ODiplom // Блог // 30.07.2018

Экранизация романа Стивена Кинга Сияние Стенли Кубриком

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Блог

Опубликовано: 30.07.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Экранизация романа Стивена Кинга Сияние Стенли Кубриком [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Стивен Кинг – фигура в американском искусстве довольно неоднозначная. По романам Стивена Кинга было снято множество фильмов. Но наиболее популярен фильм снятый выдающимся режиссером Стенли Кубриком.

Стивен Кинг в Американской литературе

Стивен Кинг на встрече с читателями

Стивен Кинг на встрече с читателями

Стивен Кинг – популярный писатель, публицист, общественный деятель, киносценарист и просто неординарная личность. Тем не менее, у множества людей до сих пор фамилия Кинга ассоциируется с пустой беллетристикой в жанре мистики и "хоррора", хотя это совсем не так. Романы писателя разнообразны как по жанру и стилю, так и по поднимаемой автором проблематике. Кинг – личность, не стесняемая рамками какого-либо одного жанра; попытка подвести все его произведения под одну планку заранее обречена на провал.

Тем не менее, в силу господства стереотипов, для многих было большим удивлением, когда в 2003 году Национальный книжный фонд присудил Кингу медаль "За выдающийся вклад в американскую литературу".

Пальцев о творчестве Кинга

В своем творчестве Стивен Кинг не отдаляется от реальности. Он отражает её с ужасающей реалистичностью, гиперболизируя страх и человеческие пороки настолько, что трудно поверить в то, что все это происходит здесь и сейчас, но с меньшим налетом мистического и загадочного. Хотя само мистическое и загадочное всего лишь элемент гиперболы.

Стивена Кинга ставят в один ряд с Эдгаром Аланом По. Некоторые его романы близки по духу к творениям Рэя Бредбери.

Краткое содержание романа Стивена Кинга "Сияние"

По романам Стивена Кинга было снято множество фильмов. Но наиболее популярен фильм снятый выдающимся режиссером Стенли Кубриком.

Экранизация третьего романа Стивена Кинга "Сияние" (1977) прославила имя писателя. С этим фильмом связано огромное количество самых противоречивых историй о взаимоотношениях режиссера с писателем и самом процессе съемок. Говорят, что Кубрику книга Кинга попала в руки совершенно случайно, когда тот находился в очередном приступе ярости. Роман тут же увлек режиссера, и он начал вести с Кингом переговоры об экранизации. Позже Кинг удивлялся, что "Сияние" заинтриговало Кубрика с самого начала, ведь первые главы романа написаны в довольно сдержанном, неторопливом стиле. Как бы то ни было, "Сияние" Кубрику, очевидно, очень понравилось, хоть заинтересовали его аспекты, едва ли вписывающиеся в первоначальный авторский замысел. Это и стало причиной того, что отношения между Кубриком и Кингом складывались не самым удачным образом; и чем дальше, тем хуже [1].

Сюжет романа классический для большинства произведений в жанре "хоррор". Писатель Джек Торренс приезжает в удаленный от города, стоящий на отшибе отель "Оверлук". Отель стоит в горах Колорада, так что зимой его накрывают метели и лавины. Страдающий алкоголизмом писатель и бывший преподаватель Торренс приезжает, чтобы устроиться на работу сторожем. У Торренса есть жена и сын. Жена находится в постоянном страхе, что муж сорвется и запьет. Ребенок очень чувствительный и переживает и за отца, и за мать. Лишившись работы Джек мечтает написать новую книгу и вернуть былые благополучные времена. Однако вдохновения нет. Уединенный отель и одиночества представляются Торренсу прекрасным шансом, чтобы снова начать творить. Однако всего через месяц Торренс сходит с ума не без помощи отеля.

В романе "Сияние" собраны излюбленные приемы Кинга. Они отражены на рисунке ниже.

Характерные приемы для романов Кинга в Сиянии

Сияние Стивена Кинга глазами Стенли Кубрика

Стенли Кубрик выдающийся американский и британский кинорежиссёр, фотограф и продюсер. Он специализировался на экранизациях неоднозначных сложных произведений. Все его киноработы отличаются высоким техническим мастерством.

Режиссерские работы Кубрика отличаются следующими особенностями:

  • специфическое использование крупных планов,
  • использование необычного панорамирования, наплыва,
  • непривычное употребление популярной и классической музыки.

Автопортрет Стенли Кубрика

Автопортрет Стенли Кубрика. 1949 год.

Приступив к экранизации Сияния, Кубрик добросовестно соблюдал атмосферу романа, созданную Кингом при этом нанес на него определенную палитру, превратившую экранизацию в шедевр.

