Банковская тайна

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 02.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Банковская тайна [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Институт банковской тайны основан на юридическом принципе защиты сведений о вкладах, счетах, операциях и сделках, которому следуют банки в интересах своих клиентов, а также неразглашении сведений, которые могут нарушить неприкосновенность частной жизни.

Банковская тайна

Концепция банковской тайны

Банковская тайна представляет собой особый режим информации, который направлен на сохранение сведений, ставших известных кредитной организации в результате осуществления банковской деятельности. Сохранение сведений в тайне предполагает неразглашение информации о счетах клиентов банка, совершенных операциях, персональных данных клиента, корреспондентах и иной информации, если это не противоречит действующему законодательству. Юридическое закрепление принципа банковской тайны и ее границы различаются в зависимости от законодательства различных стран. Наиболее широкие границы банковской тайны характерны тем, что банки не имеют права предоставлять властям и исполнительным органам информацию о счетах своих клиентов при любых обстоятельствах, включая возбуждение уголовного производства.

Традиционное содержание банковской тайны имеет длительную историю. Формально, банковская тайна появилась еще до возникновения банков, когда функции расчетно-кредитного учреждения выполняли ростовщики. Сохранение информации о таких операциях было в интересах обоих сторон, так как для дворян обращение за услугами подобного рода не одобрялось. По мере усложнения экономических отношений и финансовых операций банковская тайна распространилась и на вклады, банковские расчетные счета, совершаемые операции и иные сведения клиентов банка.

В современных условиях концепция банковской тайны подразумевает, что данные о состоянии счетов клиентов банка и производимых операциях, а также иные сведения, которые банк не желает раскрывать, не подлежат разглашению, если это не противоречит действующему законодательству. Следовательно:

Границы банковской тайны и прозрачность банковских операций определяются на законодательном уровне.

Развитие института банковской тайны

Развитие института банковской тайны в ее современном понимании началось в XVIII веке в Швейцарии, а первые документированные свидетельства ее существования датируются 1713 годом. В 1713 году Великий Женевский Совет (кантональный совет) принял свод банковских правил, которые закрепляли за банками учетную обязанность "регистрировать своих клиентов и их операции", однако те же правила запрещали раскрывать эти сведения третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением "явно выраженного разрешения городского совета".

Первые банкиры Женевы были французами-протестантами, а первыми клиентами женевских банков стали французские короли. В этих взаимоотношениях требовалось соблюдение банковской тайны, так как никто не должен был знать, что король-католик пользуется деньгами еретиков. Впоследствии, одним из постоянных клиентов женевского банка был император Наполеон, так же высоко ценивший осторожность швейцарских банкиров.

С 1789 года Швейцария выступала как политическим, так и финансовым убежищем для жертв политических потрясений, которые охватили Европу того времени. Учитывая интересы владельцев финансовых ресурсов, швейцарские банки сохранили денежные средства дворян, спасавшихся от Великой французской буржуазной революции. На протяжении XIX века швейцарские банкиры сохраняли деньги различных правительств, сменявших друг друга.

Таким образом, ключевой особенностью женевских банков была их международная деятельность, которая, благодаря неукоснительно соблюдаемому принципу банковской тайны, способствовала росту авторитета Швейцарии в области международного кредитования и финансовых операциях. В результате, во время политических гонений и религиозных гонений граждане других государств переводили свои финансы в Швейцарскую Конфедерацию, а швейцарские банки выступали кредиторами различных государств.

