ODiplom // Психология // 19.11.2018

Цифровое слабоумие

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Психология

Опубликовано: 19.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Цифровое слабоумие [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Цифровое слабоумие – новая болезнь XXI века, о которой громко заговорили чуть более 10 лет назад. Это намеренная деградация человека, как дань цифровым технологиям и зависимость от гаджетов. Дети и подростки особенно уязвимы перед цифровой деменцией.

Что такое цифровое слабоумие

Цифровое слабоумие

Проблема цифрового слабоумия привлекла внимание исследователей еще 12 лет назад. Первыми внимание на нее обратили жители Азии, а именно Южной Кореи. Именно туда гаджеты пришли раньше всего и завладели умами людей всех возрастов. Особенно от обилия различных цифровых устройств пострадали дети и подростки. Корейские дети считаются самыми прогрессивными в мире. У каждого ребенка от пяти до десяти различных гаджетов.

Цифровое слабоумие – это нарушения мозговой деятельности влекущее за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств.

Цифровое слабоумие еще называют цифровой деменцией. Несмотря на то, что деменция актуальна для людей пожилого возраста, дети, увлеченные гаджетами, демонстрируют схожие симптомы:

  • Отвлеченность от реальности;
  • Рассеянность;
  • Забывчивость;
  • Возможна необъяснимая агрессия.
Деменция – это прогрессирующая потеря когнитивной функции.

Изучив различные исследования отечественных и зарубежных ученых можно утверждать, что в процессе использования всевозможных гаджетов развивается левое полушарие. Право полушарие останавливается в развитии и деградирует. Левое полушарие отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Тем временем правое полушарие отвечает за память и концентрацию. Это опасно и для детей, и для взрослых.

Дети и подростки находятся в зоне риска развития цифрового слабоумия намного чаще, так как их жизнь может перестать выходить за грани виртуального пространства. Если современные общаются – то в чатах и социальных сетях, а если гуляют, то чаще всего по игровым локациям, а не по улицам. Учеба современных подростков тесно связана с Интернетом. После 2005 года появилось так называемое поколение "Википедии", которое все гуглит и книг не читает.

Проблемам цифрового слабоумия посвящены книги, статьи, эмпирические исследования, но все это проводится по большей части за рубежом. В России проблему игровой зависимости или же проблему "гаджетозависимости" стали всерьез рассматривать сравнительно недавно. У изучения проблемы цифрового слабоумия в среде подростков и детей появились как сторонники, так и противники. Об этом следует поговорить подробнее.

Исследования цифрового слабоумия

В зарубежных изданиях проблема цифрового слабоумия или другими словами цифровая деменция освещена на порядок подробнее, чем в отечественной. Особое внимание хочется обратить на труды Манфреда Шпитцера или Виктории Данкли. Шпитцер концентрируется на снижении эмоциональности и деградации внимания у тех, кто много сидит перед компьютером или играет в компьютерные игры. Данкли обращает внимание на то, что экран монитора, смартфона вызывают у детей и подростков стресс и синдром разрыва привязанности. Она также вводит в науку такой термин как "синдром электронного экрана".

Однако не все зарубежные ученые считают цифровое слабоумие недугом. Кроме того, есть те, кто и вовсе отрицают этот термин. Так немецкий ученый психотерапевт Ян Кальбитцер считает взаимодействие с цифровыми устройствами закономерным этапом развития общества.

В российской науке термин цифровое слабоумие или цифровая деменция обосновался совсем недавно. Особенностью российского подхода к проблеме является разделение цифрового слабоумия на цифровую деменцию у детей и подростков и цифровую деменцию у взрослых. Основным источником для изучения цифрового слабоумия на базе отечественных трудов, являются работы Л. Стрельниковой. В сети можно найти несколько лекций, которые автор читает перед педагогами, так как причисляет зависимость от гаджетов к одной из актуальных педагогических проблем. Однако Л. Стрельникова не разделяет понятия цифровое слабоумие и педагогическая запущенность.

В российской психологии понимают наличие прямой связи между цифровой деменцией, игровой зависимостью и цифровой зависимостью. Однако это не синонимы, а близкие термины, которые имеют серьезные различия.

