ODiplom // Туризм // 10.01.2018

Что такое досуг

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Туризм

Опубликовано: 10.01.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Что такое досуг [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В XXI веке досуговая деятельность играет значительную роль в самореализации индивида и формировании его культурного и творческого потенциала. Вместе с тем, организация культурного, спортивного и иных видов досуга для различных социальных групп – это инструментарий государственной политики по удовлетворению социально-культурных потребностей общества. Особенно это важно для молодежной политики, поскольку молодежный досуг – это важный аспект развития общества.

Проблема досуга было в поле зрения российских и зарубежных ученых очень давно. Так, в отечественной социологии, философии, культурологи, психологии, педагогике научный интерес к изучению досуга в целом, досуга молодежи носит постоянный и устойчивый характер. Так большое количество публикаций по проблемам досуга было опубликовано еще в 1970-1980-е гг.

Досуг современного человека – это особый вид деятельности, который занимает определенную часть его жизни, имеет определенные принципы развития и формы выражения.

В зарубежной и отечественной практике анализ данного понятия имеет серьезную фундаментальную базу. При этом наиболее проработанным представляется научный подход отечественных лингвистов к определению понятия "досуг".

Что такое досуг

Понятие "досуг"

Слово "досуг" образовано от русских глаголов "достигнуть", "досягать".

Из зарубежных подходов следует выделить трактовку Стивена Ловелла, который писал о досуге следующее: "Теперь самое время развернуто прокомментировать "досуг", термин, вызвавший многочисленные дискуссии и размышления социологов. Досуг – это не работа, однако кроме этого он включает массу других вещей. Ленивый работник из рассказа отнюдь не наслаждается досугом, отправляясь спать с полным желудком. По мнению большинства людей, досуг предполагает определенную степень индивидуального выбора и самостоятельности в том, как использовать нерабочее время. Он представляет собой свободу от обязанностей, связанных с зарабатыванием на жизнь, и психофизиологических императивов, таких как еда, сон, покой, а также освобождение от обременительных и практически неизбежных нетрудовых обязательств. Отсюда можно исключить и определенные публичные, в высшей степени ритуализованные, обремененные условностями и de facto принудительные формы культуры развлечений, вроде балов, парадов и других празднеств подобного типа. Таким образом, досуг часто представляется однимиз важнейших атрибутов современной западной цивилизации" [1].

Несколько иное восприятие досуга рассматривается российскими учеными. Так в ряде трудов досуг осмысливается как время, когда можно чего-то достигнуть, добиться. Что соответствует смыслу самого слова, образованного от соответствующих глаголов "достигнуть", "досягать".

Г.Г. Волощенок [2] указывает на то, что для русского языка родным является именно понятие "досуг", тогда как "свободное время" – это чужое понятие, так называемый "пришелец". Формально, "досуг" имеет две содержательные трактовки:

  1. Понятие "досуг" тождественно понятию "свободное время" (С.И. Ожегов, Э.В. Соколов и др.).
  2. Понятие "досуг" соотносится как часть и целое по отношению к "свободному времени" (Г.Е. Зборовский, Г.Н. Орлов, В.Н. Пименова и др.).

Социология досуга

Развитие досуга происходит под влиянием следующих социально-экономических факторов:

  • изменение структуры занятости;
  • изменение доходов в среднем в обществе и в отдельных социальных группах;
  • изменение демографической структуры общества;
  • формирование новых условий для досуговой деятельности;
  • разграничение времени работы и времени для развлечений и забав.

С другой стороны на досуг и досуговую деятельность значительно повлияла урбанизация населения:

В городах появляется большое количество возможностей для организации массового досуга (городские мероприятия, например), культурного досуга (театр, кино, музеи, цирк, выставки, парки и т.д.), а также спортивного и других видов досуга. Чем больше город, тем больше там таких возможностей в силу большего количества населения, которое заинтересовано в досуге.

Также отметим и технологические достижения, способствующие развитию досуга: наручные часы, система освещения, аудиосредства, кинематограф, телеграф, телефон, поезда, велосипеды, автомобили и т.д.