До 1934 года положения о банковской тайне содержались в Гражданском и Трудовом кодексах Швейцарской Конфедерации. В 1934 году Федеральный Совет принял закон "О банковской деятельности" [1]. Закон закрепил юридический принцип банковской тайны и отнес данное понятие к уголовно-правовой сфере, а также включил прямое указание на то, что разглашение банковской тайны является уголовным преступлением. Принятию закона предшествовали судебные разбирательства в 1932 году, в ходе которых были ущемлены интересы двух тысяч французских аристократов, имевших счета в швейцарских банках, а также казни трех немецких граждан в 1934 году, имевших счета в банках Швейцарии, так как по законам фашистской Германии за сокрытие заграничных средств предусматривалась смертная казнь [2]. Данные обстоятельства послужили достаточным основанием для того, чтобы власти Швейцарии приняли закон, предусматривающий обеспечение тайны вкладов клиентов швейцарских банков. В 1937 году в Уголовный кодекс Швейцарии была включена статья, направленная против иностранного шпионажа за сведениями и данными клиентов швейцарских банков.

Созданный с принятием в 1934 году данного закона принцип банковской тайны до недавнего времени считался одним из базовых условий частного финансово-кредитного обслуживания. В 1984 году 73% населения Швейцарии поддерживало сохранение банковской тайны, однако, уже в 2009-2010 годах ее дальнейшее сохранение в неизменном виде поддерживало только 44% граждан Швейцарии [3]. Основная причина изменения отношения к институту банковской тайны заключалась в налоговом конфликте между Швейцарией и США.

Банковская тайна – организационный аспект

Развитие принципа банковской тайны имеет дихотомическую природу противопоставления публичных интересов государства и частных интересов коммерческих банков. В данном случае, публичные интересы государства сводятся к взиманию налогов и борьбе с наиболее опасными формами преступной деятельности, начиная от легализации незаконного оборота и теневой деятельности, заканчивая финансированием террористических организаций. Формально, публичные интересы государства не направлены ни против банков, ни против их клиентов, так как, изначально, любой клиент любого коммерческого банка должен являться законопослушным гражданином, не нарушать закон, не уклоняться от уплаты налогов и не иметь связей с террористическими организациями. Поэтому организационная и императивная основа банковской тайны заключается не в сокрытии подобных сведений от государства и исполнительных органов власти, а в обеспечении сохранности персональных и финансовых данных клиентов банков. В этой связи частные интересы коммерческих банков сводятся к защите прав клиентов на финансовую тайну, благодаря которой они отстаивают свое собственное благополучие. Это объясняется тем, что чем сильнее защита интересов клиентов у конкретного банка, тем больше он привлекает средств, следовательно, тем устойчивее и могущественнее будет его финансовое положение.

Учитывая данную взаимосвязь интересов государства, коммерческих банков и их клиентов, можно говорить о том, что проблематика института банковской тайны признается как банками, так и работниками государственных структур, по долгу службы претендующих на получение определенных сведений о финансово-кредитной активности клиентов банка. При этом, в зависимости от государства границы банковской тайны различаются на законодательном уровне. В результате, банки государств, в которых принцип банковской тайны закреплен законодательно, являются более привлекательными для иностранных клиентов, национальные законодательства которых в меньшей степени обеспечивают банковскую тайну.

В современных условиях, государства не желают считаться с тем, что их граждане имеют счета в зарубежных банках в тех странах, которые применяют принцип банковской тайны, так как в этом априори усматривается уклонение от налогов. Современные реалии свидетельствуют об активизации международного давления на институт банковской тайны. В частности, Организация экономического сотрудничества и развития 9 апреля 2009 года представила 3 списка стран, разделенных по критерию готовности сотрудничать по вопросам обеспечения прозрачности налогообложения, иными словами, предоставлять сведения об операциях по банковским счетам иностранных граждан. В "белый" список вошли страны и отдельные юрисдикции, которые по стандартам OECD преуспели в налоговом сотрудничестве, в "серый" список были включены юрисдикции, выразившие намерения перейти на данные стандарты, но еще не применяющие их. Наконец, в "черный" список было включено четыре страны: Коста-Рика, Лабуан, Филиппины и Уругвай – эти страны на тот момент не обязались перейти на стандарты OECD для обеспечения прозрачности налогообложения. К странам из "черного" списка предлагалось применить экономические санкции, если они не подчинятся требованиям OECD. Следует отметить, что все страны из "черного" списка в скором времени обязались перейти на стандарты OECD.

