Анализ показателей розничного товарооборота

Автор: Андрей Нестеров ✔ 11.12.2018

Нестеров А.К. Анализ показателей розничного товарооборота // Энциклопедия Нестеровых

Анализ показателей розничного товарооборота на предприятиях торговли позволяет выявить возможности для увеличения продаж товаров и максимизировать тем самым прибыль предприятия. Максимизация прибыли выступает основной целью деятельности любого торгового предприятия, поэтому необходимо поддерживать такой объем розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.


Методика анализа показателей розничного товарооборота

Важнейшим резервом повышения эффективности работы розничного торгового предприятия в части увеличения продаж товаров и повышения объемов прибыли является принятие решений в данной сфере на основе результатов анализа показателей розничного товарооборота. Необходимость анализа розничного товарооборота обусловлена тем, что за счет этого достигается создание объективных условий для повышения продаж товаров на предприятиях торговли.

Анализ показателей розничного товарооборота

Методика анализа показателей розничного товарооборота на предприятиях торговли включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота;
  2. Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов;
  3. Анализ влияния состояния товарных запасов на объем розничного товарооборота;
  4. Оценка эффективности розничного товарооборота.

Взаимосвязь данных этапов проявляется в том, что в совокупности анализируемые показатели влияют на положительную или отрицательную динамику товарооборота.

К содержанию

Анализ структуры розничного товарооборота

На первом этапе производится анализ структуры розничного товарооборота, для оценки товарно-групповой структуры розничной реализации продукции в торговом предприятии. Результаты анализа динамики и структуры розничного товарооборота позволяют оценить соотношение между группами товаров и ассортиментный состав продаж. Группировка производится в соответствии реализуемыми группами товаров на конкретном предприятии. По итогам анализа делаются выводы о текущей структуре товарооборота и сбалансированности ассортимента розничного торгового предприятия.

Пример структуры ассортимента

Пример структуры розничного товарооборота

Структура розничного товарооборота отражает соотношение между группами товаров и ассортиментный состав продаж.

Пример анализа динамики и структуры розничного товарооборота

Наименование товарных групп

2017 год

2018 год

Темп роста, %

Отклонение (+,-)

Тыс. руб

%

Тыс. руб.

%

1.

вкусовые товары (кофе, чай, соусы и т.д.);

70317

16%

81302

17%

115,62

10985

2.

мясные и рыбные товары;

70317

16%

71737

15%

102,02

1420

3.

молоко и молочные продукты;

65922

15%

66955

14%

101,57

1033

4.

крупы;

26369

6%

23912

5%

90,68

-2456

5.

кондитерские изделия;

61527

14%

71737

15%

116,59

10210

6.

яичные товары;

4395

1%

9565

2%

217,64

5170

7.

фрукты-овощи;

13184

3%

9565

2%

72,55

-3619

8.

пиво и ликероводочная продукция;

61527

14%

76520

16%

124,37

14992

9.

хлеб и хлебобулочные изделия;

35159

8%

38260

8%

108,82

3101

10.

безалкогольные напитки.

30764

7%

28695

6%

93,28

-2069

Итого:

439482

100%

478249

100%

108,82

38767

Структура розничного товарооборота соответствует профилю предприятия розничной торговли и отражает ассортиментный состав продаж.

По результатам анализа динамики и структуры розничного товарооборота должны быть сделаны выводы:

  1. Об изменения доли товарных групп в структуре товарооборота.
  2. Определены абсолютные изменения объемов розничного товарооборота по товарным группам.
  3. Определен общий темп прироста розничного товарооборота.
  4. Выявлены факторы роста или снижения товарооборота в разрезе по товарным группам.

Следует отметить, что относительно устойчивая структура товарооборота свидетельствует о достаточно устойчивом покупательском спросе на отдельные группы товаров, которые реализует предприятия, что следует учитывать при планировании закупок.

К содержанию

Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов

Второй этап предполагает проведение оценки показателей товарных запасов и поступления (закупки) товаров. Управление товарными запасами преследует цель организовать их эффективное использование, уровень которого оценивается с помощью показателей розничного товарооборота. Прим этом размер товарных запасов определяется объемом и структурой розничного товарооборота.

Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:

Зн + П = Р + Зк                                                                              (1)

Р = Зн + П – Зк                                                                              (2)

Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк                                                           (3)

Р = Зн + П – Впр – Уе – Зк,                                                           (4)

где    Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода;

         П – поступление (закупка товара);

         Впр – прочие выбытия;

         Уе – естественная убыль;

         Р – реализация товаров.

Факторы формирования товарных запасов

Уровень товарных запасов измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:

Утз = ТЗ / (Т/ОБодн) или Утз = (ТЗ * Д) / (Т / Об)                                     (5)

где

Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;

ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);

Т/ОБодн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Т/ОБ – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

Д – количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Товарооборачиваемость – это время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации и скорость оборота товаров. Оборачиваются не сами товары, а средства вложенные в них.

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:

ОБдн = (ТЗс * Д) / (Т / Об) или ОБдн = ТЗс / (Т/ОБодн)                             (6)

где

ОБдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗс – средний товарный запас за исследуемый период (руб.);

Т/ОБодн – однодневный товарооборот за тот же период (руб.);

Т/ОБ – объем товарооборота за указанный период (руб.);

Д – число дней в этом периоде.

Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

ТЗс = [(ТЗ1/2) + ТЗ2 +... + (ТЗn/2)] / (n – 1)                                    (7)

где

ТЗс – средний товарный запас за определенный период (руб.);

ТЗ1,ТЗ2,...,ТЗn- величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);

n – количество дат, за которые берется величина запасов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:

Обр = (Т/Об) / ТЗс или Обр = Д / Обдн                                           (8)

где

Обр – товарооборачиваемость в числе оборотов;

Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Т/Об – товарооборот за определенный период (руб.);

ТЗс – средний товарный запас за тот же период (руб.);

Д – число дней в указанном периоде.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Время и скорость товарного обращения обратно пропорциональны: уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения повышают объем товарооборота при меньших товарных запасах.

Исходные данные для анализа розничного товарооборота

Период

Розничный товарооборот, тыс.руб.

Товарные запасы на начало периода, тыс.руб.

Товарные запасы на конец периода, тыс.руб.

Количество рабочих дней в периоде, дней

2017 год

439482

7911

8347

360

2018 год

478249

8347

8083

359

Однодневный товарооборот:

Т/ОБодн 2017 = 439482 / 360 = 1220 тыс. руб./день

Т/ОБодн 2017 = 478249 / 359 = 1332 тыс. руб./день

Уровень товарных запасов:

Утз 2017 = 8347 / 1220 = 6,84 дней

Утз 2018 = 8083 / 1332 = 6,07 дней

Таким образом, при сложившемся товарообороте товарных запасов в магазине хватит на 6 дней.

Если предприятие поддерживает, как в примере, примерно одинаковый уровень товарных запасов, что свидетельствует о продуманной политике в отношении управления запасами для целей розничной реализации. Однако, для продуктового магазина можно предположить наличие диспропорций в структуре товарных запасов, так как по объективным причинам реализуемые товары имеют разный срок годности и хранения.

Следовательно, реализуемая продукция с ограниченным сроком хранения, преобладая в структуре продаж, вызывает увеличение товарных запасов с длительным сроком хранения. Поэтому предприятию необходимо пересмотреть структуру товарных запасов с целью ускорения товарооборачиваемости, высвобождения оборотных средств для оптимизации товарных потоков.

Далее проведем оценку товарооборачиваемости по времени и скорости обращения товарных запасов по формулам (6) и (8).

Предварительно для расчета показателей товарооборачиваемости в днях товарооборота и в числе оборотов необходимо определить средний товарный запас за анализируемый период, который рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда (7).

Вначале рассчитаем средний товарный запас за 2017 и 2018 года, используя формулу (7):

ТЗс = [(7911 / 2) + 8347 + (8083 / 2)] / 2 = 8172 тыс. руб.

