ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Аудиторская проверка операций с материально-производственными запасами

Аудиторская проверка операций с материально-производственными запасами.

Особенности проверки операций с товарно-материальными ценностями

Целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности относительно наличия и движения товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформления хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Основные задачи проверки:

1. Проверка содержания разделов учетной политики в отношении ТМЦ (должны быть указаны методы оценки ТМЦ при их поступлении и отпуске).

2. Проверка правильности формирования себестоимости ТМЦ.

3. Проверка своевременности и полноты оприходования ТМЦ в местах их хранения.

4. Проверка результатов инвентаризации ТМЦ и правильности отражения ее результатов.

5. Проверка правильности документарного оформления движения ТМЦ.

6. Другие вопросы, вытекающие из особенностей проверяемого предприятия.

Источники информации: учредительные документы; учетная политика; бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; главная книга; учетные регистры по счетам 10, 41; договоры, заключенные с поставщиками; книга покупок, продаж; накладные; счета фактуры; приходные ордера склада; карточки складского учета; выписки банка; платежные поручения; прочие.

Основным нормативным документом, используемым при проверке, является ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Порядок проверки зависит от размеров предприятия, характера его деятельности, связями с поставщиками, покупателями и т.п., поэтому важно спланировать проверку.

В начале проверки изучаются учредительные документы, содержание Учетной политики, бухгалтерская отчетность (статья "Запасы"). Затем анализируются результаты инвентаризации ТМЦ. Аудитор может сам провести инвентаризацию. После этого изучаются учетные регистры и первичные документы по форме, существу и арифметически.

Аудитором могут быть использованы следующие приемы проверки: инвентаризация, устный опрос, проверка документов, прослеживание, экспертизы различных видов, контрольные запуски сырья в производство, встречная проверка и т.д.

Аудитором выясняются источники поступления ТМЦ на предприятие: закупка через поставщиков, подотчетных лиц, путем товарного обмена и т.п.; наличие заключенных договоров с контрагентами. Совершение сделки без договора считается незаконным. Устанавливается также своевременность поставки, предъявление претензий за нарушение условий договора и погашения задолженности перед поставщиками.

Учет поступления ТМЦ может отражаться по одной из следующих методик:

С использованием счетов 15 и 16, т.е. ТМЦ приобретаются по фактической себестоимости с учетом транспортных и т.п. расходов. Затем по учетной стоимости ТМЦ приходуются на счет 10 или 41, а отклонения фактической себестоимости от учетной списываются на счет 16.

Без использования счетов 15 и 16, т.е. фактическая себестоимость ТМЦ формируется непосредственно на чете 10 или 41.

Выбор одной из методик утверждается Учетной политикой. Аудитору необходимо проверить действительность применения выбранной методики. Контролируется документированное оформление движения ТМЦ.

Источники выбытия ТМЦ: продажа; использование для управленческих нужд; использование в производственном процессе. Каждая такая операция контролируется отдельно. Особое внимание обращается на правильность оценки списанных ТМЦ. Учетной политикой должен быть закреплен выбор одного из методов оценки: ФИФО, ЛИФО или средней себестоимости.

Отдельно проверяется правильность начисления НДС. Контролируется правильность бухгалтерских проводок по учету движения ТМЦ.

Контроль товарных операций проводится в следующей последовательности: проводится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета; проверяется наличие договоров о материальной ответственности, наличие приказа и образцов подписей лиц, имеющих право подписи расходных документов; проверяется организация аналитического учета товарных запасов, правильность составления и сроков представления товарных отчетов, правильность формирования цен на товары, соблюдение правил оценки товаров в организациях оптовой и розничной торговли, полноты и своевременности оприходования товаров; проверка наличия лицензий на продажу подакцизных товаров.

Проверяется также использование контрольно-кассовых машин при расчетах наличными деньгами с населением. Устанавливается наличие раздельного учета операций по поступлению и реализации товаров оптом и в розницу; правильность определения объема розничного товарооборота для исчисления реализованных торговых наценок. Проверяется порядок проведения инвентаризации товаров и отражения в учете ее результатов; переоценки (уценки, дооценки) товаров и отражения в учете ее результатов; оценивается качество оформления первичных документов.

