Экономическое содержание цены

Автор: Андрей Нестеров ✔ 11.03.2019

Нестеров А.К. Экономическое содержание цены // Энциклопедия Нестеровых

Цена обладает многогранной природой, так как подвержена воздействию множества факторов.

Цена, как экономическая категория

Установление цены оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.

Экономическое содержание цены определяется необходимостью устанавливать на товар такие цены, чтобы добиться запланированного объема прибыли.

При этом первоочередной задачей является возмещение затрат, уплата налогов и получение прибыли для воспроизводства – всё это должно быть учтено в цене.

Себестоимость выступает одним из основных факторов формирования цены. Себестоимость продукции является одним из показателей эффективности работы предприятия. Это экономическая категория, которая напрямую связана с функционированием предприятий в условиях рыночных отношений. Себестоимость отражает то, во что предприятию обходится производство и реализация продукции.

Планирование ценообразования на основе себестоимости производимой продукции – это один из важнейших инструментов снижения затрат на продукцию, что соответственно приводит к увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности предприятия.

Планирование ценообразования и разработка путей снижения себестоимости – это сложный процесс, который требует комплексного подхода и постоянного контроля. Это обуславливается тем, что цена является обобщающим показателем всех видов затрат на единицу продукции – трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости и др.

Для любого производственного предприятия является очень важным использование оптимального метода ценообразования.

Экономическое содержание цены

Экономическое содержание цены заключается в ее определении и выполняемых функциях.

Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

При этом форма выражения ценности благ может иметь как денежную, так и натуральную форму. Для отдельных видов благ возможны и другие формы выражения ценности, например, процентная.

Основополагающий принцип в экономическом содержании цены – это обмен. Масштаб обмена определяет подход к ценообразованию: поскольку любые товары и услуги являются объектом купли-продажи, то и установление цены соответствует масштабам ценообразования на все товары и услуги. Таким образом, цена предстает денежным выражением стоимости товаров и услуг, так как в современных условиях действуют стоимостные факторы в ценовых стратегиях и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуровне.

Содержание функций цены, как экономической категории

Микроуровень

Макроуровень

Учетная функция цены – отражает необходимые затраты на производство и реализацию продукции.

Учетная функция цены – позволяет сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.

Стимулирующая функция цены – развитие прогресса, ресурсосбережения и повышение эффективности производства.

Стимулирующая функция – поощрительное и сдерживающее воздействие цен на разные сферы воспроизводства.

Распределительная функция цены – распределение прибыли между государством и предприятием через налоги и акцизы.

Перераспределительная функция цены – перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, регионами.

Функция балансирования спроса и предложения – равновесие на предприятии и на рынке достигается при определенном уровне цен.

Виды цен

Виды цен классифицируются по нескольким критериям.

В зависимости от масштабов обслуживания рынка выделяют:

  • мировые цены
  • цены международных региональных рынков
  • внутренние
  • внешнеторговые

Цены по сфере обслуживания национальной экономики разделяют на оптовые, розничные и закупочные цены.

виды цен

Для некоторых сфер хозяйственной деятельности устанавливаются специальные цены. Например, применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта. Другим примером являются тарифы – это цены, устанавливаемые на услуги. Различают оптовые тарифы, устанавливаемые на услуги для предприятий и организаций, например, на услуги по перевозкам, и розничные, устанавливаемые на услуги для населения.

Основные ценовые стратегии

Стратегия "снятие сливок" заключается в том что на новинку устанавливаются самые высокие цены, которые только возможно запросить в определенном сегменте рынка. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену, чтобы привлечь следующий сегмент рынка, который устраивает новая цена.

Стратегия глубокого проникновения на рынок это метод установления на новинку сравнительно низкой цены в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большей доли рынка.

Стратегия установление цен на обязательные принадлежности подразумевает, что на основные товары устанавливаются низкие цены, а на обязательные принадлежности устанавливаются высокие наценки.

Стратегии дифференцированного установления скидок включают в себя скидки за определенные действия, скидки за количество товара, скидки на функциональные услуги, сезонные скидки, стимулирующие скидки.

Ценовая стратегия по географическому принципу заключается в формировании дифференцированных цен для разных региональных рынков.

Ценовая стратегия дискриминации заключается в установлении демпинговых цен с минимальной торговой наценкой для обеспечения рентабельности.

Ценовая ассортиментная стратегия применяется для установления цены на определенный набор сопряженных товаров при покупке всех компонентов из данного набора.