Деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 10.09.2012

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье изучена специфика деятельности Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке.

Состояние национального финансово-кредитного рынка диктует свои особенности при участии в международных финансово-кредитных операциях. Поэтому, участвуя в операциях на международном финансовом рынке, Центральный банк Российской Федерации вынужден вести свою деятельность в соответствии со спецификой национального рынка.

На протяжении последних десяти лет роль центральных банков на международном финансовом рынке неуклонно возрастала, а динамичный рост активности центральных банков стран с развивающимися и формирующимися рынкам обусловил необходимость активизации деятельности Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке. Кроме того, в современных условиях следует ожидать дальнейшего роста уровня концентрации и объемов совершаемых операций со стороны центральных банков азиатских государств и стран-экспортеров нефти. Поэтому роль Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке представляется существенной в условиях развития данных тенденций.

Деятельность центральных банков на международном финансовом рынке, включая в себя поддержание устойчивости курса национальной валюты и осуществление инвестиционных операций, характеризуется сегодня существенным превышением достаточности валютных резервов во многих государствах, которые лидируют по объему валютных резервов. При этом накопленные валютные резервы нецелесообразно использовать для повышения эффективности национальных финансово-экономических и кредитных систем. Поэтому центральные банки стран, чьи валютные резервы превышают необходимый уровень достаточности, выступают на международном финансовом рынке в качестве глобальных инвесторов, осуществляя управление имеющимися у них валютными активами. Помимо этого, специфической особенностью России является деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке, связанная с развитием международных финансово-экономических отношений и позиционирование российского банковского сектора.

Финансово-экономическое содержание международного финансового рынка

Экономическая сущность международного финансового рынка представляет собой систему отношений, связанных с движением финансовых ресурсов между различными странами, и механизм перераспределения финансовых потоков между странами, регионами, отраслями мировой экономики и институциональными единицами. К институциональным единицам, участвующих в отношениях на международном финансовом рынке, относятся также центральные банки, которые представляют интересы государств и стран в отношениях, связанных с движением финансовых ресурсов.

С точки зрения функционирования международного финансового рынка его следует понимать как совокупность национальных и международных рынков, которые совместно обеспечивают перераспределение, аккумуляцию и задают направление движения денежных капиталов.

При этом участниками международного финансового рынка являются экономические субъекты, которые участвуют в финансово-экономических отношениях на международном финансовом рынке посредством финансовых учреждений для целей общего воспроизводства и достижения оптимального соотношения между предложением капитала и спросом на финансовые ресурсы.

Наиболее точным определением мирового финансового рынка является следующее: "мировой финансовой рынок – часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заемщиков разных стран" [7].

Международный финансовый рынок выполняет свои специфические функции [14]:

– аккумуляция свободных денежных средств;

– перераспределение капитала и финансовых ресурсов;

– экономия издержек обращения;

– ускорение и рост эффективности производства;

– ускорение концентрации и централизации капитала;

– межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

– содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Данные функции выполняются международным финансовым рынком между отдельными отраслями, странами и макрорегионами в мировом масштабе.

Субъекты международного финансового рынка классифицируются по нескольким базовым признакам, определяющим их специфику, как экономических агентов и институтов. К таким признакам относят [41]:

– характер участия в операциях – прямые и косвенные или непосредственные и опосредованные;

– цели и мотивы участия – хэджеры, спекулянты, трейдеры, арбитражеры;

– уровень участия – международные, национальные, региональные, муниципальные, правительственные, квази-правительственные, частные;

– типы инвесторов – частные и институциональные;

– страна происхождения субъекта – развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, оффшорные центры, международные институты без страновой принадлежности.

Следует отметить, что с точки зрения экономического содержания операций международный финансовый рынок можно разделить на рынок денег и рынок капитала. В этом плане ссуда денежных ресурсов означает получение средств заемщиком для поддержания текущей ликвидности и покрытия дефицита кредиторской задолженности со сроком до одного года, а ссуда капитала подразумевает получение средств на долгосрочный период. На международном финансовом рынке в качестве заемщика и ссудодателя может выступать как отдельный экономический агент, например, транснациональная корпорация, так и страна в лице институциональных образований, например, центрального банка. В последнем случае фактическим получателем или кредитором средств выступает государство. В случае участия в операциях международных финансовых организаций или институтов они выступают фактическим субъектом сделки.

Структуру международного финансового рынка иллюстрирует рисунок 1. На рисунке также показано разделение международного финансового рынка на два сегмента: торгуемые и неторгуемые инструменты.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке

Рис. 1. Структура международного финансового рынка [14]

Денежный рынок включает в себя рынок межбанковских депозитов, на котором осуществляются операции по предоставлению краткосрочных кредитов между кредитными учреждениями разных стран, и учетный рынок, на котором осуществляются частные и государственные операции с казначейскими ценными бумагами, коммерческими ценными бумагами между различными участниками международного финансового рынка.

Рынок капитала включает в себя кредитный рынок, представляющий собой совокупность кредитных операций согласно механизму международного кредитования, и фондовый рынок, включающий в себя совокупность операций по продаже и покупке акций и облигаций. Фактически, рынок ценных бумаг в составе международного финансового рынка обеспечивает обращение денежных документов – акций, и долговых ценных бумаг – облигаций. Что само по себе означает деление рынка на два соответствующих сектора.

Разница в данных секторах международного финансового рынка заключается в природе ценных бумаг. Акции удостоверяют имущественное право владельцев этих документов по отношению к экономическому агенту, выпустившему эти документы. Соответственно в рамках сектора операций с акциями осуществляются сделки по приобретению и продаже прав на собственность. Облигации дают их владельцу безусловное право на гарантированный фиксированный или определяемый специальным договором изменяемый денежный доход. Соответственно в рамках сектора операций с облигациями осуществляются сделки, связанные с обращением долговых обязательств.

Таким образом, очевидна взаимосвязанность всех секторов международного финансового рынка. Также следует отметить, что в современной практике международных финансовых отношений принято выделять два типа международного финансового рынка, которые по своей природе напрямую связаны с содержанием всех финансовых операций в секторах международного финансового рынка.

Типология международного финансового рынка заключается в разделении на первичный и вторичный рынок финансовых ресурсов. Взаимосвязь между первичным и вторичным международным финансовым рынком проявляется в насыщении первичным рынком вторичного ценными бумагами.

В целом, первичный международный финансовый рынок включает в себя операции по перераспределению капитала между кредиторами и заемщиками в мировом масштабе. Чаще всего инвесторами выступают международные финансовые институты, а реципиентами – конкретные государства, реже реципиентами являются корпорации или отраслевые конгломераты.

На вторичном международном финансовом рынке меняются только участники, т.е. меняются владельцы долговых обязательств, тогда как величина финансовых ресурсов первоначальных заемщиков не меняется. Вторичный международный финансовый рынок способствует функционированию механизма перепродажи долговых обязательств. Это означает рост ликвидности рынка в целом, что ведет к увеличению доверия к рынку со стороны кредиторов, инвесторов и институциональных образований. В конечном счете, вторичный международный финансовый рынок обеспечивает бесперебойное функционирование рынка ссудных капиталов в целом на уровне макрорегионов, стран и транснациональных образований.

Таким образом, можно говорить о том, что "международный финансовый рынок не является единым рынком, а существует в совокупной форме взаимосвязанных национальных рынков" [43]. При этом национальным финансовым рынком является совокупность ссудно-заемных операций между резидентами страны в национальной валюте на территории страны происхождения валюты, совокупность ссудно-заемных операций между резидентами страны в иностранной валюте и совокупность ссудно-заемных операций в национальной или иностранной валюте, осуществляемых нерезидентами данной страны. При этом основным критерием является подчинение национальному законодательству и осуществление всех операций в рамках национальной системы регулирования.