"Сияние" – неоготический фильм в "колорадском стиле". Важнейшим атрибутом готического романа (или фильма) является замок или старый особняк, то есть, закрытое для простого человека, н аристократа, место. Вследствие своей закрытости, это место является очень привлекательным для массового читателя или зрителя [2].

Фильм "Сияние" как неоготическое творение наделено долей загадочности и хранит страшные тайны. В нем мы сталкиваемся с тем, что опасность не в сверхъестественных существах, а в жильцах, вследствие замкнутого образа жизни, оторванные от реальности, живущие по каким-то собственным моральным принципам, которые зачастую идут вразрез с общечеловеческими. Так Джек Торренс хранит тайны своего подсознания так же, как стены отеля хранят чужие тайны. Но по закону жанра эти тайны обязательно выходят наружу – в виде привидений, или слепящего безумия. Кубрик соединяет фантасмагорию с психологической драмой. Фильм можно трактовать двояко.

Прежде всего, это история одного безумия. Тогда все фантастические наваждения, которые видят герои фильма – это плод фантазии Торренса. К такой мысли зрителя подталкивает беседа ясновидящего шеф-повара с сыном Денни: "Всё, что ты видишь, – это картинки в книжке". Но еще четче это прослеживается в сцене, когда Николсон, отказывается под предлогом работы от утренней прогулки с женой, бесцельно слоняется по отелю и натыкается на макет лабиринта. Пристально вглядевшись в лабиринт, он замечает, что по его извилистым тропам идут две фигурки: это Венди и Дэнни (в это время мать и сын действительно бродят по лабиринту). Извилистый лабиринт напоминает человеческий мозг. Стены лабиринта сделаны из живых изгородей, они – вечнозеленые. А ведь Торренс – алкоголик, его мозг отравлен.

Это взгляд Торренса в себя – прозрение. Тропы лабиринта одинаково белы и непорочны. Очевидно, что Николсон обрел в отеле гармонию. Ему уже не нужна литература, ему уже не нужно ничего. Здесь – покой. Ему мешают лишь эти две мельтешащие фигурки, поскольку он вынужден заботиться о них. И, в конце концов, Торренс захочет от них избавиться.

Однако интереснее воспринимать фильм буквально. Исключительно важно отметить то, что именно Отель предлагает Торренсу сделку. В характере сделки проявляется социальный аспект фильма.

Писатель Торренс не просит у отеля гениальных текстов, его не интересует искусство. Ленивый писатель, пропивший весь свой талант, неудачник Торренс воспринимает хороший текст только как средство вырваться из нищеты и примкнуть к элите.

Торренс не хочет просто работать, не хочет упорно трудится, чтобы написать выдающийся роман – он хочет сразу напечатать шедевр с большой буквы и оказаться среди богемы. При этом он мечтает избежать волокиты и лишних треволнений, связанных с написанием и издание романа. Торренс не обращает внимание на одну важную деталь, которая намеренно подчеркивается Кубриком. Замутненный алкоголем и тщеславием разум не видит, что его предшественник. Сторож, убивший семью, ради сделки с отелем, носит лакейскую ливрею, а не кутит среди богемных обитателей Оверлука.

Стенли Кубрик использует антитезу: распущенная богема Оверлука противопоставлена серой мышке Вэнди. Режиссер намеренно выбрал актрису Шелли Дюваль, которая наделена гротескными чертами лица и далеко не красавица. В то время как она выполняет работу мужа, эффектный. переполненный творческими муками, Николсон страдает от собственных демонов и амбиций. Вэнди скучна и неинтересна. Её жизнь построена инстинкте выживания. Её не коснулись "наносные ценности". Даже призраков она начинает видеть последней. Для неё нет амбиций, нет роскоши – она видит только страдающего сына и безумца мужа.

Кубрик растворяет героиню на втором плане, но внезапно она выскакивает на сцену и ошарашивает своей энергией. Даже ей не удалось бы спастись, если бы не ясновидящий повар отеля. Кубрик заставил его принести себя в жертву во спасение двух чужих ему людей. На этом функции данного персонажа полностью исчерпываются в экранизации Стенли Кубрика [3].

Критики отмечали интересную операторскую работу в "Сиянии". В этом фильме Кубрик впервые для себя использовал новинку позволяющую снимать невозможные доселе ракурсы камеру "steadycam". Но главное достижение режиссера в том, что персонажи не интересовали его как люди. Они – и Джек Николсон, и Шелли Дюволл, и маленький Дэнни Ллойд – архетипы, символы, и Кубрик использует их для разговора о вневременной сущности Зла.

Николсону удалось удивительно точно передать это ощущение внешне – его лицо постепенно теряет всякие признаки человеческого начала, и в конце он смотрит на зрителя абсолютно пустым и радостным взглядом, от становится жутко.

