Анализ стихотворений Ломоносова Ода на день восшествия и Разговор с Анакреонтом

Анализ стихотворений Ломоносова Ода на день восшествия и Разговор с Анакреонтом.

В стихотворении "Ода на день восшествия" Ломоносов воплотил разработанные им принципы поэзии:

  1. Русские стихи надо слагать "по природному нашего языка свойства";
  2. Вводить "двоесложные и трехсложные стопы";
  3. Мужские рифмы с чередованием.

"Ода на день восшествия" – это рассказ о величии, красоте и богатстве России, заслугах Петра I. Призыв к Елизавете продолжить славные дела Петра I во имя могущества России, обращение к юным с призывом развивать таланты, заниматься науками, быть российскими Платонами и Ньютонами.

"Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г." написано высоким стилем и прославляет дочь Петра I.

Ломоносов возносит императрицу до небес за то, что "дух ее зефира тише", за "добрый и прекрасный лик".

Ломоносов рисует пейзажи, исполненные мощи, что нашло отклик в дальнейшем развитии русской поэзии.

Ода Ломоносова не ограничивается воспеванием величия и богатства страны, а завершается гимном во славу науки и призывом к юношам дерзать во славу русской земли. Наука – это средство раскрытия и природных богатств страны, и ее человеческих возможностей.

Ломоносов выступает с идеями, которые не сводятся к прославлению императрицы. Патриот и гражданин гордится, прежде всего, своей страной, а из доблестей императрицы больше всего ценит две: охрану "тишины и мира" и расширение науки.

"Разговор с Анакреонтом", древнегреческим поэтом-лириком, – это диалог из переводов Анакреонта и ответов Ломоносова, которые помогут понять взаимоотношения классицизма и античности.

Произведение построено как спор, в котором сталкиваются две позиции: Ломоносова и Анакреонта.

Анакреонт любит жизнь, растворяется в ее потоке, а ему противоречит Ломоносов и строгие римляне. В стихе спорят не прямые противники, а как бы разные голоса одной души. Ломоносов не отвергает Анакреонта. Ломоносов приветствует искренность Анакреонта, который делом "держался слов". В третьей части беспечности Анакреонта противоречит Катон. Последняя часть – это опять спор Ломоносова и Анакреонта.

Смотрите также