В результате международный финансовый рынок представляет собой совокупность ссудно-заемных операций в различных валютах вне стран их происхождения. Поэтому данные операции не подлежат прямому государственному регулированию со стороны законодательства и норм денежно-кредитной политики этих стран.

В соответствии с рассмотренной структурой международного финансового рынка рассмотрим его субъектов, которые осуществляют на рынке различных операции. Базовыми субъектами международного финансового рынка являются [35]:

– предприятия, корпорации и отраслевые конгломераты;

– население;

– правительства стран;

– профессиональные субъекты;

– институциональные образования.

Субъекты международного финансового рынка могут выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора. При этом потенциальная часть финансовых ресурсов, обращающихся на международном финансовом рынке, составляет порядка 75-80% от общего объема финансовых ресурсов, которыми располагают все мировые государства.

На практике же значительная часть финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов международного финансового рынка, направляется на расширенное воспроизводство, а так как значительная часть финансовых ресурсов потребляется коммерческими компаниями и отраслевыми конгломератами, то они в большей части выступают в качестве заемщиков. Тогда как в качестве кредиторов они выступают значительно реже.

Для правительств различных стран необходимым условием для того, чтобы государство могло выступать кредитором, необходимо иметь профицит государственного бюджета. Тогда профицит бюджета может быть направлен на осуществление международных кредитных операций. В остальных же случаях правительства выступают заемщиками.

Население инвестирует в ценные бумаги, покупает облигации, таким образом, выступая на международном финансовом рынке только кредитором.

Профессиональные субъекты международного финансового рынка являются, в основном, финансовыми посредниками. К ним относятся различного рода компании, обслуживающие функционирование рынка. Промежуточные заемщики, которые обеспечивают движение финансовых ресурсов. Международные организации, например, МВФ, МБРР. Управляющие компании, оказывающие услуги по управлению активами клиентов и пакетами ценных бумаг. Страховые компании, занимающиеся страхованием финансовых операций. Пенсионные фонды привлекают финансовые ресурсы путем привлечения пенсионных выплат на льготных условиях налогообложения внутри национальных рынков. Инвестиционные фонды продают акции или доли юридическим и физическим лицам, а затем инвестируют средства в различные ценные бумаги. Целью инвестиционных компаний является формирование диверсифицированного портфеля ценных бумаг, которые приносят прибыль за счет колебаний рыночной стоимости ценных бумаг. Взаимные фонды являются своего рода консалтинговыми компаниями, предоставляя доступ к котировкам ценных бумаг на вторичном рынке своим участникам. Коммерческие и инвестиционные банки выступают в качестве посредников между субъектами небанковского сектора и между корпорациями соответственно.

Отдельно следует выделить институциональные образования, которые представляют специфические интересы государств или отраслей экономики, участвуя в международных финансовых операциях.

Вывод:

Наибольшее значение среди институциональных образований международного финансового рынка для целей исследования имеют центральные банки государств. От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Центральные банки выполняют на международном рынке две основные функции: реализация валютно-кредитной политики для укрепления курса национальной валюты и реализация инвестиционной политики с целью повышения эффективности использования валютных резервов по сравнению с развитием национальной экономики.

Основные направления деятельности Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке

В первую очередь, деятельность Центрального банка Российской Федерации связана с особенностями функционирования современных валютных систем.

Поскольку интеграция мировой экономики объективно требует создания мировой валютной системы, но субъективно человечество еще не готово к таким преобразованиям, которые в значительной мере ограничат суверенитет государств в финансово-кредитной, социальной, экономической и политической сферах, то по сегодняшний день остаются актуальными механизмы использования мировых валют.

Роль мировых денег в настоящее время выполняют три мировых валюты: доллар, евро и иена. Остальные национальные валютные системы вынуждены их использовать в качестве резервной валюты и в международных расчетах.

Все это ведет к росту нестабильности международного финансового рынка и обуславливает необходимость активной деятельности правительственных организаций и центральных банков в области координации валютно-кредитной и международной финансовой политики.

События последнего десятилетия показывают, что существующие инструменты регулирования международного финансового рынка недостаточно эффективны. За этот же период были выдвинуты несколько концепций, в числе которых предложение Т. Блера о создании новой Бреттон-Вудской валютной системы и проект Г. Шредера о "целевых зонах", в рамках которых определялись бы курсы основных мировых валют. В рамках этих предложений существенная роль отводится центральным банкам государств, которые выполняли бы специальные функции регуляторов в рамках этих зон. Другим направлением является создание единой мировой валютной системы и мирового центрального банка, однако предложения в этом ключе встречаются финансистами и государственными институтами со скептицизмом.

В общем виде деятельность Центрального банка Российской Федерации в рамках валютно-кредитной политики связана с покупкой и продажей валюты, что выражается в осуществлении платежей, инкассации чеков, учете векселей и т.п. Поскольку одной из функций Центрального банка Российской Федерации является управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса, он реализует в рамках валютно-кредитной политики два основных направления. Прямое участие Центрального банка Российской Федерации выражается в валютных интервенциях, которые заключаются в покупке и продаже валюты для поддержания валютных рынков, обеспечения их нормального функционирования. Косвенное влияние выражается через регулирование уровня ставки рефинансирования, нормативы резервирования и т.п.

Валютный курс (exchange rate) представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте [41]. Валютный курс оказывает огромное влияние на валютообменные операции, международную торговлю и инвестиции – словом все то, что связывает национальную экономику с общемировым рынком. Валютный курс занимает центральное место в денежно-кредитной политике: он может использоваться как целевой ориентир, инструмент политики или просто экономический показатель.

Роль валютного курса во многом определяется типом выбранной денежно-кредитной политики.

Основные режимы валютного курса приведены в таблице.

Режимы валютного курса [40]

Режим валютного курса

Описание

Свободное плавание

Курс формируется исключительно под воздействием рыночных сил

Управляемое плавание

Центральный банк вмешивается в работу рыночных механизмов для сглаживания резких колебаний

Ползущая привязка

Центральный банк проводит на рынке интервенции для достижения определенного значения валютного курса

Фиксация в установленных пределах или целевые зоны

Возможны колебания валютного курса в установленных пределах; в случае отклонения от предусмотренного диапазона колебаний центральный банк вмешивается на рынке, чтобы вернуть валютный курс обратно

Корректируемая фиксация

Директивными или рыночными методами валютный курс фиксируется на продолжительный период времени (возможно с узкими пределами колебаний), при возникновении макроэкономического дисбаланса или значительного давления на валютный курс, уровень фиксации изменяется

Фиксация курса центральным банком

Более жесткая версия режима "корректируемая фиксация"

Фиксация курса валютным правлением или золотой стандарт

Денежная база должна полностью обеспечиваться валютными (или золотыми) резервами по фиксированной ставке обмена

Единая валюта

Ранее независимые валюты заменяют на единую вновь созданную или уже существующую валюту

В настоящее время политика Центрального банка Российской Федерации в отношении валютного курса осуществляется в целях обеспечения устойчивости рубля.

С 1999 года Центральный банк Российской Федерации осуществлял регулирование валютного курса в соответствии с режимом управляемого плавающего валютного курса. Основной целью соответственно являлось сглаживание воздействия изменений на российскую экономику и недопущение резких колебаний на российских финансовых рынках. Центральный банк Российской Федерации ставил перед собой задачу постепенного снижения степени вмешательства в рыночные механизмы для последующей подготовки к планомерному введению плавающего валютного курса. Это обуславливалось необходимостью реализации независимой денежно-кредитной политики. Таким способом планировалось достижение ценовой стабильности внутри страны доступными мерами процентной политики в рамках режима инфляционного тергетирования.

