Анализ стихотворения Блока О, я хочу безумно жить и поэмы Двенадцать

Анализ стихотворения Блока О, я хочу безумно жить и поэмы Двенадцать.

Стихотворение Блока "О, я хочу безумно жить" написано в 1914 году. В стихотворении затрагивается тема поэта и поэзии. Стихотворение имеет трехчастную композицию.

В первой части показана цель жизни поэта, смысл творчества. Поэт творит, опираясь на ум, а не на чувства. Творчество должно быть отражением жизни, бытия. При этом цель творчества – увековечить в стихах все сущее. Другая цель искусства – одухотворить жизнь, дать душу миру вещей, понятий и звуков. Поэт, с точки зрения Блока, очеловечивает безличные сущности. Вместе с тем смысл творчества и творческой деятельности заключается в воплощении мечты. Инфинитив в стихотворении "О, я хочу безумно жить" позволяет выразить творческую задачу с особой категоричностью и силой.

Во второй строфе поэт говорит о трудностях жизни, но он надеется, что упрямство поэта потомки не должны принимать за основу его души. Главное в творчестве Блока добро, свет и свобода. Стихотворение "О, я хочу безумно жить" открывает цикл ямба и относится к числу программных, где Блок повествует о своем понимании поэзии.

Поэма Блока "Двенадцать" написана в январе 1918 года. Это первое произведение о революции и единственное в своем роде. Двенадцать глав, Двенадцать красноармейцев (патруль в Петрограде), Двенадцать апостолов Христа.

Революция – это буря, стихия, сметающая все на своем пути, уничтожает старый мир. Старый мир – старуха, поп, барышня в каракуле – в образе безродного, шелудивого пса. Он не только отвратителен, но и достаточно силен, не отстает от 12 красноармейцев, но он обречен на гибель. Двенадцать патриотических воплощений революционной силы. Им буря не страшна. Они беззаветны, горят вековой злобой. Их стихия разрушительна.

Революционная стихия к концу поэмы становится организованной силой. Лексика и ритм 12 главы – этому подтверждение (маршевый ритм хорей, лексика, например, "Так идут державным шагом").

Рисуя революцию, Блок показывает, что она является залогом духовного роста личности. Петруха случайно убивает Катьку и мучается этим обстоятельством.

Художественные особенности поэмы "Двенадцать" крайне показательны.

Ритмический строй, рифма, лексика от первой до двенадцатой главы, постепенно меняясь, выражают мысль о том, что стихийное, разрушительное начало революции преодолевается, превращаясь в организованную силу, способную обновить мир. Поэма населена множеством героев, представленных репликами. Речь становится яркой, появляются исчерпывающие характеристики:

- Ох, Матушка-заступница!
- Ох большевики загонят в гроб!
- Уж мы плакали, плакали!

Картина Петрограда возникает благородной. Развивая образы Двенадцати Блок сознательно использует сниженную лексику ("вскидывает"). Сознательно нарушает рифму, например, в конце 7 главы. Это придает картине естественность и яркость. Христос впереди – символ духовного очищения через революцию, через бурю.

Существует и иная трактовка поэмы "Двенадцать", согласно которой Двенадцать – это воплощение революционной силы, явление разрушительное, жестокое, бесчеловечное и антихристианское. Все они преступники (бубновый туз) грабители, святотатцы, руки их в крови, для них человеческая жизнь пустяк. Христос впереди – это воплощение страдания во имя людей, тоже будет застрелен Двенадцатью.

С этой точки зрения поэму "Двенадцать" можно рассматривать как апофеоз насилия и убийства.

Следует отметить, что существуют и иные трактовки поэмы Блока "Двенадцать".