Анализ Записок охотника

Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.04.2019

Нестерова И.А. Анализ Записок охотника // Энциклопедия Нестеровых

Записки Охотника написанные великим русским писателем И.С. Тургеневым. В воем цикле рассказов он от лица охотника описывает настоящую, невыдуманную жизнь в России.

Тургенев

Портрет И.С. Тургенева кисти Ильи Ефимовича Репина

Записки Охотника И.С. Тургенева были созданы им в период с 1847 г. по 1851 год. Сборник рассказов состоит из двадцати пяти небольших произведений. Связаны они между собой личностью рассказчика. Первый рассказ "Хорь и Калиныч" вышел в свет в 1847 году в журнале современник, который в том же году купили Некрасов и Иван Панаев. Новая редакция попросила Тургенева "наполнить отдел смеси в первом номере"[1]. В 1852 году Записки охотника вышли отдельной книгой.

Особенностью Записок Охотника является то, что они отражают крестьянскую жизнь и быт. Именно по этой причине выход сборника вызвал неоднозначную реакцию как у правящих кругов, так и в творческой среде. Дело в том, что в ряде рассказов можно увидеть недовольства писателя крепостным правом. Это особенно бросается в глаза в следующих рассказах:

  • "Ермолай и Мельничиха",
  • "Бурмистр",
  • "Льгов",
  • "Два Помещика",
  • "Петр Петрович Каратаев",
  • "Свидание".
Тема цикла рассказов " Записки охотника" – это жизнь и судьба русского крестьянства.

Титульный лист Записки охотника

Титульный лист первого издания. 1852

Тургенев любил русскую природу во всех своих произведениях он уделял ей значимое место. Записки охотника не стали исключением. Живописные пейзажи наполняют каждый рассказ особой реалистичной атмосферой. Они заставляют читателя переместиться в место действия, помогают прочувствовать красоты русской природы и проникнуться судьбами тургеневских персонажей. Вот например отрывок из рассказа "Ермолай и мельничиха", в котором природа и человек сочетаются: "Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно спустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули [2]."

В этом же рассказе закат жизни и закат солнца сплетаются, чтобы подчеркнуть печальную судьбу жены мельника Арины, женщины с "большими и грустными " глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.

Записки Охотника И.С. Тургенева насыщены описаниями природы и диалогами. Пейзажи и диалоги переплетаются, создавая единую композицию. Природа дополняет сюжет диалогов, а в ряде случаев, диалоги оттеняют природу. Отдельно следует выделить рассказ "Лес и степь". Он отличается от всех других произведений цикла тем, что в нем автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи, диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.

Тургенев создает в своем цикле рассказов галерею образов как положительных, так и отрицательных. При этом на страницах рассказов также есть место для нейтральных персонажей. При этом читатель не может остаться равнодушным ни к кому, так как каждый образ полноценен. Тургенев создает описание героев с точки зрения рассказчика, тем самым внося нотки авторского отношения к каждому персонажу.

Записки Охотника удивительно реалистичные рассказы. Это целая палитра из человеческих трагедий, глупости, невежества и в тоже время красоты.

В Записках охотника И.С, Тургенев стремиться не только правдиво описать быт русского крестьянства, но передать все своеобразие местных наречий. Это позволяет писателю лучше передать образы персонажей.

Помимо образов крестьян в цикле присутствуют образы помещиков. В отличии от крестьян Тургенев отражает все самодурство и беспринципность крепостной России на антитезе: помещик-крестьянин. В ряде рассказов писатель подчеркивает равенство между крепостной и раб для помещика. Так самодурство помещицы сгубило жизнь Арины и Петра в рассказе "Ермолай и мельничиха". Тяжела судьба человека по прозвищу Сучок в рассказе "Льгов". Он не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Но в реке рыбы нет и Сучок вынужден в пустую тратить свою жизнь из-за прихоти хозяев.

В цикле рассказов "Записки охотника" отсутствует прямое осуждение крепостного права. Тургенев как художник отображает то, что видит.

Большое внимание в Записках охотника уделено образу России. Однако писатель не говорит, что ждет Россию. Он передает свое видение через персонажей рассказов. Перспективы дальнейшего роста и развития русской цивилизации Тургенев показывает в фоне, оттеняемом событиями произведения. Именно в крестьянстве Тургенев нашел ту самую "почву, хранящую жизненные соки всякого развития". Тургенев нашел в жизни русского народа ту значительность и значимость на национально-государственном уровне, тот общенациональный смысл, который Толстой положил в основу художественного мира.

В "Записках охотника" сталкиваются и спорят две России: официальная крепостническая и народная крестьянская. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности. Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам. При этом можно отметить, что таким способом Тургенев показывает неоднородность Российского государства, которое существует не вопреки внутренним противоречиям, а в соответствии с синтезирующим взаимным влиянием разносторонних народных общностей. Живой образ России в книге Тургенева – природа. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе общенациональным врагом должна принять участие вся Россия, не только крестьянство, но и дворянство.

Учитывая сегодняшние события на Украине, которая оказалась не способной к национальному единству, что вылилось в 2014 году в раскол общества, Россия оказывается снова в ситуации, когда ей угрожает внешний враг. Пусть основные угрозы этого врага носят политический и дипломатический характер, население России как самостоятельная цивилизация отвергает попытки врагов диктовать русским, как им жить, как разговаривать и как вести себя на международной арене. В этой связи концепция и мысли Тургенева оказываются актуальными и для сегодняшней России.

Литература

  1. Богословский Н.. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1961.
  2. Тургенев И.С. Записки охотника – М.: Издательство "Азбука", 2015