Начиная с 2005 года, Центральный банк Российской Федерации начал активно использовать механизм проведения валютных интервенций, что было направлено на сглаживание острых колебаний курса рубля к корзине валют. Кроме того, ориентиром курсовой политики Центрального банка Российской Федерации стала рублевая стоимость бивалютной корзины, которая включала доллар США и евро. Для рублевой стоимости бивалютной корзины был определен операционный интервал допустимых значений, а на границах этого интервала осуществлялись валютные интервенции, что препятствовало резким колебаниям стоимости бивалютной корзины и сглаживало влияние изменений на международном финансовом рынке на российскую экономику. Валютные интервенции включали в себя конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на межбанковском валютном рынке. Отличительной чертой данного периода стало то, что был осуществлен переход к бивалютной корзине, так как до 2005 года Центральный банк Российской Федерации осуществлял валютные интервенции только в сегменте рубль/доллар США. Также следует отметить, что в рамках своей деятельности Центральный банк Российской Федерации пересматривал границы операционного интервала допустимых значений с учетом текущих тенденций динамики показателей платежного баланса России и конъюнктуры внутреннего валютного рынка.

Поскольку роль евро во внешнеэкономических операциях России увеличивалась, то, по мере роста количества финансовых операций с использованием евро, доля евро последовательно увеличивалась в структуре бивалютной корзины. С 08.02.2007 года бивалютная корзина в своей текущей структуре включает 0,55 долларов США / 0,45 евро. Использование данного подхода к механизму валютных интервенций позволило сглаживать колебания курса рубля отношению к основным мировым валютам, одновременно с этим обеспечивая более гибкую курсовую политику, проводимую Центральным банком Российской Федерации.

В период с конца 2008 года по начало 2009 года Центральный банк Российской Федерации подготовил к реализации измененный механизм курсовой политики. Изменения заключались в пересмотре параметров курсовой политики с учетом резкого изменения условий, вызванных кризисной ситуацией на мировом финансовом и товарном рынках, что в свою очередь не могло не сказаться на условиях внешнеэкономической деятельности России. В результате внедрения данных предложений Центральный банк Российской Федерации с февраля 2009 года перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины. Корректировка границ операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины осуществлялась на основании прямой зависимости от объемов валютных интервенций, которые проводил Центральный банк Российской Федерации. При этом с 23.01.2009 года действовали фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину. 2010 год завершился объявлением Центрального банка Российской Федерации об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины, которое было сделано в октябре 2010 года.

Поэтому в современных условиях в рамках действующего механизма курсовой политики Центральный банк Российской Федерации не устанавливает фиксированных ограничений на уровень валютного курса или целевых значений его изменения. Кроме того, Центральный банк Российской Федерации не препятствует формированию тенденций в отношении изменений курса рубля и не вмешивается в его динамику. Поэтому все изменения курса рубля формируются под воздействием фундаментальных факторов, связанных с изменением условий внешнеэкономической деятельности. Однако, Центральный банк Российской Федерации предпринимает соответствующие меры по сглаживанию резких колебаний валютного курса. Эти действия Центрального банка Российской Федерации обусловлены необходимостью обеспечения условий для того, чтобы экономические агенты имели возможность приспосабливаться к изменениям и колебаниям валютного курса, располагая данными о тенденциях его изменения, что позволяет прогнозировать будущие изменения и планировать к реализации собственные меры.

Действующий механизм сглаживания курса рубля основан на механизме плавающего операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которого с 1 марта 2011 года ширина указанного интервала составляет 5 рублей. При обеспечении стабильности обменного курса рубля Центральный банк Российской Федерации осуществляет покупку или продажу иностранной валюты не только в случаях нахождения стоимости бивалютной корзины на границах плавающего операционного интервала, но и в пределах данного интервала. Данные по интервенциям Центрального банка Российской Федерации представлены в приложении 1. Помимо этого внутри плавающего операционного интервала выделяется диапазон, в котором не совершаются валютные интервенции. В случае выхода за переделы данного диапазона Центральный банк Российской Федерации приступает к совершению операций по покупке или продаже иностранной валюты, интенсивность данных операций увеличивается при приближении к границам операционного интервала. Автоматическая корректировка происходит при достижении накопленным объемом операций Центрального банка Российской Федерации установленной величины. Динамика границ плавающего операционного интервала курсовой политики Центрального банка Российской Федерации представлена в приложении 2. Следует отметить, что для нейтрализации внешних факторов в расчет при корректировке не включается объем целевых интервенций. В остальном параметры механизма обеспечения стабильного обменного курса рубля и курсовой политики определяются на основе состояния платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры денежного рынка с учетом макроцелей денежно-кредитной и валютной политики.

Для осуществления интервенций важное значение имеют также международные резервы.

Международные резервы России включают в себя высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота. Структура международных резервов России представлена в таблице.

Структура международных резервов России, (млн. долл. США) [45]

Дата

Международные резервы

в том числе:

валютные резервы

в том числе:

монетарное золото

иностранная валюта

счет в СДР

резервная позиция в МВФ

01.01.2011

479 379

443 591

432 948

8 749

1 893

35 788

01.02.2011

484 158

450 766

439 969

8 876

1 920

33 393

01.03.2011

493 835

458 045

447 175

8 936

1 934

35 790

01.04.2011

502 460

465 455

454 223

9 011

2 221

37 005

01.05.2011

523 950

483 229

471 725

9 217

2 287

40 720

01.06.2011

521 092

480 141

468 072

9 096

2 974

40 950

01.07.2011

524 527

484 015

471 942

9 098

2 974

40 512

01.08.2011

533 905

490 264

477 855

9 095

3 315

43 640

01.09.2011

545 012

496 366

483 885

9 148

3 334

48 645

01.10.2011

516 848

472 496

459 753

8 879

3 864

44 352

01.11.2011

525 557

476 967

464 023

9 019

3 925

48 589

01.12.2011

510 910

462 686

450 027

8 820

3 838

48 224

01.01.2012

498 649

453 952

441 162

8 729

4 061

44 697

Международные резервы представляют собой внешние активы, которые находятся под контролем Центрального банка Российской Федерации и в любой момент могут быть использованы для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты. Кроме того, международные резервы могут быть использованы для осуществления инвестиционных операций на международном финансовом рынке.

Инвестиционная политика на международном финансовом рынке также является важным направлением деятельности Центрального банка Российской Федерации. Центральные банки существенно усилили свою деятельность на мировых долговых рынках за последние десятилетия. Интенсивно накапливая валютные резервы и формируя финансовые ресурсы в крупных объемах, центральные банки укрепляют свои позиции на международном финансовом рынке. Осуществляя управление финансовым капиталом своей страны, центральные банки организуют валютные операции, связанные с укреплением национальной валюты и одновременно с этим проводят собственную инвестиционную политику, направленную на повышение эффективности национальной финансово-кредитной системы. Также следует отметить возросшее количество финансовых инструментов доступных центральным банкам на международных финансовых рынках, которые позволяют расширять и дифференцировать центральным банкам свои инвестиционные портфели в интересах государства.

Во многом благодаря росту международных резервов стала возможной целенаправленная инвестиционная политика Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке.

