Экспорт образования

Экспорт образования, как особый вид международной торговли услугами.
Рубрика: Экономика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.10.2017

Нестерова И.А. Экспорт образования // Энциклопедия Нестеровых


Россия является одной из крупнейших стран мира. Однако в сфере образовательных услуг мы не в первой десятке. Конечно, к нам едут учиться из других стран, но число иностранных студентов несоизмеримо с образовательным потенциалом страны. В этой связи было принято решение внедрить приоритетный проект "Экспорт образования" рассчитанный на период 2017-2025гг.

Что такое экспорт образования

В XX столетии европейские страны и США окончательно стали рассматривать образование как важнейший инструмент обогащения бюджета и геополитического воздействия. В то время как в России до сих пор платное образование воспринимается с тенью негатива, в странах ЕС и США платное образование – это аксиома. Вопрос о платном образовании в России остается дискуссионным. Нельзя делать образование полностью платным, так как это способствует расслоению в обществе и стимулирует необразованность среди населения. А чем ниже образование, тем проще навязать западные ценности. Вспомним 90 годы прошлого столетия, когда уровень образования упал до рекордно низких показателей. Отсюда и адепты Макдоналдса, и Колы, и адепты великого и "неполжимого" Запада.

Прошло почти двадцать лет, а стереотипы из девяностых по-прежнему неискоренимы до конца. Именно по этой причине необходимо расширять экспорт российского образования, превратив его в услугу для иностранцев¸ при этом для российских студентов образование должно оставаться максимально доступным.

Прежде, чем говорить об экспорте образования, определимся с понятийным аппаратом. Экспорт образования как экономическое понятие являет собой сложный симбиоз услуги и престижа.

Экспорт образования – это глобальный бизнес, направленный на реализацию образовательных услуг студентам и слушателям из других стран с целью получения прибыли и расширения культурных и экономических связей.

Экспорт образования включает с себя широкий спектр услуг к которым относят:

  1. языковые курсы,
  2. дистанционное образование,
  3. обучение в школах,
  4. повышение квалификации,
  5. услуги по получению высшего образования иностранными студентами,
  6. дополнительное образование.

Мировой опыт показывает, что очень важную роль в развитии экспорта образования играет интернационализация образования. В современном мире рассматривают три типа интернационализации высшего образования, ориентированных на импорт, на экспорт, а также на импорт и экспорт одновременно. Кроме того, следует выделить четыре актуальных подхода к самой интернационализации образования, а именно:

  1. Согласованный.
  2. Привлекающий квалифицированную рабочую силу.
  3. Расширяющий возможности страны в мировом пространстве и приносящий доход.
  4. Нацеленный на получение дохода.

Рассмотрим каждый подход отдельно. Согласованный подход характерен для Мексики, Южной Корее и направлен на создание академических партнерств в развитии программ международной мобильности.

Подход который направлен на привлечение квалифицированной рабочей силы реализуется посредством отбора талантливых студентов и организует для них специальные образовательные программы и льготный визовый режим. Такой подход характерен для Германии, Франции, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.

Подход, направленный на расширение возможностей страны. Такой подход направлен на укрепление и расширение образовательного потенциала страны.

Подход, направленный на получение дохода. Всё в системе призвано давая знания брать за них деньги и немалые. Такой подход характерен для Австралии, США и Великобритании.

Для того, чтобы показать сколько составляли еженедельные траты студентов в 2015 году приведена таблица. Информация взята с сайта http://www.isc-r.com. В 2015 году месяц проживания студента без учета стоимости обучения составлял в районе 91000 рублей из расчета нынешнего курса в 77 рублей за 1 фунт.

Таблица 1. Основные статьи расходов студентов в Великобритании (стоимость обучения не включена) на 2015 год, фунты стерлингов [1]

Наименование расходов

В неделю

За учебный год

Проживание

120

6360

Питание

25

1300

Транспорт

16

832

Бары/клубы/дискотеки

12

624

Кафе

11

572

Алкоголь

11

572

Одежда

11

572

Сотовая связь

10

520

Учебники

10

520

Некоторое учебное оборудование

9

468

Экскурсии

8

416

Безалкогольные напитки

8

416

Сигареты

7

364

Интернет/WI-FI

7

364

Средства гигиены

7

364

Канцелярские принадлежности

6

312

Фильмы, DVD

6

312

CD, он-лайн скачивание

6

312

ИТОГО

290

15 200

Теперь обратимся к изучению общедоступной статистики по экспорту образования в мире.

Экспорт образования в цифрах

Из года в год ряд стран продолжают настойчиво наращивать доходы от экспорта образования. ЮНЕСКО прогнозирует рост численности иностранных студентов в мире. По их данным к 2025 году численность студентов-иностранцев может превысить 7 млн. человек. В таких странах как США и Великобритании экспорт образования является значимой статьей бюджета.

В последние годы по данным ВТО ёмкость мирового рынка образования составляет более 100 млрд. долл. в год, из них на долю высшей школы приходится от 50 до70 млрд. долларов [2]. В настоящее время именно численность иностранных студентов является важнейшим показателем для определения места вуза в мировых образовательных рейтингах.

Лидерами в сфере экспорта образовательных услуг являются США, и Австралия. С середины 2000-х гг. огромные усилия в этом направлении начали прикладывать такие страны, как Сингапур, Малайзия, ОАЭ, Таиланд, Тайвань. Их можно по праву назвать новыми перспективными направлениями экспорта высшего образования [3]. Ключевые лидеры на рынке образования представлены на рисунке.