Таким образом, досуг – это важный элемент для социологии, объектом исследований досуга выступает свободное время и информация о нем. При этом в социологии под свободным временем понимается часть социального времени, которая имеется в наличии у населения как повседневная реальность. Для социологии важно изучить также динамику использования свободного времени для досуга в прошлые годы, 10, 25, 50 и более лет назад и сопоставить с настоящим временем. Информация о свободном времени формируется в статистическом и мотивационно-ценностном блоках. Статистический блок включает данные о величине свободного времени в стране в целом, у различных социальных общностей и групп в особенности. Например, это данные о туристических поездках внутри страны и за ее пределами, денежных, временных затратах и иные сведения о данном виде досуга. Мотивационно-ценностный информационный блок включает сведения о потребностях, интересах, установках, ценностях, ценностных ориентациях и мотивах в связи с досуговым времяпрепровождением. Этот блок сосредоточен на результатах конкретных социологических исследований, проводимых среди различных общественных групп.

Предмет социологии досуга является очень обсуждаемым элементом данной науки.

Э.М. Коржева в "Кратком словаре по социологии" характеризует социологию досуга как область социологии, изучающую поведение во время досуга (свободное время). Досуг изучается как элемент образа жизни, соотносится с рабочим временем, трудом, образованием и т.д. Важное значение имеет сопоставление с социальной структурой, культурой, социальными процессами, в том числе урбанизацией. Эмпирические исследования касаются поведения различных социальных групп, культурной практике, структуры досуга, потребностей в досуговой инфраструктуре.

Словарное определение социологии досуга Э.М. Коржевой:

Отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, "индустрии досуга". В содержательном плане изучаются эволюция и особенности современного досуга, его соотношение с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании современного образа жизни.

В словаре "Современная западная социология" предложена несколько иная трактовка предмета социологии досуга:

  • она определена уже не как область, а как отрасль социологии;
  • появляется указание на субъектов досуга (индивидов и группы);
  • в понятие предмета включаются функции свободного времени: отдых, развлечение, общение, развитие личности; в-четвертых, предмет социологии досуга расширяется за счет указания на необходимость изучения функционирования учреждений досуга.

Очень актуальным на настоящий момент является понимание и трактовка предмета социологии досуга, которую предложила Назарой О.В. [3]:

<...> предмет социологии досуга составляет изучение реального использования свободного времени различными социальными общностями, исследование досуговой деятельности людей, их досуговых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов. Предмет рассматриваемой отрасли включает в себя также изучение взаимодействия людей и их общностей в рамках различных способов и видов использования свободного времени, в процессе досугового общения.

Таким образом, социология досуга предполагает исследование тенденций развития досуговой деятельности людей и взаимодействия личности, социальной общности, общества в сфере свободного времени. При этом должно учитываться соотношение досугового, свободного, внерабочего и рабочего времени, а также роль пространства досуга в жизни общества или отдельной личности.

Различие досуга и свободного времени

Досуг и свободное время следует разграничить:

  • Досуг выступает неотъемлемым элементом свободного времени и подлежит отдельному изучению. Поскольку досуг является структурным элементом свободного времени, а содержание досуга наполняется конкретной деятельностью ради удовлетворения собственных культурных потребностей, а также для развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.
  • Свободное время подлежит исследованию в рамках различных методик изучения бюджетов времени (рабочего, внерабочего) социальных групп, при этом используется аналитический подход к досуговой деятельности. Социологов интересует не то, как используется время досуга, а то, почему оно используется именно так, а не иначе, кроме того, особый интерес представляют различные факторы, влияющие на досуг.

Формально, досуг не является ни социальным институтом, ни социальной организацией, однако в рамках досуговой деятельности функционируют многие институты и организации. Сюда относятся организации сферы культуры: кино, театры, музеи, СМИ, спортивные и образовательные учреждения и т.д.

Досуг – это ядро, содержание свободного времени.

Отличие досуга от свободного времени – возможность выбрать вид деятельности с учетом собственных социально-культурных интересов, духовно-нравственных предпочтений и личной приязни.

Также следует различать свободное время в городской и сельской культуре, соответственно, в рамках социологии досуга необходимо разделять особенности досуга в рамках городской и сельской культуры.

Особенности городского досуга

Чем выше степень урбанизации, тем больше различий в свободном времени по сравнению с небольшими городами, поселками, селами. Отсюда и существенная разница в досуге. Города различаются географическим положением, масштабом, численностью населения и специализацией.

Очевидно, что в многомиллионных мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга жизнь отличается и от городского уклада миллионников Новосибирска, Омска, Волгограда, Нижнего Новгорода и других, и от жизни городов с численностью населения 200-300 тысяч, где иногда можно встретить полупровинциальный уклад.

