ODiplom // Педагогика // 01.11.2018

Цель конспекта урока по русскому языку

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 01.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Цель конспекта урока по русскому языку [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Процесс обучения русскому языку все время сопровождается поиском новых методов. Цель урока важна независимо от того, какие методы используются. Конспект урока "Единственное и множественное число глаголов" может стать хорошим примером сочетания традиционных и инновационных методов, а также адекватной формулировки цели урока.

Зачем нужна цель урока

Цель конспекта урока русского языка

Зачем нужно писать цель урока в плане? Это нужно чтобы урок был продуктивным. Не только педагог, но и учащиеся должны знать, зачем или с какой целью они изучают тот или иной учебный материал. Умение правильно сформулировать цель урока относится к числу основных компетенций современного учителя.

Цель урока можно формулировать с опорой на различные концепции и подходы. Чаще всего мы сталкиваемся с формулировкой цели урока в соответствии с его воспитательными и развивающими характеристиками. При этом часто игнорируется суть урока, особенности предмета. Дело в том, что образовательные, воспитательные и развивающие цели по большей части формируются с опорой на укоренившиеся в педагогике шаблоны. Очень часто педагог воспринимает формулировку целей как формальную "шапку" к конспекту.

Существует подход, согласно которому, цель формулируется только исходя из темы урока. Нужна золотая середина. Именно придерживаясь этого принципа, сформулированная цель урока русского языка может быть актуальной.

При составлении цели урока нужно учитывать:

  • особенности темы,
  • предмет,
  • успеваемость класса,
  • активность класса.

Требования к целям урока русского языка

Вернемся к целям урока русского языка. К ним предъявляются определенные требования:

  • Цель должна быть доступной с учетом временных рамок урока;
  • Цель формулирует в соответствии с умственными и возрастными особенностями учащихся;
  • Цель должна быть достижимой для педагога.
  • Цель должна быть конкретной, а не расплывчатой;
  • Цель должна быть педагогически обоснованной. Подробнее на рисунке ниже.

Точки обоснования цели урока

Точки обоснования цели урока русского языка

После того, как цели урока русского языка сформулированы, приступаем к формулировке этапов, задач и хода урока.

Пример плана урока по русскому языку

Тема урока: "Единственное и множественное число глаголов"

Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Задачи:

  • Комплексное повторение материала по теме "Глагол"
  • Сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
  • Развивать память, мышление, речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • осознавать понятие "Единственное и множественное число глаголов";
  • знать способы образования множественного числа глаголов в русском языке.

2. Познавательные:

  • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать.

3. Коммуникативные:

  • принимать участие в работе парами,
  • договариваться, приходить к общему решению,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

4. Личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Оборудование:

  • доска,
  • мел,
  • учебник "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г для 2 класса,
  • рабочая тетрадь.

Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа с учебником. Закрепление изученного материала.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный этап

Учитель: Добрый день! Улыбнитесь  и не забывайте, что мы вместе. Желаю вам удачи на уроке. Записываем число, классная работа.

Учащиеся: Здороваются и выполняют требования учителя.

II

Актуализация знаний

Учитель: Сейчас начнем с небольшой разминки. Займемся чистописанием.

Записываем словарные слова:

Воробей, дорога, ворона, сорока, морозит, мороз, корова.

Учащиеся записывают слова, один ученик у доски. Затем проверяют каждое слово, сверяя с доской.

Учитель: А теперь проверим, как Вы написали словарные слова на доске и в Учитель: Кто написал без ошибок  -поставьте себе на полях в тетради +.

Учитель: Кто допустил одну ошибку?

Проводят самопроверку.

Учитель: Если допустили одну ошибку, то  +и–.

Кто допустил 2-3 ошибки, ставит только минус.

Учитель: Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки?

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Какое в списке слово лишнее? Почему?

Учащиеся: Нужно повторить словарные слова.

Учитель: Что такое имя существительное? Что такое глагол?

Учащиеся: Все слова имена существительное, только

морозит – это глагол.

Учащиеся: Имя существительное – знаменательная часть речи. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей

Учитель: Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?

На доске записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.

(Правильное разделение слов:

Читает                             поют

Пишет                             играют

Рисует                             убирают)

Глагол – часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Учащиеся разделяют слова на группы.

Учитель: По какому признаку разделили слова?

Учащиеся: слова разделены на глаголы в единственном и во множественном числе.

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?

Учащиеся: на вопрос "что делает?"

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?  Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?

Учащиеся: На вопрос "Что делают?"

Тема урока: "Единственное и множественное число глаголов"

Учитель размещает на доске яркий плакат, на котором изображена птица снегирь.

Учитель: Что это за птица сидит на ветке?

Учащиеся: Снегирь

Учитель: Когда можно увидеть снегирей?

Учащиеся: Они прилетают к нам, когда выпадает снег.

Учитель: Составьте короткое предложение  о том, что видите.

Учащиеся: Снегирь сидит на ветке.

Учитель: А если бы на ветке было 2 снегиря, как бы звучало предложение?

Учащиеся: Снегири сидят на ветке.

Учитель: Найдите глаголы в первом и втором предложениях.

-Сравните, чем отличаются?

- При изменении числа глагола меняется его форма.

Учащиеся: В первом предложении глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает?

А во втором предложении глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают?)

IV

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(Одна бабочка  была? А если много?

Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз – росой она умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

V.

Работа с учебником. Закрепление изученного материала

Учитель: Прочитайте задание к упражнению № 128, стр.74

Учитель: Посмотрите лексическое значение слова мокнут в толковом словаре. Выполните задания по учебнику. Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?

(Определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и существительное).

Учащиеся работают в парах.

Проверка.

Ответ: Под действием воды становится мокрым.

Делают выводы.

VI

Самостоятельная  работа.

Учитель: А теперь самостоятельно выполните упражнение  № 129 на странице 75.  Выделите окончания.

 

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Учитель раздает карточки.

Учитель: Девочки подчеркивают  глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Текст карточки: "Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выбежала из комнаты.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли".       

Выполняют задание.

Учитель: Кто выполнил без ошибок, тот ставит себе плюс. Кто допустил одну ошибку, то ставите плюс и минус. Если же Вы допустили много ошибок, то ставите себе минус.

Самопроверка.

VII

Рефлексия

Учитель пишет задание на доске и говорит: Измените число глаголов.

Кусает, ходят, шумит, прыгнул, сверкает, смотрит, любит, срезают, делает.

 

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали? Что такое глагол?

От чего зависит число глагола?

Приведите  примеры  глаголов в ед. числе.

Приведите примеры  глаголов во мн. числе.

Учитель: Как вы думаете, всё ли вы теперь знаете о глаголе?

Учащиеся отвечают на вопросы

Глагол изменяется по числам.

От числа  имени существительного.

Идёт, стоим.

Идут, стоят.

Нет.

VIII

Домашнее задание

Запишите домашнее задание

Спасибо за урок.