Античная культура

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.06.2019

Нестерова И.А. Античная культура // Энциклопедия Нестеровых

Эпоха античности стала отправной точкой культурного становления человечества. Зародившиеся в эпоху античности виды искусства, философия, право стали основой современной европейской цивилизации.


Понятие и этапы античности

В общем и целом ученые относят к античности тот период истории, когда существовали Греческая и Римская цивилизации. Сам термин античность создан для упрощения восприятия той эпохи. В русский язык термин попал из романских и германских языков. Он восходит к латинскому слову, которое переводится на русский как "древность".

Античность представляет собой период развития человеческого общества когда развивались цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии исторических форм.

Современные историки основной заслугой античности обычно называют то, что она сформировала государственное устройство, которое в дальнейшем стало моделью для современной цивилизации. Именно в Древней Греции и Риме зародили такие важные для современного государства понятия как "право" и "демократия". В эпоху античности появилась культура которая стала одним из важнейших факторов становления и развития последующей мировой культуры.

Античность принято делить на эпохи:

  • Эпоха Древней Греции
  • Эпоха Древнего Рима

Кроме того Античность делят на несколько периодов, изображенных на рисунке ниже. ранняя Античность (VIII в. до н.э. – II в. до н.э.)

периоды античности

Периоды Античности

Ранняя античность характеризуется развитием культуры, появлением новых направлений в науке, искусстве. Древняя Греция начала свой путь к вершинам философии, архитектуры, ораторского искусства.

Классическая античность включает в себя время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия). Данный период характеризуется тем, что наука, искусство Древней Греции и Рима достигли своей вершины. Философа писали удивительные трактаты, в моде было просвещение и красота.

Поздняя античность Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284), установившего политический режим неограниченной личной власти – доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568). Верхнюю границу поздней Античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х годах.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья [1].

Особый интерес представляет деление культуры античности на культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима. Часто упоминают Византию, появившуюся в поздней античности. Византия сформировалась в 395 году вследствие давления гуннов на Римскую империю, распавшуюся на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Византия – уникальное государство, которому удалось существовать и в позднюю античность и в раннем средневековье.

К содержанию

Античность Древней Греции

Древняя Греция – величайшее государство, чьи достижения легли в основу античной культуры, науки и философии. В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейский период (2800-1100 до н.э.) – В это время процветала крито-микенская культура.
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) известен распадом родоплеменного общества.
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) знаменит становлением рабовладельческих государств – полисов.
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.) – это время когда города -полисы стали центром науки, искусства и просвящения.
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) – это период упадка полисов. Империя Александра Македонского подорвала силы и мощь Древней Греции и эллинистические государства.

Греческая цивилизация берет свое начало 3000 лет до нашей эры. Греки как нация получили имя эллины. Данное имя появилось мифологического персонажа праотца греков Эллина. По легендам именно от сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. И по сей день греки называют свою страну Эллада. При этом в разных культурах греков и Грецию именуют по разному. Так, в европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение "греки". В древности их называли "ахейцы", "роме Первые племена, которые стали потом известны как эллины появились на балканском полуострове. Энеолит в Эгеиде. Раннеминойский и раннеэлладский периоды. Первоначально цивилизация называлась микерской. Свое название она получила в честь микенская цивилизация самого крупного и могущественного города ахейцев – Микен. Другими важными городами той эпохи были Тиринф, Пилос, Афины и Фивы. Выгодное географическое положение ахейцев, в частности, их близкое соседство с представителями минойской и кикладской культур, создало все необходимые предпосылки для создания ими сильного государства.

Микенцы известны тем что первыми начали использовать гончарный круг и создавать гончарные изделия. Большую известность получила керамика.

МИКЕНСКАЯ КЕРАМИКА

Микенская керамика

Первоначально она создавалась для бытовых нужд. Затем мастера стали творить уникальные по своему орнаменту и красоте вещи.

1900 1700 г.до н.э крит Kamares стиль

Образец микенской керамики. 1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Уникальные произведения микенских мастеров украшали царские дворцы, дома зажиточных горожан. Они пользовались спросом у торговцев, которые путешествовали по миру и продавали микенские товары в другие государства.

Центром микенской цивилизации были города Микены, Тиринф и порт Пилос. Влияние микенской цивилизации распространялось на всю территорию Балканского полуострова и до южной части Фесалии.

Города микенцев были хорошо защищены. Они торговали со странами Азии, с Египтом, Сирией и Кипром. Археологами доказано, что существует большая вероятность того, что именно микенцы захватили Трою.

Культура и ремесла были высокоразвиты в Микенском царстве. Археологи нашли много изделий из керамики, золота. Микенских царей хоронили в огромных гробницах, похожих на улей закрытый гигантским куполом.

Большую известность получила гробница названная "Сокровищница Атрея" или гробница Агамемнона. Высота погребальной камеры в ней составляла 13 метров.

Сокровищница Атрея была построена из огромных камней без использования кладочного раствора.

