ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Аудиторская проверка операций с денежными средствами

Аудиторская проверка операций с денежными средствами.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете кассовых операций

Основная цель проверки – подтверждение достоверности показателей отчетности, отражающих наличие и движение наличных денежных средств.

Источники информации: Учредительные документы; график документооборота; график проведения инвентаризации; бухгалтерский баланс (форма №1); отчет о движении денежных средств (форма № 4); главная книга; кассовая книга; журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; книга продаж; договор материальной ответственности с кассиром; журнал-ордер и ведомость по счету 50 "Касса"; книга кассира-операциониста; приходные и расходные кассовые ордера; ленты контрольно-кассовых машин.

Приступая к проверке, аудитор планирует ее. Составляется общий план и программа проверки. Также заранее могут готовиться вопросники для директора, главного бухгалтера и кассира, в которые могут быть включены такие вопросы:

1. Заключен ли договор с кассиром о материальной ответственности.

2. Ведется ли кассовая книга.

3. Установлены ли лимиты, хранящихся денег в кассе организации.

Сравнивая ответы, аудитор делает вывод о налаженности внутреннего контроля. С кассиром и с кассирами-операционистами должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Осуществляется инвентаризация кассовой наличности, денежных документов и бланков строгой отчетности. В присутствии кассира и главного бухгалтера производится пересчет наличных денежных средств, полученные данные сравниваются с остатком на конец дня по отчету кассира.

Если установлен излишек или недостача с кассира берется объяснительная записка. Решение по урегулированию инвентаризационных разниц принимает руководитель организации, а аудитор лишь оценивает правильность такого решения.

Аудит кассовых операций производится сплошным путем. Аудитором проверяется ведение кассовой книги и книги кассира-операциониста, а также проверяются первичные документы по форме, по существу и арифметически. Проверяется ведение ведомости № 1 и журнала-ордера № 1 – каждому отчету кассира отводится отдельная строка. Проверяется правильность бухгалтерских проводок по счету 50 "Касса".

Особое внимание обращается на оборудование кассы. Помещение должно быть изолированным, должны быть сейф, прикрепленный к несущим конструкциям, решетки на окнах, сигнализация, внутренний замок, дубликаты ключей должны храниться у руководителя организации в опечатанном конверте в сейфе.

В ходе проверки устанавливается достаточность мер, принятых руководителем организации, позволяющих обеспечить сохранность денежных средств:

- наличие заключенного договора с кассиром о материальной ответственности;

- правильное оборудование кассы (изолированное помещение с сигнализацией, сейфом и т.д.);

- ведение кассовой книги и журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов;

- проведение внезапных инвентаризаций кассы. Плановая инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в квартал, а внеплановая – при смене кассира, краже, пожаре и т.п.;

- правильная транспортировка денег из кассы в банк.

Также проверяется соблюдение расчетно-кассовой дисциплины по следующим направлениям:

- ведение кассовой книги;

- соблюдение лимита хранящихся денег в кассе;

- использование контрольно-кассовых машин при расчетах с населением;

- проверка соблюдения лимита расчета наличными деньгами с юридическими лицами (60 тыс. руб. по одному договору);

- целевое использование полученных денежных средств.

Для предприятия торговли разрешается использовать на хозяйственные нужды не более 50% выручки, зачисленной в кассу.

По всем выявленным нарушениям аудитором вырабатываются практические предложения.

Типичные ошибки: отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований, несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах, арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах.

Аудит операций по расчетным счетам

При аудите операций по расчетным счетам необходимо установить законность произведенных операций, правильность использования и своевременность оприходования средств полученных в банке, а также соблюдения расчетно-кассовой дисциплины.

Источники информации: журнал-ордер и ведомость № 2, договор на расчетно-кассовое обслуживание с банком, выписки банка, платежные требования, поручения, объявление на взнос наличными, чековая книжка и т.д.