Динамичный рост международных резервов Центрального банка Российской Федерации был обусловлен, прежде всего, положительным сальдо торгового баланса в связи с благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергетических ресурсов. Исторический максимум по данному показателю был зафиксирован в августе 2008 г. и составил 598,1 млрд. долл., после чего в течение пяти месяцев (с сентября 2008 г. по январь 2009 г.) в условиях оттока иностранного капитала с российского финансового рынка Центральный банк Российской Федерации реализовал на валютном рынке 177,5 млрд. долл. и 23,5 млрд. евро в целях поддержания курса рубля в установленных границах. Кроме того, отрицательная переоценка валютных резервов, связанная с ростом курса доллара США по отношению к другим резервным валютам в июле 2008 – июне 2009 г., составила 39,9 млрд. долл. В настоящее время рост международных резервов возобновился, однако его темпы ниже, чем в предкризисный период (приложение 3). Сегодня Россия занимает третье место в мире по данному показателю.

Как и в большинстве государств, основу международных резервов Российской Федерации составляют валютные резервы, на долю которых по рыночной стоимости приходится свыше 90%. В докризисный период (2004-2008 гг.) рост валютных резервов происходил преимущественно за счет операций Центрального банка Российской Федерации на внутреннем валютном рынке. В меньшей степени на увеличение валютных резервов повлияло поступление доходов от управления, а также переоценка активов, номинированных в евро, английских фунтах стерлингов и японских йенах на фоне падения курса доллара США к другим резервным валютам.

С учетом изложенного выше следует сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе повышение эффективности управления валютными резервами остается одной из актуальных проблем деятельности Центрального банка Российской Федерации на финансовых рынках.

Центральный банк Российской Федерации управляет международными резервами на основании п.7 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [2]. При этом управление золотыми активами осуществляется отдельно от валютных активов.

Несмотря на то, что российская практика инвестиционной деятельности Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке в целом соответствует общемировым тенденциям, необходимо отметить ряд важных особенностей, характерных только для России.

Подобно большинству центральных банков других стран, Центральный банк Российской Федерации следует жестким стандартам в обеспечении надежности и ликвидности используемых инструментов формирования валютных резервов. Это предполагает невысокую степень диверсификации инструментов, поэтому сегодня в составе валютных резервов находятся остатки на корреспондентских счетах, депозиты, сделки РЕПО, а также государственные и агентские ценные бумаги иностранных эмитентов (США, Франции, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Нидерландов, Испании и др.) Отметим, что до наступления финансового кризиса 2008-2009 гг. состав разрешенных инструментов был шире и включал, в частности, долговые ценные бумаги федеральных ипотечных агентств США, внебюджетных фондов, ипотечных и земельных банков Германии и др.

Смежной сферой деятельности Центрального банка Российской Федерации в рамках операций с ценными бумагами на международном финансовом рынке большое значение имеет управление риском. Центральный банк Российской Федерации использует для этих целей лимиты по отдельным контрагентам и кредитные рейтинги в зависимости от качества инструментов финансового рынка. В настоящее время минимально допустимый рейтинг по операциям с валютными резервами Центрального банка Российской Федерации установлен на уровне А по классификации рейтингового агентства Standart & Poor’s. В качестве альтернативы может использоваться рейтинг А2 по классификации рейтингового агентства Moody’s. Минимальный рейтинг выпусков долговых ценных бумах сегодня установлен на уровне АА– по классификации рейтингового агентства Standart & Poor’s, либо "Аа3" по классификации рейтингового агентства Moody’s. Лимиты и кредитные рейтинги являются определяющими критериями при выборе инструментов, используемых для инвестирования.

Если до 2008 года Центральный банк Российской Федерации выделял в составе валютных резервов операционный и инвестиционный портфель, то сегодня Центральный банк Российской Федерации отступил от мировой практики и сгруппировал все активы в одновалютные портфели вне зависимости от типа инструментов и срока до погашения. Это объясняется тем, что одновалютные портфели расширяют возможности по управлению процентным риском, что достигается путем использования всей совокупности инструментов, которые были допущены по уровню рейтингов и номинированы в одной валюте. Таким образом, достигается более высокий уровень доходности вложений в условиях принятых ограничений. При этом Центральный банк Российской Федерации не привлекает внешних агентов для управления валютными резервами.

Совершая операции с ценными бумагами на международном финансовом рынке, Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве дилера. Возможность осуществления операций с ценными бумагами на международном финансовом рынке предусмотрена п. 5 статьи 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно данной статье Центральный банк Российской Федерации может осуществлять покупку, продажу и хранение драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей (иностранная валюта и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте), а также другие банковские операции от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Деятельность Центрального банка Российской Федерации на финансовом рынке не подлежит лицензированию ФСФР России.

Система управления Центрального банка Российской Федерации международными резервами имеет трехуровневую структуру.

1. Цели инвестирования, допустимые ограничения и уровни риска определяются Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

2. Инвестиционные директивы, методики оценки рисков, список контрагентов Центрального банка Российской Федерации по операциям с валютными резервами определяется Комитетом по денежно-кредитной политике (КДКП).

3. Департамент операций на финансовых рынках (ДОФР) совершает сделки с валютными активами, проводит оценку рисков и корректировку одновалютных портфелей в соответствии с правилами, установленными Советом директоров и КДКП. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках (ДОКОФР) оформляет заключенные сделки осуществляет расчеты по ним, контролирует соблюдение установленных регламентов, лимитов и ограничений.

Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура подразделений Центрального банка Российской Федерации, которые принимают участие в управлении международными резервами, в целом соответствует мировой практике. Отличительной же чертой управления международными резервами является высокая степень независимости Центрального банка Российской Федерации в принятии им инвестиционных решений. Это обусловлено тем, что нормативная база, регулирующая совершение операций с валютными резервами на международном финансовом рынке, относится к внутренним документам Центрального банка Российской Федерации. Структура нормативной базы Центрального банка Российской Федерации по осуществлению операций с валютными резервами на международном финансовом рынке представлена в приложении 4.

Современное состояние международных финансово-экономических отношений Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со статьей 51 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центральный банк Российской Федерации представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный банк Российской Федерации является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом. Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года. Российская квота в МВФ составляет 5945,4 млн. СДР, что составляет около 9 млрд. долл. США или 2,39% от общего числа голосов в МВФ. Как член МВФ Россия обладает соответствующими правами, включая право получения временной финансовой поддержки фонда в случае ухудшения ситуации с платежным балансом.

За последние 10 лет Россия строит свои отношения с МВФ в рамках сотрудничества, согласно которому с фондом проводятся, в основном, консультации по вопросам экономической политики без привлечения новых средств финансовой поддержки. Последняя консультация в соответствии со Статьей IV была обсуждена 9 сентября 2011 года [44]. Консультации также затрагивают деятельность Центрального банка Российской Федерации в части управления международными резервами. Последняя консультация содержит указания на факторы уязвимости в отношении операций на международных рынках и рекомендации по дальнейшему накоплению резервов, хотя текущий уровень резервов в МВФ посчитали достаточным без признаков недостаточного или чрезмерного накопления. Кроме того, дана рекомендация по увеличению интенсивности инвестирования резервов, создаваемых не в страховых целях, в более высокодоходные, но менее ликвидные активы.

В последние годы Центральный банк Российской Федерации значительное внимание уделяет развитию международного сотрудничества с такими странами как Индия, Китай, Казахстан, Иран, Египет, и др.

