвение всеми чиновниками без исключения государственных интересов, презрение к народу, за чей счет они живут, казнокрадство, взяточничество, мздоимство в чудовищных размерах, невежество, глупость. Страх потерять свое место и угодничество – это их жизненные цели и устремления. Все их действия направлены на обогащение, приобретение власти, возможности получить место в удовольствие, а главное все это досталось без усилий и труда.

Все это мракобесие выставлено напоказ перед фальшивым ревизором, а настоящий ревизор многозначительно остался за пределами произведения. Следует отметить, что тогдашняя действительность во много была порочна и губительна для страны, потому и потребовались жесткие меры по пресечению деятельности таких горе-чиновников.

Художественные приемы в Ревизоре

В основе гоголевской сатиры лежат следующие приемы:

1. Соответствие несопоставимого. Ревизор – Хлестаков – без царя в голове и властный городничий в зависимости от Хлестакова.

2. Взаимное непонимание героев, которые в процессе диалога превращается в понимание, зависящее от цели каждого. Например, городничий в гостинице.

3. Обилие фарсовых ситуаций.

4. Узнаваемость, типичность поведения чиновников, желающих скрыть свои истинные цели.

Эти приемы также обессмертили комедию Гоголя "Ревизор", а фраза "К нам едет ревизор!" стала крылатой.