Отметим, что в данном рейтинге OECD Швейцария оказалась на тот момент в "сером" списке. В марте 2009 года, было принято решение о расширении административной помощи в налоговых вопросах иностранным государствам. Согласно данному решению Швейцарская Конфедерация инициировала переговоры с рядом стран по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения в соответствии со стандартами OECD. К октябрю 2009 года были подписаны соглашения с 12 странами, а Швейцарская Конфедерация была переведена OECD из "серого" в "белый" список данного рейтинга.

В организационном плане следует отметить существование некоторых противоречий в стремлении государств ограничить институт банковской тайны. Например, в "белый" список OECD были включены такие американские юрисдикции как Делавэр, Невада и Вайоминг, хотя в этих штатах по закону органам власти можно сообщать минимум информации о владельцах коммерческих организаций, что противоречит концепции прозрачного налогообложения. Также в "белый" список были включены несколько оффшорных и низконалоговых юрисдикций, в том числе Барбадос, Кипр, Ирландия, острова Мэн, остров Джерси, остров Гернси, Мальта, Маврикий, Сейшельские острова, ОАЭ и Американские Виргинские острова.

Таким образом, можно сделать вывод, что организационный аспект банковской тайны вступает в конфликт с ее императивной основой. С одной стороны, банки обязаны хранить банковскую тайну, так как это вменяется им законодательством, практически, любого государства. С другой стороны, банки, подчиняясь судебным решениям и запросам исполнительных органов власти, обязаны предоставлять необходимую информацию об операциях своих клиентов и иные сведения, а в случае отказа от предоставления такой информации вынуждены уплачивать большие штрафы.

Экономическая основа банковской тайны

Помимо интересов банков, клиентов банков и интересов государства с банковской тайной связаны интересы третьих лиц. Третьей стороной в рамках института банковской тайны выступают как частные лица, так и коммерческие организации, пытающиеся узнать сведения, относящиеся к банковской тайне для использования ее в собственных целях. Например, в предпринимательской и коммерческой деятельности для получения дополнительной выгоды или борьбы со своими конкурентами. По своей природе принцип банковской тайны направлен на то, чтобы защитить права клиентов банка от посягательств на тайну их банковских операций со стороны именно третьих лиц. В данном аспекте проявляется экономическая основа банковской тайны.

Для согласования интересов банков, их клиентов и государства во многих странах приняты специальные законы, регламентирующие институт банковской тайны и сглаживающие конфликты интересов в данной сфере общественных отношений. По факту законодательство должно обеспечивать сохранение в тайне банковских операций клиентов коммерческих банков, защищая их права от посягательств третьих лиц, которые могут нанести клиентам банка прямой или косвенный экономический ущерб. С другой стороны, необходима система процедур, позволяющая государству предупреждать, пресекать и разоблачать банковские преступления, случаи уклонения от налогов, легализацию денег, полученных преступным путем, а также осуществлять иные действия по обеспечению законности банковской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод:

Возникновение банковской тайны обуславливается не волеизъявлением ее субъектов, а законодательным определением ее содержания и порядка предоставления информации, относимой к банковской тайне.

Экономическая основа банковской тайны проявляется также в самой процедуре ее возникновения в конкретном случае. Конфиденциальная информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется клиентом банку в целях обеспечения надлежащего оказания банком соответствующих услуг по договору с клиентом. Следовательно, передача сведений имеет акцессорный характер по отношению к заключенному договору банковского обслуживания, а обязанность банка хранить банковскую тайну неотделима от других обязательств банка по данному договору.

Формализованная структура банковской тайны, включающая сведения о клиенте банка, операциях по его счетам и иную информацию, связанную с соответствующими банковскими операциями, позволяет сделать вывод, что банковская тайна предполагает охрану не только информации, относящейся к предпринимательской деятельности. Под банковскую тайну попадает и любая иная информация, связанная с банковскими операциями клиента, в том числе и не имеющая коммерческого характера. Однако принцип банковской тайны, наряду с налоговой, нотариальной, аудиторской тайной, является одной из гарантий охраны, прежде всего, коммерческой тайны.