Противопоставление романа "Сияние" и его экранизации Стенли Кубриком

Для воображения реальность слишком часто является тем, чем служит осиновый кол для вампиров", – пишет Стивен Кинг. Действительность для автора ужастиков – это лишь точка опоры, отсюда начинается движение мысли, которая в конечном итоге должна подорвать привычные представления читателя. В то же время этот завораживающий полет сознания должен четко вписываться в рамки реальности, дабы вызвать такую же реакцию при восприятии. Доминантной особенностью такого склада воображения является глубокая вера в созданные им же образы. Именно она дает необходимый толчок началу творческой интерпретации действительности, приданию ей сверхъестественных свойств. По мнению Кинга, в детстве вера в самые невероятные вещи оказала огромное влияние на его воображение. "Когда я был ребенком, то верил во все, что мне говорили, во все, что читал, и что создавало мое богатое и незаурядное воображение. В итоге я провел много бессонных ночей, но зато мир, в котором я жил был полон красок и созданий", – в этом писатель видит истоки своего оригинального видения мира. Категория ужасного формируется в результате совместного усилия автора и читателя: вера первого позволяет ему внушить веру второго и вместе с тем завладеть его вниманием [4].

Атмосфера книги и экранизации несколько разняться. Кубрик снизил значимость мистической составляющей, переведя основной ужас в сферу безумия. Атмосфера кошмара в книге поддерживается видениями Денни, но у Кубрика их значение снижено. Джек – вот кто источник ярости и психоза.

Отель Стенли где снимали Сияние

Отель "Стенли", который послужил прообразом отеля "Оверлук"

У Кинга мистический отель подчиняет неустойчивый разум, у Кубрика человек обращается к немотивированному насилию из за внутренних противоречий и "снежной лихорадки" и мистики там немного.

В книге основной кошмар случается в комнате номер 217. Однако в экранизации фигурирует номер 237. Это обусловлено тем, что когда начались съемки, менеджер отеля, в котором Кубрик снимал фильм, умолял не использовать это число. Он сильно переживал, что после выхода фильма номер 217 будет пустовать. Номер пришлось сменить на 237−й. Такой комнаты в этом отеле уже не было.

В течение фильма Джек Торрэнс пишет одну и ту же фразу: "Ни работа, ни игры не сделали Джека нормальным мальчиком". Кубрик лично набрал эту фразу; более того, он придумал по новой фразе для итальянской, немецкой, испанской и французской версий фильма [5].

Кингу не понравилось то, как Кубрик переделал атмосферу романа. Он был не согласен с выбором актера на главную роль. Он хотел, чтобы Торренса играл Джон Войт.

Критика несоответствия экранизации Стенли Кубрика роману Стивена Кинга

Критики неоднозначно восприняли экранизацию Кубрика. Многих смутило, что режиссер построил сюжетную линию не на Отеле, а на безумии Джека Торренса. Стенли Кубрик не прогадал. Джек Николсон сыграл гениально. Особенно интересен момент, когда жена Джека находит книгу, над которой он так напряженно работал, а там всего одна строчка много раз напечатанная. Одна работа никакого безделья бедняга Джек не знает веселья. Это кульминация фильма именно тогда события начинают развиваться с ураганной скоростью, именно тогда Вэнди понимает, что ее горячо любимый муженек, уже не тот каким был прежде. Он обезумевший маньяк [6].

Критики считали, что Стенли Кубрик сделал слишком интеллектуальное кино.

В самом начале фильма, когда Джек слушает условия работы, у Стенли Кубрика четко виден безумец. Некоторые критики экранизации так и не увидел схождения с ума Джека Торренса, герой вышел изначально психом, без каких-либо переходов к этому состоянию. В романе же читатель становиться свидетелем постепенного помешательства.

Говоря о фильме, нельзя не заметить, что он интересен, смотрится не затянуто. Несмотря на противоречивые отзывы о фильме, на наш взгляд он уступает книге по глубине. Мало кто осмелится назвать роман "Сияние" нельзя назвать банальным ужастиком. Но Кубрик с экранизацией справился на все сто.

Литература

  1. Стенли Кубрик: 13 вызовов Голливуду [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.hitzona.ru
  2. Владимир Гордеев Грозный Николсон убивает жену и сына [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ekranka.ru/?id=f621
  3. Оксана Перетрухина Философия Стенли Кубрика //Киноведческие записки № 4, 2005
  4. Ассулин П. Ужасы Стивена Кинга// Ровесник – 1990, №12
  5. Сияние. Факты о фильме. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dnevkino.ru/allfims/shining.html
  6. Рафаэл Фредерик. Замок Кубрика – Искусство кино, 2000, № 2