Отношения с Резервным банком Индии строятся на основе развития двух направлений: организации межбанковских консультаций по вопросам развития банковской системы и расширении финансовых операций между банками двух стран. В частности межбанковские консультации направлены на информирование о деятельности Резервного банка Индии и Центрального банка Российской Федерации, практике банковского надзора, ведении инспекционной деятельности и организации межбанковских расчетов. Также сюда входит обмен информации по вопросам организации надзора за банками, имеющими дочерние банки за рубежом, и оценке финансового положения банков. Расширение финансовых операций между банками двух стран направлено на укрепление сотрудничества в области банковского и финансового секторов России и Индии. Основными направлениями развития сотрудничества являются:

– использование национальных валют в двусторонних расчетах между двумя странами;

– открытие и деятельность представительств, филиалов и дочерних структур банков на территории двух стран;

– увеличение лимитов на проведение внешнеэкономических операций и расширение корреспондентской сети;

– использование кредитных линий Eximbank of India, открытых на российские банки, а также возможность открытия новых линий;

– увеличение лимитов на проведение внешнеэкономических операций и расширении корреспондентской сети;

– сотрудничество в области страхования;

– расширение корреспондентских отношений между Россией и Индией.

В рамках международных отношений с Индией Центральный банк Российской Федерации оказывает поддержку по использованию существующих схем расчетов в национальных валютах. Центральный банк Российской Федерации проводит работу по повышению количества открываемых счетов в рублях в российских коммерческих банках в пользу индийских коммерческих банков. Резервный банк Индии в свою очередь повышает интенсивность финансовых операций индийских банков с Россией. Также Центральный банк Российской Федерации урегулировал вопросы, связанные с существовавшими ранее ограничениями по обеспечению ряда платежей в пользу российских клиентов. В настоящее время Центральный банк Российской Федерации и Резервный банк Индии проводят совместную работу по упрощению процедуры открытия корреспондентских счетов банков в национальных валютах.

Приоритетным направлением финансово-экономических отношений Центрального банка Российской Федерации с Национальным Банком Республики Казахстан является совершенствования финансового сотрудничества и создание условий для равного доступа хозяйствующих субъектов на фондовые рынки двух стран. Отдельными задачами Центрального банка Российской Федерации и Национального Банка Республики Казахстан являются:

– коррекция развития финансового рынка в связи с изменениями на мировом финансовом рынке;

– развитие сотрудничества в области банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и операциях на международном финансовом рынке;

– развитие практики двусторонних инвестиционных отношений, операций с ценными бумагами;

– развитие межбанковского кредитования;

– обмен опытом по реализации инвестиционной политики Центрального банка Российской Федерации и Национального Банка Республики Казахстан и др.

В 2011 году между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая был заключено соглашение о расчётах и платежах в целях развития финансово-экономических отношений и укрепления межбанковских связей между Российской Федерацией и Китаем. Соглашение является наиболее значительным этапом в развитии обоюдных финансовых отношений между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая в рамках российско-китайского сотрудничества. Соглашение определяет следующее:

– расчеты и платежи между субъектами гражданских правоотношений обоих стран могут осуществляться в национальных валютах (рублях и юанях), а выбор валюты платеж и формы расчетов определяется по договоренности между субъектами гражданских правоотношений;

– банки, уполномоченные Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая, осуществляют расчеты и платежи в соответствии с международными нормами.

Дополнительно, соглашение закрепляет обоюдные обязательства Центрального банка Российской Федерации и Народного банка Китая по развитию корреспондентских отношений, совершенствованию механизмов биржевой торговли рублями и юанями, обмену информацией по осуществлению банковского надзора за выполнением условий соглашения.

Отношения Центрального банка Российской Федерации с Центральным банком Египта, а также Ираном строятся на основе расширения существующих финансовых отношений, обмене опытом по развитию платежных, расчетных систем. Основным направлением отношений является обмен информацией по использованию мер валютной и кредитной политики. Отношения с Центральным банком Египта также преследуют цель развития отношений Центрального банка Российской Федерации с банками африканских стран, за счет использования существующих административных и правовых ресурсов и выгодного географического положения Египта.

Анализ деятельности Центрального банка Российской Федерации в отношении позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках

Центральный банк Российской Федерации на протяжении последних 20 лет играет ключевую роль в обеспечении стабильности развития банковского сектора. Сегодня Центральный банк Российской Федерации прикладывает значительные усилия по формированию крепкой и устойчивой банковской системы в условиях усиливающейся интеграции в мировое банковское сообщество и укреплению доверия к российскому банковского сектора со стороны вкладчиков, кредиторов и инвесторов на международном рынке. Сегодня одной из приоритетных задач Центрального банка Российской Федерации является позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках. Сопутствующей этому является задача постоянного повышения конкурентоспособности российских кредитных банков на международной арене через повышение транспарентности деятельности кредитных организаций, повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора и повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;

Заявление Правительства РФ №1472п-П13, ЦБ РФ № 01-001/1280 от 05.04.2011 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" [4] определяет в рамках общей стратегии развития банковского сектора задачи Центрального банка Российской Федерации в отношении позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Общим направлением является повышение конкурентоспособности российского банковского сектора. Для этого имеются объективные условия, обусловленные преодолением в 2010 года банковским сектором кризиса и переходом к поступательному развитию. Поэтому кредитные организации в состоянии перейти к качественному развитию вместо экстенсивного развития, которое наблюдалось с конца 80-х годов до настоящего времени.

Одним из первых шагов в рамках выполнения поставленной задачи позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках Центральный банк Российской Федерации стало проведение в 2005-2008 годах банковской реформы, в рамках которой были реализованы следующие меры:

– либерализация валютного законодательства Российской Федерации;

– совершенствование системы банковского надзора с учетом передовой международной практики и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору;

– разработка и последующее принятие федеральных законов, направленных на выравнивание условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, повышение капитализации банковского сектора, защиту прав потребителей финансовых услуг и др.

Интенсивная модель развития банковского сектора России в отношении позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках предусматривает:

– повышение конкурентоспособности российских банков на международном рынке;

– повышение уровня корпоративного банковского управления;

– повышение уровня транспарентности кредитных организаций в том числе для международных организаций и инвесторов;

– дальнейшее совершенствование банковского надзора и регулирования путем развития в сторону приведения в соответствие с международными стандартами.

Таким образом, в части позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках Центральный банк Российской Федерации исходит из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития – характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций, предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повышении эффективности инвестиций. В соответствии с этим Центральный банк Российской Федерации реализует меры, направленные на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и системной устойчивости банковского сектора в целом.

Основными мерами Центрального банка Российской Федерации в рамках позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках выступают:

– сбалансированная политика в отношении иностранного капитала в российском банковском секторе – с одной стороны применение мер ограничительного характера для обеспечения справедливой конкуренции между российскими и иностранными банками, с другой стороны законодательное закрепление транспарентных процедур регистрации представительств иностранных банков на территории России;

– развитие законодательных условий секьюритизации активов с учетом российской специфики и международного опыта, в том числе полученного в ходе кризиса;

– адаптация международных стандартов и разработка национальных стандартов в сфере использования передовых технологий в банковской деятельности и создание объективных условий для их соблюдения;

– создание международного финансового центра;

– укрепление роли рубля международных финансовых операциях;

– развитие сотрудничества с международными банковскими ассоциациями и национальными банковскими сообществами;

– работа по реализации предложений международных банковских ассоциаций, направленных на повышение эффективности российского банковского сектора и приведение его в соответствие с современными международными стандартами для повышения роли российских банков на международном финансовом рынке;

– продолжение дальнейшего взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с международными организациями – в 2012-2015 годах будет продолжаться работа Центрального банка Российской Федерации "Группе двадцати", Совете по финансовой стабильности, Базельском комитете по банковскому надзору и их рабочих органах.