Сокровищница Атрея

Сокровищница Атрея

И по сей день Сокровищница Атрея является одним из крупнейших купольных сооружений древнего мира и относится к числу известных памятников микенской архитектуры. В 1879 году её исследовал немецкий археолог Генрихом Шлиманом.

Большой интерес в культуре Микен вызывают посмертные маски. Необыкновенной красотой отличаются маски сделанные из сусального золота.

Маска Агамемнона

Посмертная маска, известная также как "маска Агамемнона". Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей в Афинах.

Гомер называл микенцев ахейцами и прославлял их боевой дух и отвагу. Особого внимания достойна цивилизация микенцев на острове Крит. Там жили более миролюбивые и культурно развитые минойцы, микенцы пришли в конце 15 в. до н.э. Этому способствовала их активная политика освоения новых земель. Под влиянием минойской письменности ахейцы разработали свое собственное похожее письмо. Полному завоеванию и покорению Крита микенцами поспособствовал неизвестный природный катаклизм. На разрушенную землетрясением и цунами землю ринулись войска микенцев, положив конец минойской цивилизации в Греции примерно в 1400 г. до н.э.

Микенская цивилизация исчезла приблизительно в 1200 году до нашей эры. Следом за ней пришел Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.). Он известен распадом родоплеменного общества и считался периодом "тёмных веков" или "предполисный" период. С падением крито-микенской цивилизации связаны мощные катаклизмы в социальной и культурной жизни жителей Балканского полуострова. О данном периоде истории древней Греции известно мало, но в культурном плане он ознаменован упадком, потерей ряда ремесел и письменности. Однако, как парадоксально это не звучит, в темные века отмечен определенный технический прогресс. В частности распространение получает работа с металлом, его выплавка и ковка. Дело в том, что в микенский период железо было известно как ценный метал. Из него изготавливали различные украшения. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII-XI вв. до н.э. Несколько позже – в X-IX вв. до н.э. появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе, керамика, железный серп из Тиринфа и другие предметы [2].

В то время внимание стали уделять земледелию. Оно снова вернуло, утраченную в результате ухода от общинного строя, значимость. В "темные века" греки занимались преимущественно хлебопашеством, садоводством и виноградарством. Это становиться известно из "Одиссеи" Гомера. Он подробно описывает чудесный сад царя феаков Алкиноя в "Одиссее". Помимо этого важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства.

Алкиной

Царь Алкиной

Чудеснее всего был сад, находившийся при дворце. Вечно зрели в нем всевозможные плоды – и зимой, и летом. Теплый Зефир обвевал сад. Там же был и виноградник, круглый год дававший спелые гроздья. В саду журчал светлый родник, другой же родник бил у самого порога дворца [3].

Влияние расширения использования в быту и военном деле железа в Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Археологами найдено много доказательств данного утверждения.

Классический период (V-IV вв. до н.э.) ознаменован небывалым ростом науки, искусства и совершенствованием государственного устройства. В то время активно растут полисы. Они становятся центром науки и искусства. Греческие поэты, скульпторы и философы создают удивительные шедевры. В классический период Древняя Греции обладала всеми уникальными чертами античной цивилизации:

  • рабство,
  • система денежного обращения и рынка,
  • полис основная форма политической организации,
  • идеи суверенитета народа и демократическая форма правления.

В классический период началась чеканка монет, что ускорила экономический рост Древней Греции. Искусство и ранних полисов наполнено патриотизмом, жаждой свободы и перемен. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Самым крупным полисом становятся Афины. Они превращаются в центр науки, культуры и торговли. Философия достигает небывалых высот. этот период Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя.

Сократ

Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля "Афинская школа" в Ватикане)

Среди самых известных учеников Сократа и величайших философов античности следует упомянуть Платона. Его принято считать одним из основоположников европейской философии. Он много путешествовал по Греции, Египту, югу современной Италии. Сохранившиеся работы Платона являют в большинстве своем диалоги. В своем знаменитом "Государстве" Платон рисует идеальное общественное устройство, коим, по его мнению, должна быть демократия.

В классический период появилось знаковое явление для антично культуры – Олимпийские игры. Они зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э. Олимпия у Древних Греков считалась священным местом. Спортивная программа включала в себя:

  • Бег
  • Метание копья
  • Метание диска
  • Борьба
  • Прыжки в длину
  • Соревнования на колесницах.

Олимпийские игры Борьба

Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Марафонский бег известен со времен Олимпийских Игр в Древней Греции. Участниками Игр могли быть только мужчины. Они соревновались обнаженными.

Марафонский бег связан с легендой, согласно которой профессиональный бегун Фиддепид был послан с поля боя при Марафоне в Афины, чтобы сообщить о победе над персами. Расстояние от Марафоде до Афин было 40 км. Прибежав в Афины он прокричал: "Радуйтесь! Мы победили!". После этого Фиддепид упал замертво.

Античная культура отличалась обширными пантеонами богов. Древняя Греции имела один из самых больших пантеонов. Он окончательно оформился именно в классический период.

Древняя Греция – родина театра. Он берет свое начало из культа бога Диониса. Первые представления устраивались именно в честь Диониса. Ему приносили в жертву козла, пели хвалебные песни артисты в масках сатиров.