Вначале выясняется, какие счета и в каких банках имеет организация (расчетные, валютные, депозитные, транзитные, текущие и т.д.). Все они должны быть зарегистрированы в налоговых органах. Необходимо изучить договоры на расчетно-кассовое обслуживание, т.к. разные банки могут устанавливать дополнительные права и обязанности. Например, минимальная сумма платежа, минимально допустимый остаток на расчетном счете, минимальная сумма взноса, сумма комиссионного вознаграждения.

Затем проводят подготовительную работу, т.е. располагают в хронологическом порядке выписки банка по каждому расчетному счету отдельно и подбирают к ним документы, послужившие основанием для осуществления операций, а также корешки чеков. Необходимо убедиться в подлинности и полноте выписок банка, для чего проверяют в них наличие штампа, подписи работников банка, шифров банковского кода операций и других пометок банка.

После этого проверку проводят в последующей схеме:

- устанавливается тождественность показателей между бухгалтерским балансом и главной книгой по счету 51,

- устанавливается тождественность показателей главной книги и ведомости № 2 (ведется по дебету 51 счета),

- устанавливается правильность записей в журнале-ордере и ведомости № 2 (каждой выписке банка отводится отдельная строка),

- устанавливается правильность ведения аналитического учета по счету 51, а если открываются специальные счета в банках, то такой аналитический учет ведется и по счету 55,

- устанавливается непрерывность "цепочки" выписок банка – необходимо сделать запрос в банк с просьбой передать копии утерянных документов,

- устанавливается экономическая целесообразность движения средств по расчетному счету. Для этого анализируются документы, явившиеся основанием платежа: договоры поставки, подряда, мены и т.п., счета-фактуры, налоговые декларации. При отсутствии основания списания или зачисления средств выясняется причина.

Устанавливается своевременность предъявления претензий банку за ошибочно зачисленные (Дт 51 Кт 76/2) или списанные суммы (Дт 76/2 Кт 51). Такие претензии должны предъявляться банку в течение 10 дней.

Если организация является недоимщиком, то следует проверить правильность открытия счета – недоимщика. Таким счетом может быть счет, по которому не было нарушений сроков платежа по вине банка, все остатки с расчетных счетов списываются на этот счет, не позднее следующего рабочего дня. Всем дебиторам и кредиторам сообщается об открытия счета-недоимщика.

В соответствии с ГК РФ при недостаточности денег на расчетном счете оплата производится в следующей последовательности:

- По исполнительным документам, возмещающим вред жизни и здоровью причиненный организацией.

- Оплата авторских и других гражданско-правовых договоров.

- Оплата заработной платы работникам предприятия.

- Погашение задолженности перед бюджетом.

- Все другие виды задолженности в порядке календарной очереди.

Проверяются также бухгалтерские проводки по счету 51.

По всем выявленным нарушениям аудитором вырабатываются практические предложения.

Аудит финансовых вложений

Целью аудита финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям отчетности и соответствии применяемой методики учета и налогообложения финансовых вложений действующему в РФ законодательству.

Источники информации: учредительные документы, выписки из реестра акционеров, сертификаты акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги, договоры купли-продажи ценных бумаг, депозитные договоры, договоры займа, выписки по счету "депо", книги (реестры) регистрации ценных бумаг, учетные регистры по счетам 58, 59, главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике.

Аудитор в процессе проверке должен решить следующие задачи:

- изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров,

- установить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями,

- подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями,

- оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.

Контроль финансовых вложений означает проверку:

- правильности отнесения финансовых вложений к долгосрочным и краткосрочным,

- порядка отнесения разницы между фактическими затратами и номинальной стоимости ценных бумаг,

- отражения дивидендов по акциям, документирования в протоколах собраний акционеров факта объявления доходов,

- порядка финансирования расходов по хранению акций и облигаций в банках,

- ведения аналитического учета по счету 58 (по видам вложений и объектам),

- формирования резерва под обесценения вложений в ценные бумаги,

- формирования финансового результата на счете 90 или 91 при продаже ценных бумаг,

- правильности бухгалтерских проводок.

Типичные ошибки: отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения, или оформление их с нарушением установленных требований; неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг; некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете финансовых вложений; несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами.