ODiplom // Экономика // 01.12.2016

Экономические интересы субъектов хозяйствования и их реализация в России

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 01.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Экономические интересы субъектов хозяйствования и их реализация в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Субъекты хозяйствования, осуществляя свою экономическую деятельность, руководствуется, прежде всего, своими интересами и преследует собственную выгоду, что неизбежно вызывает столкновение интересов.

В рамках национальной экономической системы приоритетным является обеспечение условий, при которых достигается равновесие и сбалансированность интересов всех субъектов, что в той или иной степени способствует повышению жизненного уровня населения и экономическому росту страны в целом.

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, совокупность процессов которой представляет собой экономику страны. При этом экономическая деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют субъекты хозяйствования, называемые также экономическими агентами.

Основной проблемой в исследуемой области выступает тот факт, что экономика каждой страны представляет собой специфическим образом функционирующую систему, которая охватывает множество разных видов деятельности, и каждый хозяйствующий субъект или экономический агент может существовать только потому, что получает что-то от других, находясь, таким образом, в тесной взаимосвязи и взаимозависимости другими агентами.

Субъекты хозяйствования и их экономические интересы

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг [5].

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Все субъекты хозяйствования в рамках экономики являются экономическими агентами, объединяемых в однородные группы. Положение и роль каждого агента определяется его отношением к факторам производства. В связи с этим агенты обычно разделяются на четыре группы: домохозяйства (семьи и отдельные лица), предприятия, государство и банки.

В рамках любой экономической системы действуют субъекты хозяйствования, которые самостоятельно принимают решения, планируют и реализуют в сфере хозяйственной деятельности практические мероприятия, направленные на достижение их экономических интересов [10].

Субъекты хозяйствования взаимодействуют между собой по модели, которая представлена на рисунке 1.

Общая модель взаимодействия субъектов хозяйствования

Рисунок 1 – Общая модель взаимодействия субъектов хозяйствования

Положение и роль каждого субъекта хозяйствования определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Следует отметить, что "один и тот же человек может присутствовать в составе нескольких субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим – представлять государство, владея акцией – бизнес, а, расходуя свой доход на товары и услуги – являться членом домашнего хозяйства" [18].

Деятельность субъектов хозяйствования, прежде всего, обусловлена их положением в экономике, экономическими интересами, а также функциями, которые они выполняют.

Например, экономические интересы домохозяйств сводятся к стремлению увеличить полезность благ, приобретаемых ими на полученные от трудовой деятельности доходы, при этом они должны ранжировать свои потребности по значимости и оптимизировать свои расходы исходя из имеющегося бюджета.

Предприятия с учетом своих экономических интересов должны принимать неоднозначные решения. Это обусловлено тем, что их деятельность не определяется исключительно стремлением получить прибыль, но также они должны захватить и удержать долю целевого рынка, расширить масштабы производства и утвердить свою позицию по сравнению с другими субъектами хозяйствования.

Государство и банки должны выполнять те функции, которые не может обеспечить рынок, так как государство должно заботится об обеспечении общенационального интереса, а банки о преумножении капитала. Этими аспектами обусловлены экономические интересы государства и банков, которые выступают в качестве субъектов экономики.

Вместе с тем, следует отметить, что исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества.

Однако этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим. В то же время, банки, стремясь преумножить капитал, зачастую воспринимаются не как источник финансирования, а в качестве особого рода участника рынка, который обладает возможностями стимулировать рост производства и потребления за счет предоставления кредитных ресурсов предприятиям и домохозяйствам.

Функции и цели субъектов хозяйствования

Домашнее хозяйство представляет собой особую экономическую единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц.

Домашнее хозяйство обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей, а не к наращиванию прибыли [7].

Домашнее хозяйство в качестве экономического агента является самостоятельной хозяйственной единицей, состоящей из одного или более лиц, которая

  • снабжает экономику ресурсами;
  • использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека [1].

Таким образом, к домашним хозяйствам относятся те экономические агенты, которые осуществляют операции, связанные с использованием экономических ресурсов, потреблением и сбережением. Часть дохода, полученного от использования экономических ресурсов, расходуется домохозяйствами на приобретение товаров и услуг, а часть направления на сбережение и воспроизводство экономических ресурсов, которые находятся в распоряжении домохозяйства.

Домохозяйства являются независимыми экономическими агентами, самостоятельно определяя объемы приобретения необходимых товаров и сбережений. Вместе с тем, независимость домохозяйств, как субъектов хозяйствования ограничивается размерами их доходов, а также общественным регламентом.

"Предприятие – экономическая единица, функционирующая с целью получения прибыли, стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи" [7].

Предприятие, как экономический агент, действует на свой риск и под свою ответственность, при этом вкладывая в свое функционирование собственный капитал и привлекая заемные средства. Принципиальное отличие от домохозяйств: доход предприятия расходуется не на потребление, а на расширение производства. Главной задачей предприятий, как субъекта хозяйствования, является производственная деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности, размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д.

Цель хозяйственной деятельности предприятий – извлечение прибыли.

В то же время существуют и некоммерческие организации, выполняющие в обществе совершенно другие функции. Такими организациями являются благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная цель – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Например, цель некоммерческих организаций в области спорта – физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

"Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики" [7].

В задачи банков, как экономических агентов входит кредитование предприятий и домохозяйств, обеспечение расчетных операций, осуществление хранения денежных средств предприятий и домохозяйств и т.д. За проводимые с денежными средствами операции банки получают определенный процент в зависимости от вида операции, который регулируется государством и Центральным банком.

Центральный банк Российской Федерации является особым экономическим агентом.

В функции ЦБ РФ входит:

  • создание золотовалютных резервов страны;
  • создание фонда обязательного резервирования депозитов населения в коммерческих банках;
  • беспроцентное кредитование внутреннего государственного долга;
  • регулирования внутреннего курса иностранной валюты;
  • эмиссии денег.

Центральный банк является государственным учреждением и организован по принципу иерархической подчиненности, поэтому решения принимает только узкий круг лиц, входящих в Правление ЦБ. Нельзя считать, что экономический агент "Центральный банк" представляет собой макроструктуру, которая отражает результаты совместной деятельности множества независимых однотипных субъектов экономики, поэтому для описания поведения ЦБ гипотеза о рациональности поведения не годится. Его не удается описать решением задачи на максимум удовлетворения экономического интереса, как поведение производителей, населения или коммерческих банков. Поведение ЦБ задается сценарием. В него входит выполнение всех закрепленных за ним функций.

Государство представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Государство в качестве экономического агента представляет совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе и распоряжающихся государственной собственностью [22].

Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них:

  • доля государственных расходов в ВВП;
  • доля налогов в ВВП;
  • размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Выступая как экономический агент, государство, помимо того, что обеспечивает общественные потребности, безопасность, выполняет функции национальной обороны, активно вмешивается в экономику, осуществляя функцию ее регулирования, используя для этого различные формы и методы. Вопросы роли государства в экономике как экономического агента поднимал в рамках своей теории Кейнс.

Экономические интересы

Экономические интересы – это экономическая категория, в которой выражаются производственные отношения между отдельными участниками общественного производства: индивидами, их группами, классовыми общностями [9].
Экономические интересы – это побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда [19].

Таким образом, существует взаимосвязь категорий: производство – распределение – обмен – потребление – интересы – потребности.

Экономический интерес – это такая форма проявления экономических отношений, которая объективно направляет деятельность людей в связи с движением и удовлетворением их потребностей [8].

В современных условиях выделяют [12] следующие группы экономических интересов:

  • интересы различных социальных групп и слоев общества;
  • национальные и интернациональные структурные экономические интересы;
  • макроэкономические и микроэкономические интересы, например, в соответствии с административно-хозяйственным делением страны,
  • перспективные и текущие интересы;
  • интересы сфер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
  • общественные, коллективные и личные интересы.

Реализация экономических интересов различных субъектов осуществляется посредством хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм

Субъекты хозяйствования в рамках национальной экономической системы участвуют в ней и взаимодействуют в рамках хозяйственного механизма. Наиболее полным определением хозяйственного механизма представляется следующий подход

Хозяйственный механизм приводит в действие всю экономическую систему, подчиняя ее функционирование естественной конечной цели – удовлетворению экономических потребностей людей. Более строго его можно определить как совокупность всех организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых достигается вышеназванная конечная цель [11].

Деятельность субъектов хозяйствования по достижению своих интересов тесно связана с существованием экономических потребностей. Фактически они обеспечивают само наличие интересов у каждого отдельного агента, так как интересы направлены на удовлетворение тех или иных потребностей. В этой связи следует согласиться с утверждением, что "экономические потребности – часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг" [4].

Удовлетворение экономических потребностей, осуществляющееся через потребление материальных и духовных благ является естественной и главной целью производства. Связь производства с потребностями носит цикличный характер (рисунок 2): производимые товары и услуги способствуют удовлетворению существующих потребностей, что стимулирует развитие производства. Через каждые несколько итераций возникают новые экономические потребности.

Таким образом, обеспечивается достижение одних интересов экономических агентов и возникновение новых.

Взаимосвязь экономических потребностей и производства

Рисунок 2 – Взаимосвязь экономических потребностей и производства

При этом с течением времени потребности растут и усложняются. Однако это не только количественный рост, но и качественное изменение. [13]

В соответствии с этим изменяются и интересы экономических агентов, поскольку деятельность субъектов хозяйствования объективно связана с экономическими ресурсами и особенностями их использования.

К экономическим ресурсам относятся [17]:

  • трудовые ресурсы (сокращенно – труд), т.е. люди с их способностью изготовить товары и услуги;
  • природные ресурсы (сокращенно – земля) – земля, ее недра, воды, леса, воздух;
  • капитал в форме денег или средств производства, т.е. реального капитала;
  • предпринимательские способности;
  • информационные ресурсы – научно-техническая, технологическая, статистическая, управленческая информация, некоторые виды духовно-интеллектуальных ценностей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Хозяйственный механизм и его циклический характер обеспечивают существование экономических агентов и удовлетворение их интересов. Учитывая жесткие условия хозяйствования и интенсификацию конкуренции, требования к предприятиям, как активным экономическим агентам, предъявляются высокие. Если требования оказываются непомерными, такие предприятия прекращают хозяйственную деятельность по причине убытков и банкротства. Эффективность хозяйственной деятельности других предприятий, выраженная через прибыль, свидетельствует об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот процесс существует объективно и не зависит от желаний отдельных экономических агентов.

Экономические интересы предприятий

Для каждой экономической системы характерны свои особенные интересы каждого из агентов. В традиционной системе главным интересом является поддержание устоев и традиций общества. В плановой экономике превыше всего стоят интересы государства, являющего собственником всех материальных ресурсов, которые распределяются на основе долговременных приоритетов для страны в целом. В рыночной экономике приоритетные интересы – это интересы потребителей, так как основные экономические вопросы "Что? Как? Для Кого?" решаются в пользу потребителей. В смешанной экономике интересы всех агентов учитываются в равной степени: государственным интересом является регулирование экономики, путем осуществления антимонопольной, социальной, фискальной политики; интересы предпринимателей учтены посредством предоставления им экономической свободы и возможности самостоятельно определять "Что? Как? Для кого?"; наемные рабочие самостоятельно принимают решение о выборе сферы деятельности, потребители имеют полную свободу выбора.

От субъектов хозяйствования следует отличать экономические институты. "Экономические институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо они оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей" [2].

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями [21].

При этом в любой системе домашние хозяйства стремятся максимально повысить эффективность распределения своих доходов: приобрести как можно больше благ на полученные доходы и сберечь их часть, действуя в рамках имеющихся у них доходов. Отдельно следует отметить, что в рамках экономической теории человек теоретически является рациональным агентом, который действует из принципа наибольшей целесообразности. Однако, на практике, экономически рациональное поведение человека не отвечает другим его интересам.

Экономические интересы государства сопряжены с регулированием экономики и повышением уровня социально-экономического развития. Государство призвано обеспечивать общенациональные интересы, способствовать росту богатства нации. Вместе с тем, исключительное значение общенациональных интересов далеко не всегда осознается членами общества, что приводит к общественным потрясениям, государственным переворотам, экономическому краху, развалу страны.

Экономические интересы банков связаны с обслуживанием финансовых потоков и извлечением дохода на вложенный капитал.

Экономические интересы предприятий наиболее широкие:

  • стремление максимизировать прибыль;
  • снизить издержки;
  • повысить эффективность производства;
  • расширить масштабы производства;
  • утверждение экономической власти;
  • иные мотивы, например, захват и удержание доли на рынке.

В целом, экономические интересы предприятий – одна из составляющих современной экономики, они являют собой достаточно сложную и противоречивую систему. Отметим, что помимо экономических интересов именно предприятия, существуют интересы трудового коллектива, местности, в которой находится предприятия. Более широкие экономические интересы предприятий распространяются на уровень национального и общественного значения.

Экономические интересы предприятий имеют также форму производственных отношений, что позволяет объективно утверждать о приоритете трудовой деятельности людей над хозяйственным механизмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что между разными субъектами хозяйствования неизбежно возникают противоречия, вызванные несоответствием экономических интересов, поскольку все интересы относительно самостоятельны. В рамках национальной экономической системы экономические интересы реализуют через механизм конкуренции и регулирования экономической деятельности. Вместе с тем оба этих направления должны обеспечивать возможность того или иного варианта разрешения существующих противоречий между разными субъектами хозяйствования и их экономическими интересами.

Реализация экономических интересов субъектов хозяйствования в России

Реализация экономических интересов субъектов хозяйствования заставляет каждого из них постоянно искать результативные решения в своей деятельности, непрерывно совершенствуя свою экономическую деятельность. В условиях наличия других субъектов хозяйствования, которые действуют в этой же сфере, возникает конфликт интересов, однако их реализация может осуществляться с помощью развития национальной экономической системы, в частности, благодаря наличию конкуренции, рыночных инфраструктурных элементов, а также свободы выбора экономической деятельности, реализации антимонопольных мер со стороны государства и т.п.

Реализация экономических интересов отличается их противоположной направленностью, что предопределяет их столкновение для разных субъектов рыночных отношений, которые стремятся реализовать с целью получения собственной выгоды.

Реализация экономических интересов выглядит следующим образом.

Например, продавец и потребитель взаимосвязаны и не могут совершить сделки купли-продажи и реализовать свой индивидуальный интерес, не вступая в экономические взаимоотношения. Их экономические интересы прямо противоположны: продавец хотел бы получить самую высокую цену за свой товар, а покупатель – самую низкую. Вместе с тем, объективно, товар будет реализован только в том случае, если каждый из субъектов снизит личные требования и будет достигнут компромисс.

Компромисс между экономическими интересами разных субъектов достигается в условиях конкуренции, которая вынуждает товаропроизводителей снижать издержки производства и цены на производимые товары, повышать качество продукции, улучшать обслуживание потребителей и т.п. Все это отвечает социально-экономическим интересам общества в целом.

Естественно, я не рассматриваю случаи недобросовестной конкуренции и различные попытки искусственно повлиять на тех или иных субъектов, что приводит к ущербу экономических интересов, следовательно, такие формы конкуренции интересам общества не отвечают, в принципе.

Многофакторный характер реализации экономических интересов обусловлен разницей между субъектами экономической деятельности: сюда входят частные интересы отдельных предпринимателей, корпоративных собственников, домашних хозяйств, наемных работников, различных объединений и т.д. Особое место в этой подсистеме интересов занимают единство и противоположность экономических интересов собственников средств производства и наемных работников.

Таким образом, следует согласиться с утверждением, что "ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование" [10]. Если рассматривать конкуренцию, как рыночный механизм, то, очевидно, что применительно к экономическим интересам она обуславливает возникновение соперничества между субъектами хозяйствования за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг для реализации их экономических интересов.

В России реализация экономических интересов субъектов хозяйствования в условиях интенсивной конкуренции неизбежно сталкивается с рядом объективных условий:

  1. хозяйственная обособленность субъектов хозяйствования;
  2. самостоятельное принятие решений в условиях свободы экономического выбора;
  3. зависимость каждого субъекта хозяйствования от рыночной, общеэкономической и социально-политической конъюнктуры;
  4. противоборство с другими субъектами хозяйствования за получение наибольшего дохода.

Вместе с тем, непосредственная реализация экономических интересов субъектов хозяйствования через механизм конкуренции в России определяется типом конкуренции, в условиях которой действуют субъекты хозяйствования.

В таблице [10] представлена сравнительная характеристика внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Сравнительная характеристика внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты

Предприятия 1-ой отрасли

Предприятия различных отраслей

Объекты

Лучшие условия производства и сбыта

Сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

Различные стоимости однотипных товаров

Различные прибыли в различных отраслях

Результат

Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары

Средняя прибыль и цена производства

В соответствии с возможными способами поведения, субъекты хозяйствования действуют на рынке двояким образом, используя для реализации своих экономических интересов два основных метода конкурентной борьбы:

  • ценовая конкурентная борьба – соперничество субъектов хозяйствования в ходе реализации их экономических интересов за получение дополнительной экономической выгоды за счет снижения цен на факторы производства или путем сокращения издержек производства и реализации продукции без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен по сравнению с другими субъектами хозяйствования;
  • неценовая конкурентная борьба – соперничество субъектов хозяйствования в ходе реализации их экономических интересов с использованием методов, направленных на повышение качества факторов производства, изменения их свойств, создания новой продукции и т.п.

