ODiplom // Педагогика // 03.12.2016

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 03.12.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В 2016 году в России взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у населения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы.

Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности.

2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В.В. Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий поставил следующее: "привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю" [4].

В Год экологии в России пройдут более 600 мероприятий. Отдельное внимание будет уделено экологическому образованию.Совершенствование экологической ситуации в России зависит от того насколько грамотно будут воспитаны грядущие поколения. Какой опыт мы им передадим.

Экологическое воспитание: понятие и функции

Экологическое воспитание являет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области "Познавательное развитие" и предусматривает решение таких задач как:

  1. формирование первичных представлений о живой и неживой природе
  2. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание", широко был распространен термин как "экологическое просвещение". Он насчитывает несколько веков. Еще Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам [3]. В то время "экологическое просвещение" приравнивалось к природосообразности и получило в тот период свое признание в педагогике.

Ж.-Ж. Руссо и Песталоции считали, что человек – это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе [2].

Что касается русских мыслителей, то без сомнения, интерес представляет точка зрения Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой в природной среде видел идеальные условия для решения проблемы естественного воспитания ребенка, а естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой рассматривал как идеал образа жизни.

Значительный вклад в становление современной системы экологического просвещения внесли советские и российские педагоги. Период 1975 – 2005 годов характеризуется целым рядом важных исследований в области экологического воспитания и образования студентов и школьников в курсах различных учебных предметов и на разных этапах непрерывного экологического образования [1].

В настоящее время общенаучным определением термина "экологическое воспитание" можно считать следующее.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Немаловажную роль играют функции экологического воспитания детей. Функции экологического воспитания заложены в современных образовательных стандартах РФ. К ним относится следующее:

  1. Развитие кругозора у детей;
  2. Формирования экологического сознания;
  3. Стимулирование развития интуиции и наблюдательности;
  4. Развитие навыков общения.

Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитания, будучи полноценным элементом образовательного процесса, наделено определенными целями и задачами. В качестве целей экологического образования современные педагоги чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

К задачам экологического воспитания относят:

  1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  2. развитие познавательного интереса к миру природы;
  3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  4. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  5. развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  6. формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  7. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  8. освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  9. формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;
  10. формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [2].

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Работа по экологическому воспитанию детей в условиях ДОУ

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность.

В современных дошкольных учреждениях работа по экологическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

  1. работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
  2. работа с педагогами;
  3. работа с родителями;
  4. работа в социуме.

См. подробнее про игровые методики в экологическом воспитании

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

В условиях современных ДОУ существует широкий спектр всевозможных методов и методик по работе с детьми, направленной на повышение уровня экологического сознания. Самые распространенные методы представлены на рисунке ниже.

методы экологического воспитания в ДОУ

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из шишек, сухих листьев, сухих коряг и т.д.

В дошкольных учреждениях могут быть организованы мероприятия со следующими названиями:

  1. "Зеленый город"
  2. "Животные – наши друзья"
  3. "Столовая для бездомных кошек"
  4. "Чистый берег, чистая река-здоровье на века"

Проведение серьезной развивающей работы в условиях ДОУ являет собой залог воспитания будущего поколения, способного не только защитить свою природу, но и прочувствовать её проблемы и стать не просто "человеком потребляющим", но и "человеком дающим".

Литература

  1. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С.10-12.
  2. Лисиченко В.В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2000
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014.
  4. Шадрина Татьяна В России будут прививать поколениям бережное отношение к экологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/13/v-rossii-budut-privivat-pokoleniiam-berezhnoe-otnoshenie-k-ekologii.html