Биоморфизм

Автор: Ирина Нестерова ✔ 30.11.2019

Нестерова И.А. Биоморфизм // Энциклопедия Нестеровых

Биоморфизм – одно из старейших веяний в искусстве. Он не является направлением в культуре, но присутствует в живописи и архитектуре, скульптуре разных стилей.


Понятие и истоки биоморфизма

Биоморфизм

Биоморфизм появился в культуре еще на заре времен, когда первобытный человек, ведомый силами природы ассоциировал себя с животными. Биоморфизм понимается как природоподобие.

Биоморфизм – система моделирования в культуре с помощью биологических образов

Очень распространена его разновидность – зооморфизм, т.е изображение человека с частями тела животных. Оно является основой многих древних религий.

Зооморфизм – религиозное мировоззрение, представляющею божество в образах животных.

Биоморфизм многогранен. В живописи он прочно обосновался с древних времен. Наскальная живопись времен палеолита, скульптуры в Древнем Египте, Древней Греции, Китае и Древнем Риме – везде можно увидеть зооморфизм, который является разновидностью биоморфизма.

Стражи полуночи (слева) и рассвета (справа). династия Хань.

Стражи полуночи (слева) и рассвета (справа). Роспись на керамической плитке, династия Хань.

В Древнем Египте многие боги имели черты животных. Так бог Гор с головой сокола являл собой повелителя неба и солнца, а богиня Бастет повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага, часто изображалась с головой кошки. В древних культурах не только людей изображали со звериными головами, но зверей с человеческими лицами.

Сет

Сет

В Древнегреческой культуре большое распространение получила способность богов принимать вид животных: так Зевс превращался в быка, Гермес – в барана, Деметра – в лошадь, Посейдон – в коня.

В Средние века биоморфизм тоже был распространен. Он был призван отображать звериное начало. В эпоху барокко появилось название "склееных" образов агглютинативные образы. К ним относятся образы горгулий, сфинксов, фавнов и так далее. Некоторые художники соединяли не только человека и животное, человека и растения. Так появлялись картины, где человек соединен с цветком.

Из века в век биоморфизм не терял свою актуальность, а только наращивал влияние на культуру. XXI век не стал исключением. Теперь биоморфизм прочно занял свое место в дизайне, живописи и архитектуре.

К содержанию

Биоморфизм в живописи XV-XIX вв.

На наш взгляд, о биоморфизме в живописи следует говорить начиная с эпохи средневековья. В средние века художники изображали сюжеты на религиозную тематику где распространены были люди со звериными головами. Они изображали в основном демонов, дьявола.

Osservanza_Master__Sant-Antonio_battuto_dai_diavoli__1430-35New_Haven,_Yale_University_Art_gallery

Искушение Св. Антония.

Биоморфизм присутствует на многих картинах голландского художника Иеронима Босха.

Иероним Босх. Искушение святого Антония.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Особенностью картин Босха является, то что он легко манипулировал анатомией человека. Он отражал все человеческие несовершенства путем увеличения той или иной части тела, добавления частей тела животных к человеческой фигуре. У многих персонажей Босха, изображенных на картинах, есть клювы. Когти, паучьи лапы, копыта. Иногда из человеческих тел растут цветы.

Hieronymus_Bosch_036

Иероним Босх

Одним из самых ярких произведений голландского живописца считается картина "Сад земных наслаждений". Картина наполнена биоморфными образами. Каждый из них глубоко символичен. Её можно разглядывать часами и находить новые детали. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Однако рай у Босха не милое светлое место. Здесь уже есть место жестокости. Посередине художник изобразил жизнь земную, а правая створка изображает ад. Здесь все е кто предаётся греху: кто увлекался праздной музыкой или обжорством, картежники и пьяницы, гордецы и скупердяи.

сад земных наслаждений Босх

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

К эволюции биоморфизма приложил руку испанский живописец Франсиско Гойя. Большинство его картин выполненных характерной для эпохи романтизма манере. Из общей массы выбиваются его фантастические гравюры "Капричос".

фантастические гравюры Капричос

Франсиско Гойя. "Капричос 19. Все погибнут. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид.