Исходя из организационно-экономических особенностей банковской тайны, можно выделить три группы субъектов, имеющих отношение к информации, относимой к банковской тайне.

Субъекты банковской тайны

Субъекты банковской тайны

  1. Непосредственные обладатели информации. Это клиенты финансово-кредитных организаций, чьи личные и коммерческие интересы защищаются принципом банковской тайны. Им принадлежат исключительные права на использование относящейся к ним информации, относимой к банковской тайне.
  2. Прямые владельцы информации. Это финансово-кредитные организации, которые в рамках своей деятельности имеют доступ к сведениям, относимым к банковской тайне. Прямые владельцы информации имеют право на ее использование для выполнения своих обязательств по договору обслуживания банковского счета, а в случаях, предусмотренных законом, также имеют право предоставить такую информацию третьим лицам.
  3. Пользователи информации. К ним относятся, в первую очередь, органы исполнительной власти (налоговые органы, таможенные органы и т.д.), которые могут получить доступ к информации, составляющей банковскую тайну, путем предоставления им сведений прямыми владельцами информации. Пользователи информации могут получать доступ к банковской тайне только в рамках действующего законодательства и только для выполнения своих должностных обязанностей.

При этом пользователи информации, получившие доступ к банковской тайне, также обязаны соблюдать специальный режим хранения и доступа в отношении данных сведений.

Следует отметить, что за разглашение информации, составляющей банковскую тайну, в случаях, не предусмотренных законом, наступает ответственность. В организационно-экономическом плане можно выделить два канала несанкционированного разглашения банковской тайны.

  1. Материальный носитель, документ, включая электронные данные.
  2. Люди, по долгу службы имеющие доступ к информации, которая составляет банковскую тайну, т.е., прежде всего, сотрудники финансово-кредитных учреждений.

Таким образом, финансово-кредитная организация изначально несет обязательство по обеспечению банковской тайны, а ее обязанность предоставить сведения, относимые к банковской тайне, основана исключительно на положениях действующего законодательства.

Правовые аспекты банковской тайны

Правовые аспекты банковской тайны обусловлены, прежде всего, ее организационной и императивной основой, причем даже в странах, законодательство которых наиболее широко трактует банковскую тайну, принцип банковской тайны не предполагает предоставление клиентам банка возможностей для махинаций и преступлений. В частности, в Швейцарской Конфедерации концепция демократии исходит из положения, что государство и государственные институты существуют для обеспечения благосостояния граждан, а не наоборот. Граждане Швейцарии с точки зрения властей выступают не в роли послушных налогоплательщиков, а как свободные люди, которые имеют неприкосновенное право на частную жизнь. Концепция банковской тайны, которая законодательно закреплена в законе "О банковской деятельности" [1], предусматривающем уголовную ответственность за ее разглашение, также исходит данного положения. В соответствии с этим, юридически принцип банковской тайны направлен на защиту финансовой конфиденциальности клиентов швейцарских банков от несанкционированного доступа со стороны других частных лиц, исполнительных органов власти, а также других государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что банковская тайна никогда не была и не является абсолютной, поскольку она регулируется законом, подчиняется законодательно установленным ограничениям и не защищает преступников. Вместе с тем, последние двадцать лет институт банковской тайны испытывает влияние эволюции международной правовой среды, а банковская тайна становится более прозрачной для органов исполнительной власти.

С юридической точки зрения банковская тайна может рассматриваться в двух вариантах:

  1. Наиболее полная трактовка банковской тайны включает в нее все сведения, которые соотносятся с клиентом финансово-кредитного учреждения.
  2. Узкая трактовка банковской тайны предполагает ее конкретизацию и ограничивает относимые к ней сведения различными критериями, например, операции по счету, личные данные клиента банка.

На практике, узкая трактовка правовых аспектов банковской тайны не применяется, так как закрепление банковской тайны на законодательном уровне опирается на наиболее полную трактовку сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку критериальное ограничение таких сведений не соответствует нормам банковского законодательства.

В соответствии с этим банковскую тайну следует трактовать согласно одному из следующих подходов:

  • как особый правовой режим информации о клиентах банка, который определен на законодательном уровне;
  • как сведения о клиентах банка, их операциях и корреспондентах, защищаемые и/или охраняемые финансово-кредитной организацией в соответствии с действующим законодательством;
  • как обязательство банка хранить в тайне всю информацию о своих клиентах и их операциях, но при условии, что такая информация является результатом нормального банковского обслуживания этих клиентов.

Трактовка банковской тайны

Концептуальная схема банковской тайны

Следует отметить, что в любом случае банковская тайна не предполагает совершение банком или его отдельными сотрудниками каких-либо действий по сокрытию преступных и мошеннических операций клиентов банка. Правовой режим банковской информации изначально предполагает его границы, следовательно, законодательно определяется как сам правовой режим банковской тайны, так и порядок и условия предоставления банком сведений о своих клиентах исполнительным органам власти. Профессиональное обязательство банка хранить в тайне информацию о своих клиентах вытекает из необходимости сохранения коммерческой, служебной, юридической и иной информации своих клиентов в тайне от третьих лиц, но не допускает нарушений действующего законодательства.

В настоящее время активная деятельность по унификации банковского законодательства на международном уровне и вместе с ней стандартизация банковской тайны и процедуры разглашения сведений, относящихся к ней, характеризуется повышенным давлением на страны, в которых данный принцип до недавнего времени превалировал. Следует отметить, что специальные законы или отдельные положения законов о банковской деятельности, гарантирующие банковскую тайну, имеются не во всех странах. В странах, где принцип банковской тайны не закреплен на законодательном уровне специальным нормативным актом, практическое и юридическое понимание банковской тайны основано на историческом опыте применения данного принципа. Вне зависимости от того, существует ли специальный нормативный акт или отдельные положения законов о банковской деятельности, посвященные банковской тайне, неизменным содержанием банковской тайны выступают сведения о клиентах, о счетах клиентов и сведения об операциях, совершаемых по поручению клиентов. Специальные нормативные акты способствуют стабильности института банковской тайны. В то же время отсутствие таких законов ведет к недостаточно эффективному регулированию данной сферы. Например, может отсутствовать: законодательно закрепленное определение банковской тайны; перечень органов исполнительной власти, которым предоставляется право без постановления суда запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну; единообразная судебная практика.

Следовательно, отсутствие законодательного регулирования института банковской тайны ведет к нарушениям прав клиентов банков, а также уязвляет позиции финансово-кредитных учреждений.

Доступ к банковской тайне

С одной стороны, принцип банковской тайны является фундаментальным требованием любой солидной банковской системы, с другой стороны, банковская тайна определенным образом расширяет возможности для несоблюдения налогового законодательства. Обоюдное соблюдение интересов банков, их клиентов и государства привело к тому, что в законодательных актах большинства стран содержатся условия для доступа к информации со стороны налоговых органов.

Концепция прозрачности банковской тайны OECD исходит из тезиса, что доступ к банковской информации для налоговых органов не должен быть свободным, а использоваться она может только для целей, определенных в законодательстве.

Доступ к банковской тайне определяется четырьмя существенными условиями.

Условия доступа к банковской тайне

Условия доступа к банковской тайне

Наиболее пагубным для института банковской тайны является доступ к банковской информации налоговых органов в целях определения налогового бремени. В современных условиях во многих странах банки обязаны автоматически передавать в налоговые органы определенный объем банковской информации о своих клиентах, начиная с факта открытия счета, заканчивая детальными выписками по совершенным операциям. В целях налогового администрирования и борьбы с уклонистами от уплаты налогов в европейских странах предусмотрены различные методы получения информации, составляющей банковскую тайну. Например, во Франции, Венгрии, Испании имеются централизованные базы данных, содержащие определенную информацию о банковских счетах. В частности, французские банки на ежемесячной основе предоставляют данные об открытии, закрытии и изменениях по всем типам счетов, которые используются налоговыми органами для исследования, контроля и сбора налогов. Если таких данных недостаточно, в ряде стран, в которые входят Франция, Дания, Италия, Чехия, Испания, Финляндия и некоторые другие, налоговые органы могут по запросу получать информацию из банков без ограничений.