Зная однодневный средний товарный запас, рассчитаем время товарного обращения или товарооборачиваемость в днях товарооборота, используя формулу (6):

ОБдн 2017 = 8172 / 1220 = 6,7 дней

ОБдн 2018 = 8172 / 1332 = 6,1 дней

По формуле (8) рассчитаем скорость товарного обращения или товарооборачиваемость в числе оборотов.

Обр 2017 = 439482 / 8172 = 53 оборота

Обр 2018 = 478249 / 8172 = 58 оборотов

Таким образом, товары находились на складе немногим более 6 дней, а за год обновление товарных запасов произошло 58 раз.

Результаты расчетов сведем в аналитическую таблицу с показателями товарооборачиваемости.

Анализ показателей товарооборачиваемости

Период

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Товарооборачиваемость

В днях

Количество оборотов

2017

439482

1220

8172

6,7

53

2018

478249

1332

8172

6,1

58

Изменение

+38767

+112

-0,6

+5

В данном примере показатели товарооборачиваемости за 2018 год немного улучшились. Товарооборачиваемость в среднем уменьшилась на 0,6 дня и увеличилась в количестве товарооборотов на 5. Время товарного обращения, равное 6,1 дней, относительно высокое, учитывая средние показатели оборачиваемости и необходимость быстрого обновления продовольственной продукции, большая часть которой отличается небольшим сроком хранения. В разрезе товарных групп, на предприятии четыре группы отличаются быстрым товарообращением: хлеб и хлебобулочные изделия, а также кондитерские изделия – менее 1 дня; фрукты-овощи – менее 4 дней; молоко и молочные продукты – менее 3 дней. Это свидетельствует о правильном планировании закупок товаров из данных групп продукции. По одной товарной группе наблюдается чрезмерно длительное товарообращение: вкусовые товары – более 30 дней.

К содержанию

Анализ влияния состояния товарных запасов на объем розничного товарооборота

Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса.

Произведем балансовую увязку показателей розничного товарооборота с помощью формулы товарного баланса:

Р = Зн + П – В – Зк

Балансовая увязка показателей розничного товарооборота

Показатели

2017 тыс. руб.

2018 тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп изменения, %

Запасы на начало года

7911

8347

436

5,51

Поступление товаров

376913

409980

33067

8,77

Реализация товаров

376477

410244

33767

8,97

Запасы на конец года

8347

8083

-264

-3,16

В данном примере наблюдается рост запасов, поступления и реализации товаров в 2018 году. Небольшое превышение поступления товаров над объемом их реализации в 2017 году привело к увеличению товарных запасов на конец года по сравнению с его началом, как следствие, увеличились финансовые вложения в оборотные средства. В 2018 году данный негативный момент был ликвидирован. В целом оптимизация товарных запасов является положительным моментом в рамках управления запасами, так как она позволяет снизить объемы финансовых вложений в оборотные средства.

На сбалансированность и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода, если товары пользуются спросом, и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.

К содержанию

Анализ эффективности использования товарных ресурсов

Основным показателем эффективности является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Эт.р.), который рассчитывается по формуле:

Эт.р. = Р/(Зн + П – Зк) (10)

Этот показатель отражает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. Положительным моментом является увеличение данного показателя по сравнению с прошлым периодом.

В соответствии с формулой (10) и данными предыдущей таблицы произведем расчет:

Эт.р. 2017 = 439482 / (7911 + 376913 – 8347) = 1,167

Эт.р. 2018 = 478249 / (6122 + 409980 – 8083) =1,166

В данном примере в 2018 году эффективность розничного товарооборота незначительно снизилась, что можно считать отрицательным моментом. Кроме того, следует учесть и невысокое значение показателя эффективности розничного товарооборота. В соответствии с этим на предприятии необходимо изыскать резервы и выявить пути повышения рентабельности продаж.

Вывод

Рассмотренные показатели розничного товарооборота в совокупности позволяют оценить объемы продаж товаров на предприятии торговли и выявить наличие положительных или отрицательных тенденций в динамике товарооборота.