Страны по объему доходов от экспорта образования 2015/16

Страны по объему доходов от экспорта образования 2015/16 [4]

Что касается России, то после распада СССР уровень образования резко упал. Спрос на российское образование снизился, так как появилось множество коммерческих вузов и вузов-однодневок. Если СССР много лет стабильно занимал второе место после США по числу иностранных студентов, то в 2015 году страна находится во втором десятке.

Пополнить вузы иностранными студентами можно за счет роста интереса к образованию в странах Африки и Азии. Только в Китае 92% студентов учатся зарубежом. И тут лидирую США и Европа, что очень печально. Однако, Китайские студенты стали понемногу проявлять интерес и к российским вузам.

Россия на мировом рынке образования

В 2016 году семнадцать российских университетов вошли в Quacquarelli Symonds (QS), в котором представлены лучшие вузы мира по 42 направлениям подготовки специалистов [5]. Однако – это успехом назвать нельзя, так как на этом фоне отмечено снижение числа россиян в числе победителей на международных олимпиадах. Конечно первые места – это хорошо, но 4-5 лет назад по математике и информатике российские студенты занимали все призовые места, теперь нам плотно наступают на пятки китайцы и индусы. Кроме того, азиаты, которые учатся в Штатах зарабатывают места для США, а не для России, так как их по-прежнему мало в числе иностранных студентов. Отдельно следует подчеркнуть, что недостаточное внимание к экспорту российского образования со стороны вузов и чиновников лишает казну миллиардов рублей поступлений в бюджет.

Таблица 2. Численность иностранных студентов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования России, на начало учебного года, тысяч человек [6]

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Иностранные студенты, всего

145,9

153,8

158,4

164,8

205,7

221,4

242,5

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии

107,8

116,7

121,8

127,5

156,3

175,5

188,1

Европы

1,8

1,3

1,2

1,3

1,7

1,8

2,5

Азии

28,7

28,1

27,1

26,9

28,5

31,7

34,5

Центральной и Южной Америки

0,9

0,9

1,0

1,0

1,2

1,3

1,6

Северной Америки (США и Канады)

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Африки

6,6

6,7

7,1

7,9

7,9

9,4

10,6

Как показывают итоги различных исследований далеко не все иностранные студенты доучиваются в России до конца. Некоторым не удается пройти полный курс обучения в силу того, что им тяжело адаптироваться к Российской жизни и особенностям российского образования. Так Т.И. Чинаева[2] приводит такие цифры: численность выпуска студентов из стран Азии фактически полностью соответствует численности их приема. По данным, приведенным Т.И. Чинаевой, худшие показатели выпуска демонстрируют студенты из стран Северной Америки, а также Центральной и Южной Америки – в лучшем случае от численности принятых выпускается 50% специалистов. Среди студентов из стран СНГ, Балтии и Грузии до выпуска доходят порядка 65% от численности принятых, из стран Европы – 75%.

Подобные показатели можно объяснить низким уровнем комфорта в российских вузах для иностранных студентов. Помимо языкового барьера остро стоит проблема недоброжелательной среды. Низкий уровень общения с иностранными студентами в педагогической среде ряда вузов, опора на широко распространенные стереотипы и нежелание искать соприкосновение с культурой студента-иностранца, в купе с нежеланием ряда студентов из зарубежных стран интегрироваться в российское общество и образовательное пространство в силу разных причин приводит к проблемам в обучении и коммуникации.

Отдельно следует сказать о визовых проблемах у иностранных студентов. На сегодняшний день им выдают визу на три месяца с последующим продлением на 1 год.

К сожалению, российские вузы не хотят адаптироваться к международному образовательному пространству. В настоящее время можно считать проблемой тот факт, что 80% иностранных студентов в РФ – это студенты из стран СНГ и Балтии. Другими словами большинство студентов приезжают из стран, в которых академическая культура очень схожа с российской в силу общего советского прошлого. Именно это тормозит развитие российских вузов в рамках интеграции в мировую академическую культуру.

Академическая культура – система ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения, основанная на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности [7].

В настоящее время большинство студентов-иностранцев поступаю на технические специальности и медицинские. Увеличился спрос иностранцев на получение экономического образования в РФ. Однако, до СССР современной России еще очень и очень далеко. В СССР учились иностранцы и на учителей, и на инженеров и на медиков. Будучи одним из лидеров двуполярного, СССР не только предлагал коммунистическую модель общества, но и грамотно готовило кадры для его полноценного функционирования. В это связи современной России не хватает культуры интернационализации. Общество не очень радушно встречает иностранных граждан. Нельзя сказать, что в Америке или Европе любят иностранных студентов, но в обществе есть четкое понимание: иностранный студент- это деньги в бюджет страны. В этой связи нужно возродить понимание интернационала как идеологии в обществе. В противном случае будет очень тяжело привлечь иностранцев в российские вузы.

Литература

  1. ISC Research (2015). http://www.isc-r.com.
  2. Иноземцева Е.С.Мировые лидеры внешней торговли на рынке услуг высшего образования: текущее состояние и перспективы // Креативная экономика. № 2, 2013 С. 62-68
  3. Меликян А.В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России, 2016, №12(207), с.140
  4. Эксперт: экспорт высшего образования мог бы приносить доходы России // РИА Новости https://ria.ru/abitura_world/20160201/1394092584.html
  5. Российский статистический ежегодник // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.html
  6. Чинаева Т.И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и экономика. Т.1, 2017год.
  7. Ерохина, Е. Л. Академическая культура учащегося-исследователя в условиях внедрения ФГОС / Е. Л. Ерохина // Человек и образование. – 2014. -№ 2 (39). – С. 64-67.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)