Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 15.04.2019

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

"Разговор с Анакреоном", древнегреческим поэтом-лириком, – это диалог из переводов Анакреона и ответов Ломоносова, которые помогут понять взаимоотношения классицизма и античности.

Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном

Стихотворение М.В. Ломоносова "Разговор с Анакреоном" было написано в период с 1757 по 1761гг. Данное произведение представляет собой сочетание переводов М.В. Ломоносова и собственных рассуждений поэта. В данном стихотворении явно противопоставлены друг-другу героическая лирика и любовная поэзия.

Ломоносов

Анакреон

Мне петь было о нежной,

Анакреон, любви;

Я чувствовал жар прежней

В согревшейся крови,

Я бегать стал перстами

По тоненьким струнам

И сладкими словами

Последовать стопам.

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Мне петь было о Трое,

О Кадме мне бы петь,

Да гусли мне в покое

Любовь велят звенеть.

Я гусли со струнами

Вчера переменил

И славными делами

Алкида возносил;

Да гусли поневоле

Любовь мне петь велят,

О вас, герои, боле,

Прощайте, не хотят.

Композиция стихотворения – это спор, в котором сталкиваются две позиции: Ломоносова и Анакреона. Анакреон любит жизнь, растворяется в ее потоке, а ему противоречит Ломоносов и строгие римляне. В стихе спорят не прямые противники, а как бы разные голоса одной души. Ломоносов не отвергает Анакреонта. Ломоносов приветствует искренность Анакреона, который делом "держался слов". В третьей части беспечности Анакреона противоречит Катон. Последняя часть – это опять спор Ломоносова и Анакреона.

Отвечая Анакреону М. Ломоносов раскрывает собственное мировоззрение, идеи и стремления. В каждой ответной строфе читатель видит особое развитие мысли, образные детали, которые перекликаются со строками Анакреона. При этом в глаза бросается противостояние мыслей и идей. Так, например, Анакреон просит написать "любезну мне", а Ломоносов – изобразить на портрете "возлюбленную мать". Вторая пара строф усиливает и конкретизирует эту противоположность лейтмотивов. Древнегреческий поэт очарован белизной лица и нежным румянцем юной девушки. Герои М.В. Ломоносова зрелые в отличии от анакреоновских. При этом, очевидно, что М.В. Ломоносов часто в качестве главной героини использует саму Россию.

Чтобы подчеркнуть диалог и между строками у Ломоносова явно имеется лексическая параллель, а именно одно общее слово. Так в двух первых строфах от Анакреона и М.Ломоносова мы видим следующее:

"Мне петь было о нежной,
Анакреон, любви;..."

и

"Мне петь было о Трое,

О Кадме мне бы петь,"

Однако, как видно из приведенных выше строк, смысловое значение слова у поэтов сильно различается. А если так, то и образное его содержание оказывается различным.

Общий характер поэзии Анакреона, ее темы и направление начисто отвергнуты Ломоносовым. В своем творчестве он шел по другому пути, отдавая поэтические силы служению отечеству, и в "Разговоре с Анакреонтом" отчетливо сказал об этом.

В поэтической битве отраженной в произведении "Разговор с Анакреоном" разняться не только слог, но и ритм. Так, в заключительном фрагменте произведения анакреоновские строфы написаны хореическим размером, а Ломоносовские – ямбическим.

Стихотворение М.В. Ломоносова "Разговор с Анакреоном"являет собой спор о назначении поэта, о назначении культуры. Эта тема важна для Михаила Ломоносова. Она проходит красной линией в его творчестве. Поэт должен служить Отечеству. Так считал великий русский поэт.