Банковская тайна против нарушений налогового законодательства

В борьбе с уклонением от уплаты налогов, налоговые власти многих стран существенно усиливают свое давление, если финансовые ресурсы находятся за границей, а принцип банковской тайны в данной юрисдикции более лоялен к клиентам банков. Что, фактически, является нарушением прав на частную жизнь, а такой клиент банка сразу попадает под подозрение в налоговом мошенничестве.

Вместе с тем, в вопросах банковской тайны и налогообложения необходимо четко разграничить понятия уменьшения суммы налога без нарушения законодательства страны, гражданином которой является клиент банка, от непосредственного ухода от уплаты налогов.

Уменьшение суммы налога без нарушения налогового законодательства, представляя собой минимизацию налогов, не является преступлением, поскольку налогоплательщик законным образом использует возможности, предоставляемые налоговым законодательством, в своих личных целях, чтобы снизить размеры уплачиваемых налогов. Фактически, данное понятие отражает оптимизацию налогов в соответствии с действующим законодательством, а такие законодательно закрепленные возможности существуют в любой стране.

Уход от уплаты налогов, производимый путем сокрытия налогов и/или за счет налогового мошенничества, является незаконным. В данном случае налогоплательщик намеренно уклоняется от своих налоговых обязательств, не сообщая об имеющихся у него доходах или активах или преднамеренно занижая их.

Одной из существенных проблем института банковской тайны в контексте вопросов налогообложения в современных условиях является различный подход к квалификации налоговых преступлений в различных юрисдикциях.

Например, уклонение от уплаты налогов без признаков мошенничества не является преступлением в ряде стран, тогда как в других странах им считается любое налоговое правонарушение. Различия в национальных законодательствах в данном вопросе негативно влияют на саму концепцию банковской тайны и общественное отношение к ней.

Например, швейцарский закон "О банковской деятельности" разделяет два понятия:

  • "уклонение от уплаты налогов" – к нему относят неуказание сведений о доходах или имуществе в налоговой декларации;
  • "налоговое мошенничество" – к которому относят фальсификацию документов.

В Швейцарии "уклонение от уплаты налогов" не считается преступлением, а квалифицируется как "административное нарушение", следовательно, предусматривает более мягкое наказание, чем уголовное правонарушение. "Налоговое мошенничество", равно как и другие случаи, когда клиентов банков привлекают к уголовной ответственности, является основанием для раскрытия банковской тайны. Вместе с тем необходимо отметить и ситуативный подход швейцарской судебной системы к банковской тайне. В частности, если в суде рассматривается гражданское дело о наследстве, разводе или банкротстве, то суд не предпринимает финансового расследования по всем вкладам во всех банках Швейцарии. Однако, в случае, если истец сможет доказать существование конкретного вклада в конкретном швейцарском банке, то суд может инициировать финансовое расследование, однако длительность и дороговизна такой процедуры делает подобную практику очень редкой.

Также следует выделить "минимизацию доходов". Формализованного подхода к содержанию данного понятия не существует, так как в подавляющем большинстве стран оно рассматривается как частный случай "неуказания сведений о доходах или имуществе". Например, в США допускается оптимизация налогообложения в рамках действующего законодательства, но минимизировать свой доход налогоплательщик не в состоянии. В целом же к данному понятию относятся все законные способы сокращения налогооблагаемой базы, включая перевод капитала в юрисдикции с пониженными налоговыми ставками, упрощенными налоговыми режимами и другие подобные способы. Однако, большинство экономически развитых стран вместо либерализации финансовых рынков и снижения налоговой нагрузки в условиях экономического роста, которые бы препятствовали перенаправлению капитала в оффшорные зоны, оказывают давление, в том числе на международном уровне, на институт банковской тайны.