Например, существует различие в сфере досуга между жителями двух столиц и всей остальной Россией. Большее количество жителей Москвы и Санкт-Петербурга уезжают за город. Однако садом и огородом в своё удовольствие занимаются больше жителей других городов страны, чем питерцы и москвичи. Кроме того, посещающих музеи и театры больше среди москвичей и жителей серверной столицы. Это обосновано скорее тем, что в Москве и Санкт-Петербурге больше уникальных музеев и известных театров, чем в провинции.

За счет эффекта масштаба в крупных городах появляются и новые формы досуга. В последние годы появилось большое количество различных новых досуговых направлений. К ним, несомненно, можно отнести и локальные квесты. Квесты – это разновидность игр, в которых нужно решать задачи и загадки для продвижения по сюжету. Квест с английского переводится как поиск. Городские квесты обычно являются локальными и представляют наибольший интерес, так как они непродолжительны по времени и объемны по содержанию. Простейший пример: выбраться из закрытой комнаты, в которой есть тайники, загадки, головоломки и один или несколько способов их решить.

В среде молодежи в настоящее время зафиксирован рост популярности квестов. Изучение особенностей и уровня интереса к ним в среде москвичей позволит совершенствовать данный вид досуга и делать более развивающим и интересным. Исходя из всего вышесказанного, очевидна значимость досуга в городской среде и локальных квестов как одного из направлений проведения досуга, применительно к молодежи.

Географическое местоположение определяет возможности определенных видов досуга: например, горы и наличие моря дают самые широкие возможности для досуга в Сочи, а еще там множество спортивных сооружений.

Наконец специализация также накладывает отпечаток на формы досуга. Например, можно выделить такие "специализации" городов:

  • есть текстильные города (Иваново),
  • шахтерские (Кемерово),
  • автомобильной промышленности (Тольятти),
  • "наукограды" (Дубна, Обнинск),
  • города-курорты (Сочи),
  • "военные городки" – базы морского флота и сухопутных гарнизонов
  • религиозные центры (Сергиев Посад) и т.п.

Естественно, что в городах каждого типа свой уклад и тип культуры. Тем не менее, есть некоторые общие черты городской культуры. Можно выделить основные черты городской культуры досуга:

  1. Плотность застройки городской территории;
  2. Транспортные магистрали;
  3. В культурном пространстве города больше учреждений для различных форм досуга;
  4. В городе человек находится в окружении незнакомых людей: с одной стороны, он более свободен и раскован, с другой стороны, у него есть возможность выбрать круг общения по интересам и даже создать свой собственный;
  5. Высокие психические нагрузки, большие временные затраты на передвижение, постоянное нахождение в толпе – все это накладывает определенный отпечаток на горожан, многие склоняются к относительно спокойным видам досуга;
  6. В городах состояние окружающей среды хуже, выше загрязненность, что обуславливает потребность в занятиях оздоровлением и лечением, а также к увлечению садами и огородами, что также определяет предпочтительные формы досуга.

На современном этапе развития общества любой город представляет интерес для людей с точки зрения реализации в его пространстве туристических и рекреационных потребностей в различных формах городского досуга. Городской досуг представляет собой формы отдыха, реализуемые в пространстве города самими жителями.

В настоящее время, организациями сферы культуры, разрабатывается и внедряется в социально-культурное пространство городов множество проектов, подразумевающих реализацию своего культурного продукта как в четко фиксированном пространстве, так и в свободном пространстве. Это – лофт-проекты, кофейня-мастерская, квеструм, кафе-клубы, киноклубы, арт-центры, бизнес-клубы" и т.д.

В городах же зарождаются инновационные формы организации досуга горожан. При этом различный уровень и характер досуговой деятельности в городах способствует многовекторному развитию личности, интеллектуальному и физическому воспитанию отдельных индивидов. Несмотря на бурное развитие инновационных форм организации свободного времени, нельзя забывать и о традиционных формах досуга: просмотр кинематографа, чтение классической литературы, походы в музеи и театры, участие в массовых и театрализованных мероприятиях.

Городское пространство выступает условием успешного, содержательного, активного времяпрепровождения человека, направленного на реализацию его творческого потенциала в досуговой деятельности.

Литература

  1. Стивен Ловелл Досуг в России: "свободное" время и его использование // Антропологический форум №2 – С. 138-173
  2. Волощенко Г.Г. О единой концепции досуга // Досуг. Творчество. Культура. – Омск, 1999. – С.38-39.
  3. Назарой О.В. Социокультурная дифференциация молодежи в сфере досуга как основа создания современных молодежных центров. // Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук – СПб: 2014