Таким образом, механизм конкуренции позволяет субъектам хозяйствования достигать более выгодного положения, по сравнению с другими экономическими агентами, для чего требуется получение лучших условий доступа к факторам производства и обеспечение более эффективной реализации продукции. В результате, субъекты хозяйствования получают дополнительные экономические выгоды, которые позволяют им с большей эффективностью реализовать свои экономические интересы в будущем.

Регулирование экономических интересов

Борьба за экономическое превосходство, противостояние и соперничество с другими экономическими агентами за лучшие условия хозяйствования является фундаментальным законом рынка. Вместе с тем, в российских условиях, как конкуренция, так и монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. В соответствии с этим различные виды рыночных структур, к которым относятся совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и олигополия, зависят исключительно от состояния рыночной среды.

При взаимодействии с другими субъектами хозяйственной деятельности каждый экономический агент руководствуется, прежде всего, своими интересами и преследует собственную выгоду. При этом неизбежно происходит столкновение интересов. Для каждой экономической системы характерны свои особенные интересы каждого из агентов.

Наличие разных экономических интересов у разных агентов является объективным условием для их регулирования со стороны государства.

Формирование рыночной структуры на различных отраслевых рынках в России и регулирование экономических интересов зависит от следующих [2] параметров:

  1. количество фирм, поставляющих товары на рынок;
  2. свобода вхождения на рынок и выхода из него;
  3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  4. участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Учитывая эти аспекты и влияя на доступные предприятию параметры, современные субъекты хозяйствования могут добиваться более эффективной реализации своих экономических интересов, а государство – осуществлять регулирование.

Вместе с тем, можно объективно судить о том, что в системе экономических интересов России существует необходимость государственного регулирования процессов формирования субъектов экономических интересов рынка, согласования в системе экономических интересов с широким использованием законодательных и экономических методов, в том числе налогов, нормативных ограничений, финансового, ревизионного контроля и т.п.

Поскольку поведение любых субъектов хозяйствования целиком связано с целенаправленным преследованием собственных интересов, в результате которого происходит столкновение интересов агентов, обусловленное ограниченностью экономических ресурсов и неограниченностью потребностей, то такое столкновение ведет к необходимости создания неких барьеров на пути самого начального элемента взаимоотношений – заключения контракта между различными экономическими агентами. Это выражается в форме регулирования экономических интересов государством. Причем контракты могут быть явными, т.е. закрепленными документально или публично, как, например, публичный договор купли-продажи, так и неявными, т.е. существующими объективно и независимо от самих экономических агентов, например, обеспечение безопасности интересов страны.

Нельзя полагаться только на рыночные законы регулирования экономических процессов. В вопросе создания определенных барьеров и правил поведения экономических агентов важная роль должна отводится государству.

При этом важно не тотальное доминирование власти в экономике, но именно регулирующая роль. Главными причинами этого являются [5]:

  • рост расходов на оборону и военно-космические исследования;
  • рост народонаселения;
  • решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
  • решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, жилищного обеспечения, нищеты.
Государственное регулирование экономических интересов в России вызвано необходимостью смягчить неэффективность и "несправедливость", связанные с функционированием рыночной экономики.

В России необходимость государственного регулирования экономических интересов основана на неспособности рыночной экономики развиваться без вмешательства государства, так как экономические кризисы двадцатого века доказали неэффективность классического подхода на основе саморегулирвания рыночной экономики и слепого следования за невидимой рукой рынка. Экономическая роль государства в стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного "в руках" государства.

В соответствии с этим, в современных условиях в реализацию экономических интересов субъектов хозяйствования вмешивается государство, осуществляя регулятивное воздействие, проводя антимонопольную политику, поддерживая механизм конкуренции. Между различными субъектами хозяйствования различия заключаются в принципиально иных формах соподчинения и согласования экономических интересов субъектов хозяйствования.

Особенности регулирования экономических интересов субъектов хозяйствования в России

Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах. Если государство распоряжается 10-50% национального дохода, то такая экономика является смешанной, т.е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая – в руках частных владельцев [22].

Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике. Все преуспевающие экономические системы в современном мире действуют по схеме, представленной на рисунке 3. Экономическая система смешанного типа справедлива и для российской экономики.

Экономическая система смешанного типа

Рисунок 3 – Экономическая система смешанного типа

Рассмотрим функции государства в экономической системе. Как носитель власти в России государство выполняет следующие действия:

  1. Ограничительные. Государство исключает из поведения субъектов хозяйствования определенные виды действий, нарушающих установленные нормы.
  2. Направляющие. Государство направляет поведение субъектов хозяйствования, принуждая их к определенной положительной экономической активности: выполнению целей, норм, правил и планов и т.п.
  3. Разрешительные. Государство определяет диапазон действий, на которые не распространяется ее обязательные к соблюдению нормы и выполнение которых не преследуется отрицательными санкциями.

Выполняя ограничительные, направляющие и разрешительные действия государство тем самым оказывает влияние на поведение всех экономических агентов, взаимодействующих между собой. Отсюда, в современных российских условиях, происходят следующие функции государства в регулировании экономической деятельности:

  1. Защитная функция. Защитный эффект возникает как результат ограничения действий субъектов хозяйствования. Государство ограничивает действия одного экономического агента в случае, если они могут негативно воздействовать на ресурсы и поведение другого экономического агента, нарушая тем самым его интересы, защищая таким способом одного экономического агента от произвольных действий других агентов.
  2. Объединительная функция. Государство выполняет объединительные функции по отношению к ресурсам субъектов хозяйствования. Объединительное начало государства состоит в том, что эти субъекты хозяйствования обретают единую направленность деятельности.
  3. Координирующая функция. Ограничивая и направляя действия отдельных субъектов хозяйствования, государство позволяет координировать их поведение и согласовывать взаимодействие по достижению общей цели. Вместе с тем, чем больше различаются интересы и информация, тем в большей степени решение, связанное с применением власти, предстает как эффективный и недорогой инструмент координации.

Обобщая анализ государственного регулирования экономических интересов субъектов хозяйствования и поведения экономических агентов, отметим, что основой поведения субъектов хозяйствования является выбор из доступных альтернатив. Государство изменяет структуру издержек, в рамках которой агент принимает решения. Возникает изменение уровня издержек по сравнению с ситуацией отсутствия государственного регулирования. В результате государство изменяет набор альтернатив, стоящих перед экономическим агентом, и ограничения выбора по сравнению с ситуацией отсутствия государственного регулирования.

Государство создает для экономического агента выбор: подчиняться или нет установленным государством нормам. Выбор зависит от соотношения величины издержек подчинения и величины издержек отказа, которые создает государство в случае отказа экономического агента от подчинения.

В России способность государства эффективно контролировать и преодолевать противодействие субъектов хозяйствования определяет их выбор относительно того, в какой степени подчиняться устанавливаемым нормам. В данном случае основой выбора служит сопоставление издержек и выгод противодействия государственным нормам.

Наличие нескольких государственных институтов, обладающих правом и возможностями регулирования экономических отношений в нашей стране, создает перед экономическим агентом выбор, связанный с тем, кому подчиняться. В этом плане должна быть четко выстроенная иерархическая ветвь, либо один единственный орган регулирования, либо наличие органов власти, отвечающих за различные сферы экономической деятельности, но не перекликающиеся между собой во избежание конфликтов подчинения.

Государство оказывает косвенное влияние на выбор российских субъектов хозяйствования видов деятельности в рамках диапазона свободы. Например, для экономического агента существует свобода в выборе экономической деятельности: работа по найму или самостоятельный бизнес. Однако каждая экономическая деятельность осуществляется в рамках определенных нормативных отношений. Государство определяет величину издержек, которые вынужден нести экономический агент для получения единицы полезности при каждом из видов деятельности. Выбирая экономическую деятельность, субъект хозяйствования оценивает соотношение издержек и выгод различных ее видов. Хотя в данном случае сам выбор не подвергается непосредственному воздействию со стороны российского государства, тем не менее, оно оказывает на него влияние, являясь тем фактором, который определяет условия свободного выбора.

В России, в рамках государственного регулирования, перед субъектами хозяйствования возникает выбор, связанный с изменением границ власти государства или с сопротивлением ей. В этом случае основой выбора выступает сопоставление издержек подчинения и издержек, необходимых для изменения границ власти государства. Последнее актуально для крупных предприятий, которые имеют возможности для влияния на действия государства, путем подготовки законопроектов в законодательные органы власти с целью их последующего принятия и изменения существующих условий.