Злоупотребления налоговыми льготами и размещением капитала в оффшорных зонах неизбежно ведут к уходу от уплаты налогов, что представляет собой кражу между национальными обществами и соседними государствами в современном мире. С другой стороны уничтожение банковской тайны в целях налогового администрирования не оставляет сомнений в ее дальнейшем сведении к рудиментарному состоянию, что является нарушением личных прав и свобод человека и принципов гражданского общества.

Вопросы, связанные с банковской тайной и легализацией доходов, полученных преступным путем, являются следствием возрастающего давления на данный институт, однако следует объективно оценивать институт банковской тайны. В частности, можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения.

  • Банковская тайна – это неприступный бастион, за которым можно спрятать что угодно.
  • Банковская тайна – это одиозный принцип, с которым нужно бороться политическими методами.

Можно сделать объективный вывод, что обе точки зрения являются ошибочными, так как первая слишком преувеличивает значение банковской тайны, а вторая чрезмерно негативно характеризует ее.

Единственно правильная оценка банковской тайны, как особого юридического принципа, присущего банковской деятельности, заключается в том, что банковская тайна защищает, в первую очередь, клиента, а не банк, но не способствует сокрытию его финансовых махинаций, налоговых преступлений и легализации денежных средств.

Ситуация с банковской тайной в Швейцарии подтверждает именно такую оценку института банковской тайны и демонстрирует, что данный принцип подчиняется установленным законом ограничениям, не защищает правонарушителей и преступников, не покрывает мошенничество и отмывание денег. Следовательно, преступники и террористы не могут скрыть свои действия за банковской тайной. Уголовный кодекс Швейцарии, Гражданский кодекс Швейцарии, Кодекс административных правонарушений Швейцарии, Закон о банкротстве, Закон о принудительном взыскании долга предусматривают условия и порядок, в соответствии с которыми информация, относимая к банковской тайне может быть раскрыта по требованию суда или правоохранительных органов и без согласия клиента банка.

Кроме того, применяемая в Швейцарии стратегия "чистых денег", направленная на достижение консенсуса и урегулирование вопроса в отношении незадекларированных финансовых активов, размещенных иностранными гражданами в банках Швейцарии, была конкретизирована в 2012 году Федеральным Советом. В результате, введение анонимного налога на сбережения было направлено на достижение согласования интересов государств и клиентов банков, которое основано на предоставлении государствам возможности взимания налогов на вклады их граждан в банках, расположенных в Швейцарии, при одновременном сохранении конфиденциальности личности налогоплательщиков. Кроме того, Швейцария согласно конвенции OECD об избежании двойного налогообложения оказывает содействие, в том числе административное, в случае налогового мошенничества и ухода от уплаты налогов. При этом частная жизнь клиентов швейцарских банков остается неприкосновенной, как и раньше.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии возможности сохранения банковской тайны при одновременном повышении ее прозрачности в целях налогового администрирования, тогда как преступные действия и финансовые махинации институт банковской тайны не защищает, как не защищал их никогда.

Литература

  1. 952.0 Bundesgesetz über die Banken und Sparkassen (Bankengesetz, BankG) vom 8. November 1934 (Stand am 1. Januar 2013) // http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19340083/index.html
  2. Robert U.Vogler, Swiss Banking Secrecy: Origins, Significance, Myth. Association for Financial History (Switzerland and Principality of Liechtenshtein), 2006.
  3. Chorafas, Dimitris N. Basel III, the Devil and Global Banking (Palgrave MacMillan Studies in Banking and Financial Institutions) Palgrave Macmillan. 2011.
  4. Бекасов, Шен. Банковская тайна. Москва, КноРус, 2011.