Представленная выше гравюра говорит о женском коварстве, которое символизируется женщинами-птицами. Они несут приманку в виде прекрасной дамы-птицы. Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами. Гравюры Гойи не одобрялись церковью. Однако именно в них отразился талант Гойи – сатирика. Биоморфизм в гравюрах художника стал инструментом сатиры.

Не менее известен своими картинами с элементами биоморфизма и швейцарский художник Генри Фюсли. Его картины, посвященные теме ночных кошмаров, крайне интересны с точки зрения биоморфизма.

Ночной кошмар Фюсли

Генри Фюзели. Ночной кошмар. 1781

На картинах Генри Фюсли животные, являющиеся во сне, пытаются воздействовать на спящих. Особый интерес представляют птицы, ведущие себя как люди. Все животные на картинах художника мучают спящих. Гениальные и страшные картины кошмаров Фюсли говорят о том, что для него сон был местом, где встречаются реальность и мир демонов и несбывшихся желаний. Четыре картины Фюсли о ночных кошмарах относятся к готическому искусству Нового Времени.

Девятнадцатое столетие принесло моду на морских созданий в живописи. Особой популярностью пользовались картины, где изображены русалки. Русалки изображались к виде прекрасных женщин с рыбьим хвостом. Они сидели на камнях, нежились в морской волне. У некоторых русалок художники новаторы изображали не один, а два хвоста.

Зооморфизм как элемент биоморфизма воспевался британским обществом "Прерафаэлитское братство". Члены братства были деятелями искусства. Многие из них в своих работах разрушали строгие каноны изображения человеческого тела. Так, Эдвард Бёрн-Джонс изобразил на своей картине семью русалок.

Семья русалок

Эдвард Бёрн-Джонс. Семья русалок

К содержанию

Символизм XIX-XX вв. и биоморфизм

Символизм и биоморфизм в европейской живописи XIX-XX вв.шли рука об руку. Дело в том, что символы в виде изображения животных понятны не только художнику, но и ценителям его творчества. В рассматриваемый период популярен был образ человека-бабочки. В основном это были женщины с крыльями бабочек. Знаменита картина американца Джозефа Лейндекера "Женщина-бабочка".Это потрясающая, нежная акварель.

Джозеф Лейендекер Женщина-бабочка

Джозеф Лейендекер "Женщина-бабочка"

Однако не только бабочки вдохновляли художников. Так, немецкий живописец-фантаст Франц фон Штук очень любил изображать на своих полотнах мифологических существ, в том числе и сатиров, фавнов, кентавров.

Франц фон Штук

Франц фон Штук. Битва фавнов

Символист Макс Клингер творил свои шедевры под влиянием творчества Франциско Гойи. Он создал большой цикл гравюр на сказочные и мифологические темы. Их объединяло то, что все они были мрачными и наполненными необычными существами, такими как эльфы, наяды, тритоны, летящие демоны и множество людей с неправильным анатомическим строением.

Макс Клингер

Графический рисунок Макса Клингера

Огромный интерес с точки зрения эволюции биоморфизма представляют картины Виктора Браунера, который творил в стиле сюрреализма. Виктор Браунер стал тем единственным членом группы сюрреалистов, кто удивительным совпадением своей жизни и творчества продемонстрировал эту тему в прямом и зловещем виде. В его картинах биоморфизм приобретает гротескные и мистические черты.

Brauner._Khimera_1941

Виктор Браунер. "Химера" (1941 год)

Для картин Виктора Браунера характерно особое исполнение. Художник игнорирует светотени, меняет анатомию: гигантские носы, огромные ноги, одноногие фигуры – все это особое видение мира художником. Источником вдохновения для Виктора Браунера являлась наскальная живопись народов Латинской Америки. Некоторые картины Браунера напоминают детские рисунки, но они населены монстрами.

Творчество Браунера меняется в зависимости от периода его жизни. В последние годы жизни художник создавал более спокойные картины. Особенно хочется выделить цикл "Бестиарий". Из творчества Браунера постепенно уходит страх и ужас перед непознаваемым и потусторонним миром, и на его место становятся органическая пластика и первобытный орнамент. Таковы его работы "Праздник матерей", "Укрощение хрюшек" и "Планета зверей".