ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Аудит финансовой отчетности

Федеральное правило (стандарт) № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее – аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее – аудитор) обязаны соблюдать.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Искажением отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные и существенные и несущественные.

Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности отражаются в рабочей документации аудитора.

Предметом общего аудита является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации. Аудитор должен высказать мнение о ее достоверности, также ему необходимо установить актуальность деятельности организации, соблюдение норм законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Последовательность проверки можно разбить на ряд этапов:

1. Аудитор изучает учредительные документы организации и определяет, каковы основные цели создания, виды деятельности, а если эти виды деятельности требуют лицензирования, то проверяется наличие лицензии.

2. Анализируется содержание учетной политики и поясняется как организована бухгалтерская служба (учреждена бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, либо бухгалтерский учет ведется специалистом на договорных началах, либо учет ведет руководитель аудируемого лица), какая форма учета выбрана (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, автоматизированная). Выясняется, какие методы оценки имущества выбраны, каков рабочий план счетов бухгалтерского учета и пр.

3. Анализируются результаты годовой инвентаризации имущества и обязательств, т.к. оставление на балансе неотрегулируемых сумм считается неправильным составлением баланса.

4. Проверяется бухгалтерская отчетность по 3-м направлениям:

- по форме, т.е. проверяется наличие заполненных реквизитов (наименование предприятия, коды, подписи, печать), пустые строки должны быть прочеркнуты, исправления оговорены;

- по существу, т.е. проверяется взаимоувязка форм отчетности;

- арифметически, т.е. подсчет итогов групп, статей, разделов, валюты баланса.

5. Устанавливается правильность оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверяется правильность перенесения сумм из главной книги.

6. Анализируется главная книга. Особое внимание обращается на те счета, по которым долго не было движения, либо имеются исправления.

7. Анализируются учетные регистры, и устанавливается правильность перенесения сумм из учетных регистров в главную книгу.

8. Проверяются документы, являющиеся основанием для заполнения учетных регистров, например, журнал-ордер № 1 (Кредит 50) и ведомость № 1 (Дебет 50) – основанием для их заполнения являются отчеты кассира с приложенными кассовыми ордерами. Причем каждому отчету кассира отводится отдельная строка в журнале-ордере и ведомости. Первичные документы также должны быть проверены по форме, по существу и арифметически.

Также аудитором должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- утверждена ли учетная политика и соблюдается ли она в течение года,

- разработаны ли должностные инструкции бухгалтеров,

- разработаны ли графики работы с материально ответственными лицами,

- разработан ли график инвентаризации и соблюдается ли он,

- ведется ли аналитический учет и соответствует ли он синтетическому,

- нет ли запущенности в учете,

- каков уровень автоматизации учета,

- обеспечена ли бухгалтерия нормативными актами и бланками унифицированных форм.

В результате проверки аудитор дает оценку состояния учета и бухгалтерской отчетности организации и разрабатывает практические рекомендации.

Аудит учетной политики

Организациям следует разрабатывать учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Это может быть оформлено одним или двумя приказами руководителя организации. Основными нормативными документами для разработки учетной политики для целей бухгалтерского учета являются: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, все положения по бухгалтерскому учету, в первую очередь 1/98 "Учетная политика организации", а для разработки учетной политики для целей налогообложения – гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организации".

Проверку можно разбить на ряд этапов:

1. Устанавливается наличие приказа об учетной политике. Приказ должен быть утвержден в конце предыдущего отчетного года (декабрь), а если это вновь образуемое предприятие, то учетная политика должна быть утверждена в течение 90 дней с момента государственной регистрации.

2. Выясняется, производились ли изменения учетной политики в течение отчетного периода. Такие изменения возможны в случае изменения законодательства, в случае реорганизации предприятия, в случае осуществления новых видов деятельности. Такие изменения должны быть оформлены дополнительным приказом об учетной политике, а в пояснительной записке к годовому отчету необходимо обосновать эти изменения.

3. Анализируется качество учетной политики, т.е. в ней должны соблюдаться требования и допущения, предусмотренные ПБУ 1/98.

В учетной политике должно быть охвачено три аспекта:

- организационный – как организована бухгалтерская служба,

- технический – выбор формы бухгалтерского учета,

- методический – по каждому объекту учета, например, в отношении основных средств должно быть определено какие активы предприятия относят к объектам основных средств, какой метод начисления амортизации выбран, создается ли ремонтный фонд и т.д.

4. Анализируется качество приложений к учетной политике:

- рабочий план счетов,

- график документооборота,

- график инвентаризации,

- формы первичных учетных документов.

5. Устанавливается соблюдение учетной политики в течение отчетного года. Проверке подвергаются учетные регистры, первичные документы, расчеты бухгалтерии. Например, учетной политикой предусмотрено оценивать материальные ценности при их отпуске в производство по методу ЛИФО, тогда необходимо проверить, что действительно ценности списываются по ценам последних по времени закупок.

Аудитором выражается мнение об обоснованности, выбранной учетной политики и при необходимости может быть разработан проект учетной политики на следующий отчетный год.