Слово"трагедия" в переводе с греческого "песнь козлов".
Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого "комос" ‒ веселое шествие и "одос" ‒ песнь [4].

Важным моментом развития театра в Древней Греции считают новшество, привнесенное драматургом Фесписом в 534 году. Он добавил к хору выступление одного актера, который читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Театр Диониса в Афинах

Театр Диониса в Афинах в римское время

В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны. Из Афин театральные зрелища распространились по всему миру и конечно же попало в Рим.

Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) – время упадка Древней Греции. Время сложное для античной культуры. Эпоха эллизма – период деградации. Нескончаемые войны Александра Македонского вкупе с ослаблением централизованной власти привело к деградации во многих сферах от армии до науки и искусства. Александром была создана огромная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго. Александр Македонский был убит. Военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.

В эллинистический период греческая скульптура распространяется по обширной территории. Стремление вельмож украсить свой быт, обилие заказов художникам определили массовый поток скульптуры. Но в основном это было только тиражирование прекрасных оригиналов классики. Вновь же создаваемые образы были лишены гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, вычурности, излишней пышности.

К содержанию

Культура Древнего Рима

Рим появился около 1000 года до нашей эры. Началось все с появления на территории Рима племен латинов. Уже в 7 веке до нашей эры Рим стал конгломератом поселений и попал под власть этруссков. Культура Древнего Рима делится на четыре периода представленные ниже.

Периоды культуры Древнего Рима

Периоды культуры Древнего Рима

Первый период культуры Древнего Рима получил название этрусский, так как в рамках античной культуры он простирался от VIII в. до н. э., с момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии. Достижения данного периода выражены в правовом поле и в архитектуре.

Более интересным с точки зрения изучения античной культуры является период царства. Именно в этот период у римлян появился свой алфавит.

Позднее у римлян большое распространение получила скульптура. Считается, что одно время в Риме было больше скульптур чем жителей. В отличии от скульптуры Древней Греции, в Риме скульпторы меняют сюжеты и усиливают мифологическую трактовку образов. Пластика обнаженной натуры отличается от греческой.

С развитием Древнего Рима растут и его аппетиты. Первой фазой римских завоеваний стала экспансия Апенинского полуострова. Был повержен Карфаген. Первая и вторая Пунические войны превратили Рим в мощную державу.

Рим развивал различные виды искусства. Так, римские писатели создали в литературе новый жанр – жанр романа. Под влиянием греческой литературы, римская литература выпустила на свет целую плеяду драматургов и поэтов. В числе самых известных можно смело назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Ливий Андроник, один из первых римских поэтов, перевел на латынь "Одиссею" Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. Он писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Ливий андронник

Ливий Андроник. Портрет

После того, как римское государство из республики стало империей, литература изменилась. Все это было обусловлено серьезными историческими изменениями. Так в 1 веке до нашей эры император Август уже владел большей частью Азии, Сирией и Египтом. Правление Августа часто называют "золотым веком". Он считал что правитель обязан покровительствовать искусству. Сам император оказывал поддержку и восхищался Горацием, Вергилием. Он покровительствовал Титу Ливию. Его примеры следовала римская знать. Отдельно следует остановиться на фигуре Вергилия авторе "Энеиды". Именно он предрек рождение младенца, который вернет людям золотой век. Христианские богословы нарекли Вергилия пророком.

Произведения Вергилия изучали в эпоху Ренессанса. Данте Алигьери в "Божественной комедии" показал Вергилия в роли своего провожатого по адским уровням.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. В числе величайших творений архитектуры Древнего Рима прочно занял место Колизей. Его строительство велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Колизей

Колизей

Падение Римской Империи сопровождалось бурным развитием культуры и искусства. Однако искусства приобретало все более вычурные формы. Золотой век Римской Империи закончился на смерти Марка Аврелия.

Марк Аврелий

Марк Аврелий

Марк Аврелий был выдающимся философом. Он оставил трон вспыльчивому сыну Коммоду. Именно его убийство вследствие заговора и привело к началу гражданской войны в Римской Империи. За время воин и междоусобиц влияние Римской Империи стало снижаться, культура и искусство приходить в упадок.

Император Диаклетан (284-305) разделил Римскую Империю на части. В каждой их них был свой император. При этом Рим, будучи столицей, перестал быть резиденцией императора. Это отрицательно сказалось на искусстве и поэзии.

Император Константин принял христианство и на месте Византии выстроил новый город – Константинополь и в 330 году нашей эры перенес туда столицу. После смерти Императора на христиан начались гонения. Однако христианство быстро распространялось по трритории Римской Империи. Именно благодаря христианству возникло новое государство Византия со столицей Константинополь, которое просуществовало еще 1000 лет.

Литература

  1. Культурология / Под ред. Мослова Л.М. – Академия, 2018
  2. Гомеровский период. XI–IX вв. до н. э.// История Древнего Мира URL: http://www.mystic-chel.ru/europe/greece/495.html
  3. Гомер. Приключения Одиссея.
  4. Головня В.В. История античного театра – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ИСКУССТВО", 1972