В рамках повышения степени доверия к российским кредитным организациям Центральный банк Российской Федерации будет продолжать работу с МВФ и Всемирным банком по отдельным вопросам развития банковского сектора в контексте международных отношений, а также вопросам банковского регулирования и надзора.

Также стратегия закрепляет за Центральным банком Российской Федерации обязанность продолжения развития кооперации с центральными банками других стран по вопросам трансграничного надзора за кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами. Кроме тогда в функции Центрального банка Российской Федерации включены действия по обеспечению международных банковских, валютных, кредитных и финансовых операций между странами, определенными в качестве стратегических партнеров России, к которым относятся Китай, Казахстан, Беларусь, Турция и ряд других стран.

Для целей повышения эффективности позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках Центральный банк Российской Федерации также реализует меры по совершенствованию банковского надзора и регулирования для приведения их в соответствие с международными требованиями.

В частности Центральный банк Российской Федерации повышает требования к корпоративному управлению и системам управления рисками в кредитных организациях. Данная мера позволит повысить уровень доверия со стороны банковского мирового сообщества к российским кредитным организациям в целом.

Другим направлением является реализация международных подходов к финансовому регулированию:

– повышение требований к качеству и достаточности капитала;

– повышение требований к уровню ликвидности;

– развитие подходов по выявлению и оценке системных рисков, анализу системной устойчивости банковского сектора, использованию полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора и банковского регулирования, включая макропруденциальный и контрциклический аспекты;

– развитие стандартов отчетности;

– реформирование системы выплат и вознаграждений;

– трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций.

Направления и сроки реализации в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию приведены в приложении 5 [4].

Следующее направление деятельности Центрального банка Российской Федерации сопряжено с повышением транспарентности российской банковской системы путем повышения прозрачности деятельности российских банков. Это является одним из существенных условий повышения конкурентоспособности российских банков на международном финансовом рынке. В задачи Центрального банка Российской Федерации входит разработка проекта по совершенствованию требований к раскрытию информации кредитными организациями и подготовка изменений в законодательство устанавливающих соответствующие требования к кредитным организациям.

Проект федерального закона, связанный с обеспечением правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области, включая надзор за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами на данный момент уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Также в настоящее время ведется работа в части внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, а также обеспечения контроля за крупными приобретателями акций (долей) кредитной организации со стороны Банка России в соответствии с международным опытом.

Проект федерального закона, связанный с обеспечением унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия запланирован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2012 году.

План мероприятий по реализации стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года приведен в приложении 6.

Выводы

Международный финансовый рынок является системой финансовых отношений, которые определяют движение финансовых ресурсов между странами. При этом центральные банки относятся к институциональным единицам международного финансового рынка, представляя интересы своего государства в отношениях, связанных с движением финансовых ресурсов. В соответствии со своей природой центральные банки преследуют две основные цели на международном финансовом рынке, которые связаны с укреплением курса национальной валюты и проведением эффективной инвестиционной политики на основе использования валютных резервов.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке связана с обеспечением стабильности обменного курса рубля и реализацией инвестиционной политики. Действующий механизм сглаживания курса рубля основан на механизме плавающего операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины. Инвестиционная политика, основанная на обеспечении надежности и ликвидности используемых инструментов формирования валютных резервов, направлена на повышение эффективности национальной финансово-кредитной системы.

Центральный банк Российской Федерации в рамках международных финансово-экономических отношений взаимодействует с международными финансовыми и кредитными организациями, а также проводит целенаправленную работу по развитию финансовых отношений с такими странами как Индия, Китай, Казахстан, Южная Корея, Турция, Египет и другими.

Центральный банк Российской Федерации в условиях модернизации банковского сектора и финансового рынка Российской Федерации проводит значительную работу в отношении позиционирования российских банков на международном рынке. Наибольший объем занимает деятельность Центрального банка Российской Федерации по устранению внутренних недостатков российского банковского сектора и приведение его в соответствие с международными стандартами. В рамках этого ведется двунаправленная работа: по совершенствованию банковского надзора и регулирования и по совершенствованию деятельности коммерческих банков. Вместе с тем в действующем законодательстве Российской Федерации не сформирована системная правовая база, которая бы отвечала современным международным стандартам в части обеспечения прозрачности деятельности кредитных организаций. Поэтому значительные усилия Центрального банка Российской Федерации направлены на подготовку соответствующих изменений в законодательстве. При этом Центральный банк Российской Федерации значительное внимание уделяет внешнему позиционированию российского банковского сектора на международных рынках через взаимодействие с международными финансовыми организациями и центральными банками других стран. В результате, на данном этапе большая часть запланированных мероприятий находится в стадии реализации и контрольной датой оценки результатов выступает конец 2015 года.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011 "№409-ФЗ")

4. Заявление Правительства РФ №1472п-П13, ЦБ РФ № 01-001/1280 от 05.04.2011 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года".

5. Андрианов В.Д. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования // Общество и экономика. – 2008. – № 5. – С. 23-53.

6. Астраханцева М. Развитие банковской системы в России // Рынок ценных бумаг. – 2008. – N 14. – С. 61-64.

7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

8. Банковское дело / под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Магистр, 2011.

9. Банковское дело. / под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юнити-Дана, 2011.

10. Банковское дело. / под ред. О.И. Лаврушина. – изд. 2-е. – М.: Кнорус, 2009.

11. Банковское дело. Учебник / под ред. Я.Е. Чернышевой. – М.: Юнити-Дана, 2010.

12. Беликов И. Проблемы корпоративного управления и банки //Рынок ценных бумаг. – 2010 – №17(272) – С. 23-28.

13. Белов С.В. Банки на современном этапе // Экономика и Жизнь. – 2007. – №9. – С. 34-37.

14. Боровикова В.А., Мурашева С.В., Мокин В.Н. Финансы и кредит. – СПб: Бизнес-пресса, 2010.

15. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям.- М.: НОРМА, 2009.

16. Братко А. Г. Банковское право. – М.: Эксмо, 2008.

17. Букато Ю.М., В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России – М.: БЕК, 2010.

18. Витогранн С.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Кнорус, 2009.

19. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, 2009.

20. Дробозин Л.А. Финансы. – М..: ЮНИТИ, 2009.

21. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2010

22. Зубченко Л.А. Будущее доллара как мировой резервной валюты // Банки: мировой опыт. – 2009. – №6. – С. 23-26.

23. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009.

24. Костюченко Н. С. Ошибки, которые не должны повториться // Банковское дело. – 2012. – № 1. – С. 70-73

25. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования. / Афанасьева О.Н., Корниенко. С.Л., под ред. засл. деятеля науки РФ, д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2009.

26. Лаутс Е. Б. Правовые вопросы обеспечения стабильности деятельности банков. // Предпринимательское право. – 2009. – № 4. – С. 26-31

27. Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Инфра-М, 2011.

28. Малышев П.Ю. Управление государственными резервами в странах-экспортерах нефти: зарубежный опыт и российская практика. // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2011. – №3. – С. 4-12.

29. Набиев Р. А., Тактаров Г. А. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика, 2011.

30. Полищук А.И. Кредитная система: Опыт, новые явления, прогнозы перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2011.

31. Потемкин А.И. Об усилении роли российского рубля в международных расчетах. // Деньги и кредит. – 2010. – №2. – С.3-10

32. Приходько Е.А. Корпоративное управление: основы улучшения банковского сектора. // Проблемы современной экономики. – 2009. – №2. – С.: 125-140.

33. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010

34. Рамазанов С.А. Особенности управления золотовалютными (международными) резервами Банка России // Финансы и кредит. – 2009. – № 26. – С. 41-45.

35. Романовский М.В. Мировая банковская система. – СПб.: Питер, 2012.

36. Рудько-Силиванов В.В. Организация деятельности центрального банка. – М.: КНОРУС, 2011.

37. Скиннер К. Будущее банкинга. Мировые тенденции и новые технологии в отрасли. – М.: Гревцов Паблишер, 2009.

38. Соловьев А.К. Международная финансовая система. – М.: Финансы и статистика, 2009.

39. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки. – М.: Инфра-М, 2008.

40. Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы Money. – М.: Социум, 2008.

41. Финансы и кредит. / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, 2010.

42. Финансы, денежное обращение и кредит. / РАН; под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2007.

43. Челнаков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Инфра-М, 2011.

44. Доклад МВФ по Российской Федерации №11/294 от 27.09.2011

45. Международные резервы Российской Федерации. // Официальные данные ЦБ РФ.

Приложение 1

Данные по интервенциям Центрального банка Российской Федерации

Отчетный период

Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США

Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро

Покупка

Продажа

Покупка

Продажа

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

март 2010

14 483,51

3 064,99

0,00

0,00

442,91

173,81

0,00

0,00

апрель 2010

11 336,70

4 172,65

0,00

0,00

411,84

169,65

0,00

0,00

май 2010

4 317,16

3 445,46

0,00

0,00

1 063,96

698,76

0,00

0,00

июнь 2010

1 660,64

1 660,64

0,00

0,00

416,99

416,99

0,00

0,00

июль 2010

464,27

464,27

0,00

0,00

29,30

29,30

0,00

0,00

август 2010

1 078,35

1 078,35

0,00

0,00

135,64

135,64

0,00

0,00

сентябрь 2010

0,00

0,00

1 172,47

1 172,47

0,00

0,00

207,67

207,67

октябрь 2010

0,00

0,00

3 230,28

2 119,40

0,00

0,00

437,55

280,67

ноябрь 2010

0,00

0,00

4 759,77

2 635,63

0,00

0,00

626,85

376,58

декабрь 2010

0,00

0,00

720,32

720,32

0,00

0,00

167,49

167,49

январь 2011

645,67

645,67

0,00

0,00

124,20

124,20

0,00

0,00

февраль 2011

3 481,82

2 146,00

0,00

0,00

796,42

405,73

0,00

0,00

март 2011

4 491,48

3 434,62

0,00

0,00

636,36

439,38

0,00

0,00

апрель 2011

3 284,71

3 002,67

0,00

0,00

260,86

239,90

0,00

0,00

май 2011

3 915,98

3 267,58

0,00

0,00

433,95

334,94

0,00

0,00

июнь 2011

3 230,70

2 799,78

0,00

0,00

541,49

497,21

0,00

0,00

июль 2011

3 706,60

2 855,52

0,00

0,00

1 003,80

899,52

0,00

0,00

август 2011

961,64

767,39

700,88

297,01

167,32

163,31

7,55

7,55

сентябрь 2011

0,00

0,00

6 765,68

2 017,40

0,00

0,00

590,91

275,34

октябрь 2011

0,00

0,00

4 372,64

2 550,50

0,00

0,00

500,48

331,89

ноябрь 2011

0,00

0,00

1 386,70

1 386,70

0,00

0,00

130,64

130,64

декабрь 2011

0,00

0,00

1 773,14

1 773,14

0,00

0,00

191,70

191,70

январь 2012

427,72

427,72

635,26

635,26

24,27

24,27

42,50

42,50

Приложение 2

Динамика границ плавающего операционного интервала курсовой политики Центрального банка Российской Федерации

Дата

Границы операционного плавающего интервала Банка России, рублей

Нижняя граница

Верхняя граница

27.02.2009

38,90

40,90

31.03.2009

38,55

40,55

30.04.2009

37,90

39,90

29.05.2009

36,50

38,50

30.06.2009

36,40

38,40

31.07.2009

36,40

39,40

31.08.2009

36,40

39,40

30.09.2009

36,25

39,25

30.10.2009

35,30

38,30

30.11.2009

35,00

38,00

30.12.2009

35,00

38,00

29.01.2010

35,00

38,00

27.02.2010

34,70

37,70

31.03.2010

33,90

36,90

30.04.2010

33,40

36,40

31.05.2010

33,30

36,30

30.06.2010

33,30

36,30

30.07.2010

33,30

36,30

31.08.2010

33,30

36,30

30.09.2010

33,30

36,30

29.10.2010

32,90

36,90

30.11.2010

33,05

37,05

30.12.2010

33,05

37,05

31.01.2011

33,05

37,05

28.02.2011

32,95

36,95

31.03.2011

32,35

37,35

29.04.2011

32,35

37,35

31.05.2011

32,30

37,30

30.06.2011

32,25

37,25

29.07.2011

32,20

37,20

31.08.2011

32,15

37,15

30.09.2011

32,55

37,55

31.10.2011

32,70

37,70

30.11.2011

32,70

37,70

30.12.2011

32,20

38,20

31.01.2012

32,20

38,20

Приложение 3

Динамика международных резервов за 1993-2011 года.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации на международном финансовом рынке

Приложение 4

Структура нормативной базы Центрального банка Российской Федерации по осуществлению операций с валютными резервами на международном финансовом рынке

1. Основные принципы управления валютными резервами утверждаются Советом директоров Центрального банка Российской Федерации и устанавливают:

– цели владения и управления валютными резервами;

– перечень резервных иностранных валют и разрешенных классов инвестиционных инструментов;

– нормативную валютную структуру чистых резервных активов;

– основные ограничения по принимаемым финансовым рискам;

– распределение полномочий по управлению валютными резервами между органами управления и структурными подразделениями.

2. Инвестиционные директивы, утверждаемые КДКП, детализируют положения Основных принципов и устанавливают:

– условия использования разрешенных инвестиционных инструментов;

– портфельную структуру валютных резервов;

– порядок расчета величины и показателей процентного риска, а также доходности портфелей;

– порядок формирования, оценки риска и доходности портфелей.

3. Положения Центрального банка Российской Федерации, регламентирующие порядок совершения отдельных видов операций на внешнем рынке (указанные документы не подлежат регистрации в Министерстве юстиции);

4. Договоры с контрагентами – зарубежными коммерческими и центральными банками;

5. Распоряжения и приказы Центрального банка Российской Федерации, относящиеся к отдельным видам операций и/или контрагентам, дополняющие нормы и требования, содержащиеся в перечисленных выше документах, либо вводящие временные ограничения.

Приложение 5

Направления и сроки реализации в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию

Этапность работы по внедрению положений документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (далее – Базель II), состоящего из 3 взаимодополняющих друг друга компонентов, обусловлена его концепцией, предусматривающей возможность выбора надзорным органом различных подходов к расчету величин финансовых и нефинансовых рисков в целях определения показателя достаточности собственных средств (капитала) банков. Базелем II предполагается, что такой выбор зависит от уровня и динамики развития банковской системы и финансовых рынков, на которых работают банки, а также состояния банковского законодательства государства, реализующего Базель II.

Банком России в настоящее время применяется наиболее простой подход к оценке кредитного риска – упрощенный стандартизированный подход 1-го компонента "Минимальные требования к достаточности капитала" Базеля II.