Осуществляется проверка организации и правильности ведения аналитического учета товарных запасов, правильности составления товарных отчетов по кладовой, буфетам и мелкорозничной торговой сети, правильности формирования цен на продукцию собственного производства и покупные товары, проверка соблюдения правил оценки товаров, отражения операций по продаже товаров и продукции, правильности исчисления торговых наценок, расходов на продажу и финансовых результатов.

Типичные ошибки: отсутствие первичных приходно-расходных документов или оформление их с нарушением установленных требований; неправильное исчисление фактической стоимости ТМЦ при приобретении и списании, некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета; несвоевременное отражение доходов и расходов по операциям с ТМЦ.

Аудит результатов инвентаризации материально-производственных запасов

Основным нормативным документом являются "Методические указания по инвентаризации имущества, обязательств и финансовых результатов организации". Основная цель проверки – это установление соблюдения указанных методических указаний. Проверка качества прошедшей инвентаризации называется контрольной проверкой.

Источники информации: график инвентаризации; приказ руководителя об утверждении состава инвентаризационной комиссии, приказ руководителя о назначении инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, объяснительные записки материально ответственных лиц, протокол решения инвентаризационной комиссии, приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации, исковые заявления в суд, решения суда, главная книга и учетные регистры по счетам 10, 43, 41, 94, 73/2.

1. Анализируется содержание графика инвентаризации, утвержденного руководителем. Так, товарные запасы должны по плану инвентаризироваться перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября. В отношении дефицитных и дорогостоящих ценностей должны быть предусмотрены более частые промежутки времени (например, 1 раз в квартал).

2. Проверка соблюдения графика инвентаризации. Сопоставляются даты и сроки по графику с документами, оформленными в процессе инвентаризации (приказы, описи, протоколы).

3. Устанавливается факт проведения внеплановых инвентаризаций: в случае смены материально ответственного лица (МОЛ), чрезвычайной ситуации, кражи и т.д. В случае чрезвычайных обстоятельств должны оформляться акты либо протоколы специализированными организациями: милиция, пожарные службы, МЧС.

4. Устанавливается компетентность инвентаризационных комиссий: постоянно действующие и рабочие (формируются при большом объеме работ). Председателем комиссии должен быть представитель администрации предприятия (директор предприятия, заместитель директора). В состав комиссии входят: представитель бухгалтерии, специалисты (товаровед, технолог и т.д.). При инвентаризации обязательно должен присутствовать МОЛ. В случае объективной причины отсутствия МОЛ председателем комиссии должен быть назначен член ревизионной комиссии.

5. Контролируется качество проведения инвентаризаций, т.е. проверяются все экземпляры инвентаризированных описей по форме, по существу и арифметически. Исправления должны быть оговорены в установленном порядке и произведены во всех экземплярах описи. Задачей инвентаризации является также выявление испорченных либо излишних запасов. Они записываются в отдельные описи, и затем решается вопрос об их списании или реализации. Важно при инвентаризации установить соблюдение условий хранения запасов (температурный режим, раздельное хранение не совместимых запасов).

6. Выявляется правильность урегулирования результатов инвентаризации. В случае излишка, недостачи, пересортицы запасов МОЛ должно дать письменное объяснение. Члены комиссии в протоколе формируют выводы и рекомендации, а затем руководитель организации должен оформить распоряжение об урегулировании расхождений. В случае конфликтной ситуации, либо в случае недостачи в особо крупных размерах (1000 МРОТ) обязательно оформляется исковое заявление. Руководитель организации может обязать МОЛ возместить недостачу не по учетным, а по рыночным ценам. По приказу руководителя пересортица может быть зачтена, но при условиях:

- за один и тот же инвентаризационный период;

- в одном и том же месте хранения ценностей;

- у одного и того же МОЛ;

- по одному и тому же виду ТМЦ;

- в тождественных количествах.

Разница в ценах к зачету не принимается. Результаты должны быть отражены в том отчетном периоде, когда была закончена инвентаризация.