Установление контроля над ресурсами субъектов хозяйствования со стороны государства имеет своим результатом сокращение возможностей экономического агента в самостоятельном использовании данного ресурса. Таким образом, снова проявляется регулирующая роль государства в экономике.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство выполняет как минимум следующие экономические функции: создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка; защиту конкуренции; производство социально значимой продукции; защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства; перераспределение доходов и ресурсов; стабилизацию экономики.

Вывод

Деятельность экономических агентов обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма. При этом функционирует ли хозяйственный механизм нормально или существуют предпосылки для его кризиса, зависит от того, как организована их деятельность.

Во многом это обусловливается удовлетворением интересов каждого экономического агента. Если интересы одного агента будут постоянно доминировать над интересами другого агента, то в экономической системе страны будет наблюдаться дисбаланс развития. В случаях, когда происходит столкновение интересов двух экономических агентов должно вступить в силу государственное регулирование экономической деятельности, в том числе и регулирование экономических интересов субъектов хозяйственного механизма. В первую очередь это обеспечивается правовым законодательством, которое должно стоять на страже интересов каждого субъекта, а не представлять интересы только одного типа экономических агентов, будь то предприниматели, домохозяйства, банки или само государство.

В условиях ограниченности многих ресурсов и отсутствии ограничений человеческих потребностей конфликты интересов случаются очень часто. При этом, на современном этапе развития России не всегда существует возможность справедливого урегулирования вопроса. Зачастую, чтобы удовлетворить свои интересы, экономические агенты вступают в отношения, которые не являются законными. Происходит это с целью сократить собственные издержки в процессе удовлетворения своих интересов.

Такая практика приводит к появлению теневого сектора в экономике страны. Участники таких отношений не выполняют в полной мере своих обязательств перед государством, обществом и отдельными гражданами. В результате таких действий происходит ущемление интересов других экономических агентов.

Все это в результате приводит к тому, что не выполняется принцип, когда то, что выгодно одному экономическому агенту выгодно и всем остальным агентам. Наоборот предприятие собственные интересы по снижению издержек производства решает не путем совершенствования собственных процессов, а путем искажения результатов своей деятельности с целью снижения уплачиваемых налогов. В этом случае ущемляются государственные интересы, интересы общества в целом и интересы отдельных личностей.

На данном этапе представляется возможность сокращения теневого сектора в экономике страны путем более грамотного и сбалансированного учета интересов каждого типа экономических агентов со стороны государства и правовом закреплении норм поведения каждого экономического агента.

Литература

  1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2013. – 560 с.
  2. Афанасьев В.С. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014. – 416 с.
  3. Винслав Ю. Экономическое поведение предприятий: результаты анализа, факторы стабилизации и роста. // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 1. – С. 192-197.
  4. Воронин А.Ю. Общая теория экономического развития. – М.: Дрофа, 2014. – 486 с.
  5. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014. – 576 с.
  6. Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Экономическая теория. – М.: Тетралит, 2014. – 144 с.
  7. Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Юрайт, 2014. – 456 с.
  8. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Омега-Л, 2014. – 608 с.
  9. Маховикова Г.А., Переверзева С.В. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 328 с.
  10. Микроэкономика. / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2014. – 640 с.
  11. Микроэкономика. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
  12. Микроэкономика. / Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. – М.: Юрайт, 2014. – 264 с.
  13. Микроэкономика. / Под ред. Т.А. Селищевой. – М.: Инфра-М, 2014. – 250 с.
  14. Плисов С.К. Основные стратегии поведения организаций в условиях отраслевой конкурентной среды. // Российское предпринимательство. – 2014. – № 10 (256). – С. 71-77.
  15. Розанова Н.М. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 713 с.
  16. Руднева А.О. Экономическая теория. – М.: Дрофа, 2014. – 256 с.
  17. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014. – 608 с.
  18. Салихов Б.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2014. – 724 с.
  19. Семенихина В.А. Микроэкономика. – М.: Омега-Л, 2014. – 448 с.
  20. Тарануха Ю.В. Конкурентное поведение фирмы в условиях гиперконкуренции. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 2. – С. 22-30.
  21. Чепурин М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2012. – 880 с.
  22. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2013. – 728 с.
  23. Экономическая теория. Практикум. / Под ред. С.А. Толкачева. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.