Проводится предварительная работа, направленная на подготовку к внедрению изложенного в 1-м компоненте Базеля II подхода, базирующегося на самостоятельных внутрибанковских оценках параметров кредитного риска (далее – подход, основанный на внутренних рейтингах). Одновременно разрабатываются минимальные требования к внутренним процедурам оценки кредитными организациями достаточности собственных средств (капитала) в рамках 2-го компонента "Процесс надзорной оценки" Базеля II.

Оценка уровня готовности российской банковской системы к внедрению подхода, основанного на внутренних рейтингах, и реализации положений 2-го компонента Базеля II проведена в рамках программы сотрудничества с Европейским центральным банком.

В целях внедрения Базеля II, в том числе подхода, основанного на внутренних рейтингах, а также его 2-го компонента, Правительство Российской Федерации и Банк России проведут работу по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

При этом предполагается, что круг банков, реализующих подход, основанный на внутренних рейтингах, будет весьма ограниченным. Это связано в том числе с высокими требованиями к таким банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками.

Ориентировочно внедрение 2-го компонента Базеля II может начаться не ранее 2014 года, а подхода, основанного на внутренних рейтингах, – после 2015 года.

В рамках реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору, принятыми в 2010 году (далее – Базель III), предполагается:

пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента – базового капитала (суммарный показатель акционерного капитала и нераспределенной прибыли);

дополнительно к минимальным требованиям к достаточности базового капитала установление требования к формированию буферов капитала (дополнительных элементов капитала, представляющих собой надбавки к минимальным регулятивным требованиям по базовому капиталу), в частности буфера консервации и контрциклического буфера, являющихся источником покрытия убытков банков в условиях кризиса;

введение в дополнение к показателю достаточности капитала, рассчитываемому с учетом уровня рисков, принимаемых банками, показателя "леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

введение 2 нормативов ликвидности, определяемых с учетом возможностей возникновения негативных условий как в деятельности банка, так и на финансовых рынках в целом, – показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью (стрессовая ситуация), и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на один год.

Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности предполагается начать в 2011 году (период наблюдения ряда стандартов) и завершить в 2018 году. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 г.

При этом предусматриваются согласованные на международном уровне этапы внедрения, которые в том числе включают:

в части требований к капиталу – поэтапное введение требований к достаточности базового капитала и основного капитала (2013 – 2015 годы);

в части буфера консервации капитала – поэтапное введение требования к формированию указанного буфера (2016 – 2018 годы);

в части показателя "леверидж" – период мониторинга (2011 – 2012 годы), период параллельного расчета показателя, в течение которого показатель "леверидж" и его компоненты будут сопоставляться с требованиями к капиталу, рассчитанными с учетом уровня рисков (2013 – 2017 годы). В рамках параллельного расчета показателя предполагается раскрытие информации о его значении и компонентах с 1 января 2015 г. Введение показателя "леверидж" в качестве обязательного планируется с 1 января 2018 г.;

в части стандартов ликвидности:

показатель краткосрочной ликвидности – период наблюдения за уровнем показателя (2011 – 2014 годы). Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планируется с 1 января 2015 г.;

показатель чистого стабильного фондирования – период наблюдения за уровнем показателя (2012 – 2017 годы). Введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного планируется с 1 января 2018 г.

Приложение 6

План мероприятий по реализации стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года

Форма реализации

Срок реализации

Ответственные исполнители

I. Повышение конкурентоспособности банковского сектора. Развитие финансовой инфраструктуры. Снижение издержек банковской деятельности

1.

Разработка законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе

проекты федеральных законов

приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России

2.

Реализация мероприятий, направленных на внедрение универсальной электронной карты гражданина

нормативные правовые акты

в соответствии с планом мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 1433-р

Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральной уполномоченной организации

3.

Обеспечение иммунитета центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России

4.

Установление запрета на открытие филиалов иностранных банков

проект федерального закона

в соответствии со сроками вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию

Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России

5.

Закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории Российской Федерации и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке

проект федерального закона

2013 год

Минюст России Минфин России Минэкономразвития России МИД России ФАС России с участием Банка России

6.

Совершенствование залогового законодательства Российской Федерации в части создания системы регистрации уведомлений о залоге

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

7.

Предоставление банкам возможности заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада или ее части или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата

проект федерального закона

2011 год

Минфин России ФСФР России Минэкономразвития России с участием Банка России

8.

Введение в законодательство Российской Федерации понятия "металлический счет", в том числе для физических лиц

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

9.

Совершенствование правового регулирования деятельности бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

10.

Установление минимальных стандартов оказания финансовых услуг

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России ФСФР России ФАС России с участием Банка России

11.

Совершенствование регулирования вопросов ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

II. Совершенствование качества банковских услуг

12.

Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительском кредитовании

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

13.

Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности

проект федерального закона

2012 год

Минэкономразвития России Минфин России ФАС России с участием Банка России

14.

Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части унификации подхода к установлению административного воздействия за нарушение прав потребителей финансовых услуг

проект федерального закона

2011 год

Минздравсоцразвития России Минфин России Минэкономразвития России ФАС России с участием Банка России

III. Совершенствование банковского регулирования и надзора

15.

Совершенствование подходов к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю, совершенствование механизмов рискориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, расширение оснований, по которым кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения распоряжения клиента о проведении операции, а также предоставление кредитным организациям права отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада) и уточнение полномочий надзорных органов по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, отдельных требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

проекты федеральных законов

2012 год

Росфинмониторинг Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

16.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части конкретизации требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям, осуществлению сбора информации об их деловой репутации, ведению соответствующих баз данных, обработке и ведению персональных данных, а также сокращение круга руководителей филиалов кредитных организаций, требующих согласования с Банком России

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

17.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части расширения полномочий Банка России по применению мер воздействия к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах их корпоративного управления, применения мер воздействия к руководителям и собственникам кредитных организаций, включая меры, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

18.

Обеспечение правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области, включая надзор за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами

проект федерального закона

внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

19.

Обеспечение унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

20.

Создание законодательных основ внедрения рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, включая предоставление Банку России права устанавливать для кредитных организаций правила управления рисками и капиталом, применения внутрибанковских методов оценки рисков, а также установление ответственности членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за деятельность кредитных организаций, в том числе в области управления рисками

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

21.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, а также обеспечения контроля за крупными приобретателями акций (долей) кредитной организации со стороны Банка России в соответствии с международным опытом

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

22.

Совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций

проект федерального закона

2012 год

Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России

23.

Установление требований к аффилированным лицам кредитных организаций о предоставлении сведений о себе и порядка раскрытия информации об указанных лицах

проект федерального закона

2013 год

Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России

24.

Установление в законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

25.

Создание правовых условий взаимодействия Банка России и аудиторских организаций

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России

26.

Внесение изменений в федеральные законы в части закрепления за государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на постоянной основе функций по финансовому оздоровлению банков и уточнения механизмов их осуществления, совершенствования процедур предупреждения банкротства и ликвидации кредитных организаций, повышения ответственности руководителей банков за неправомерные действия при банкротстве, а также установление законодательных норм, направленных на защиту средств фонда обязательного страхования вкладов от недобросовестных действий

проект федерального закона

2011 год

Минэкономразвития России Минфин России с участием Банка России

27.

Установление уголовной ответственности за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно представление неполных либо заведомо ложных сведений в целях сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации

проект федерального закона

2012 год

Минэкономразвития России Минфин России МВД России с участием Банка России

28.

Установление возможности назначения служащих Банка России уполномоченными представителями в кредитные организации, значимые для банковской системы и экономики Российской Федерации

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

29.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения минимального размера уставного капитала и собственных средств (капитала) банков

проект федерального закона

2011 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России

30.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей

проект федерального закона

2012 год

Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России