Симптомы цифрового слабоумия

Цифровое слабоумие нарекли "вирусом", так как оно имеет серьезные последствия, тяжело лечится, особенно в запущенных случаях, и требует длительной терапии. Последнее десятилетие дети часами просиживают перед экранами телевизоров и мониторов. Яд цифрового слабоумия проник во все города России от маленьких деревень до крупных мегаполисов. У кочевых народов Крайнего Севера дети с раннего возраста пользуются планшетами. Конечно, в деревнях проблема не так остро выражено, однако там она тоже становиться все боле острой. Я неоднократно являлась свидетелем странного поведения подростков. В маленьком городе "N"есть красивый фонтан возле кинотеатра. Там собирается молодежь. В последние несколько лент очень часто дети и подростки сидят рядом друг с другом, а общаются между собой через телефон или планшет. Распространенный случай на почте: молодая мама с ребенком в возрасте 1,5-2 годика. Дитя сидит в коляске со смартфоном. Только мама забрала гаджет – ребенок начал плакать и биться в истерике. Мама вернула смартфон, и ребенок успокоился. Такие случаи стали попадаться все чаще и чаще.

К числу основных симптомов цифрового слабоумия, помимо повышенной нервозности и склонности к истерикам у детей, следует отнести:

  • Снижение уровня коммуникабельности;
  • Нарушение сна;
  • Рассеянность;
  • Снижение концентрации;
  • Замкнутость;
  • Разбитость;
  • Сонливость.

Симптомы цифрового слабоумия

Отечественные и зарубежные ученые доказали, что гаджеты инфантилируют мозг, снижают его работоспособность и замедляют реакцию. Вирус цифрового слабоумия поражает и двигательную активность ребенка. Дети перестают гулять на улице, играть в подвижные игры, снижается тяга к труду и спорту.

Современные школьники вместо того, чтобы вечером погулять, после того, как сделали уроки, сидят в телефонах и переписываются в мессенжерах и социальных сетях. Отсюда и снижение иммунитета, и рост числа страдающих от ожирения, и повышенная агрессия детей.

Это все является следствием того, что детскому мозгу не хватает внешних стимулов. Учеными доказано, что чем больше внешних стимулов, тем активней идут процессы в мозгу на клеточном уровне.

Тем временем, ряд ученых привлекают внимание к другому проявлению цифровой деменции – боязнь или неприятие Интернета и гаджетов. Данное нарушение характерно для людей в возрасте от 40 лет. Они считают, что технологии – зло. Зачастую это завуалированное нежелание воспринимать что-то новое, учиться и развиваться. Однако для некоторых боязнь или неприятие гаджетов и Интернета является сложной психологической проблемой, требующей психологической помощи.

Как бороться с цифровым слабоумием

В век развития цифровых технологий нельзя полностью отказаться. Сейчас стало модно среди родителей отбирать телефоны и планшеты. Обосновывают свои решения мамы и папы обычно тем, что владельцы крупных компаний, как в России, так и за рубежом, ограничивают детей в пользовании телефонами, планшетами. Очень часто приводят в пример Цукеберга и ныне покойного Джоббса. Нельзя однозначно сказать: причуды это богатых, или сказанное в интервью для красного словца. Однако, делать так следует только в крайних случаях.

Дети и подростки находятся в определенном социуме, где цифровые технологии стали активной частью и элементом не только государственной политики, но и воспитательной деятельности. Поэтому ребенок должен быть знаком гаджетами и Интернетом. Но требуется чуткий родительский контроль и правильное воспитание. Культуру семейного общения никто не отменял. Недопустимо использование смартфона кем-то из членов семьи во время семейных обедов, завтраков, ужинов и иных семейных мероприятий. При этом отказ от смартфонов и планшетов касается не только детей, но и взрослых. Мы все знаем, что до определенного возраста ребенок повторяет поведение родителей. Поэтому мама или папа проводящие вечера в социальных сетях или играющие ночи на пролет в игры – не лучший пример для подражания.

Дети должны заниматься спортом, читать книги и понимать, что телефон и компьютер – это не единственное окно в мир. Иногда ребенок бывает капризным, однако не стоит упрощать себе воспитательный процесс, пытаясь успокоить его телефоном или игрушкой в компьютере. В дальнейшем он начнет воспринимать гаджеты как взятку и начнет шантажировать родителей истериками и неадекватными выходками.

Если ребенок уже "заражен" вирусом цифрового слабоумия, то в большинстве случаев нельзя обойтись без профессиональной помощи психолога. Очень хорошие результаты дает психологическое консультирование не только с ребенком страдающего от цифровой деменции, но и консультирование родителей. Чаще всего корни проблем спрятаны именно в семье.