Эластичность спроса, виды и примеры

Автор: Андрей Нестеров ✔ 01.11.2019

Нестеров А.К. Эластичность спроса, виды и примеры // Энциклопедия Нестеровых

Предприятиям необходимо постоянно проводить замеры изменений спроса, для оценки его эластичности. Кривая спроса на товар будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.


Виды эластичности спроса

Эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Данная категория отражает изменение спроса, как реакцию на изменение цены, но при условии, что все остальные факторы, которые могут влиять на объем приобретаемых товаров, остаются неизменными. Очевидно, что у разных товаров этот показатель будет существенно различаться.

Товары могут иметь эластичный или неэластичный спрос.

Классический пример неэластичного спроса – товары первой необходимости, продукты питания и обувь, спрос на них практически не меняется при изменении цены.

Пример эластичного спроса – это предметы роскоши, которые сильно реагируют на изменение цены.

Определить вид эластичности спроса на товар достаточно легко.

Эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).

Соответственно, чтобы установить вид эластичности спроса используют формулу:

Э = С / Ц

Э – эластичность спроса

С – изменение спроса в процентах

Ц – изменение цены в процентах

Эта формула отражает изменение спроса в процентах на каждый процент изменения в цене.

В соответствии с ней, есть 3 вида эластичности спроса:

  1. Эластичность спроса больше 1 – это эластичный спрос. Небольшое изменение цены приводит к большим изменениям спроса. При снижении цен доход возрастает, при повышении цен доход снижается.
  2. Эластичность спроса меньше 1 – это неэластичный спрос. Колебания цены практически не влияют на спрос на товар, следовательно, при повышении цен увеличивается доход, а при снижении цен доход сокращается.
  3. Эластичность спроса равна 1 – это единичная эластичность, т.е. изменение цены полностью компенсируется изменением уровня спроса. При единичной эластичности спроса общий объем выручки от реализации всегда остается постоянным.

При этом говорить об эластичности спроса можно только в определенном диапазоне, так как при очень высоких ценах объем продаж товаров падает и при очень низких ценах тоже, потому что происходит насыщение рынка и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.

К содержанию

Примеры эластичности спроса

Напрямую на эластичность спроса влияет три фактора, в зависимости от которых она будет различаться.

факторы эластичности спроса

Факторы эластичности спроса

Приведу несколько примеров товаров с разной эластичностью спроса в зависимости от трех факторов.

Примеры товаров с разной эластичностью спроса

Вид эластичности спроса

Пример товаров

Характеристика

Эластичный спрос

Бытовая химия

Существует множество товаров аналогов, поэтому потребители имеют много возможностей сделать выбор.

В данном случае спрос сильно зависит от цены, поэтому подвержен сильному изменению при колебаниях цен.

Повышение цены приведет к покупке товара-аналога, снижение – увеличит объем реализации.

Предметы роскоши, драгоценности, деликатесы

Спрос наиболее активно реагирует на изменение цен за счет привлечения потребителей из других целевых сегментов.

Электроника, мебель и бытовая техника

Типовой пример эластичности спроса. Стоимость таких товаров ощутима для бюджета домохозяйства, поэтому снижение цен приводит к резкому росту объемов продаж за счет отложенного спроса. Повышение цен, напротив приводит к росту отложенного спроса и снижению объемов реализации.

Группы легкозаменяемых товаров (фрукты, овощи, вкусовые товары, продукты питания, не являющиеся необходимыми, и т.д.)

За счет возможности выбора, потребитель может прибегнуть к приобретению товаров-заменителей, если цена будет увеличиваться.

Неэластичный спрос

Коммунальные услуги

Уникальность продукта, при этом он крайне необходим в какой-либо момент времени, следовательно изменение цены на спрос не влияет.

Приверженность конкретной марке товара

Человек не хочет искать замену конкретной марке, поэтому возникает неэластичный спрос.

Группа труднозаменяемых товаров (бензин, электрические лампочки и т.д.)

Потребители практически не имеют возможности выбрать товары-заменители, поэтому изменение цен слабо влияет на объемы спроса.

Продовольствие, обувь и другие товары первой необходимости

Базовый пример отсутствия эластичности спроса.

Однако, следует учитывать, что в массе своей спрос на эти товары является неэластичным, но в отношении конкретных товаров потребители могут выбирать товары-аналоги разных производителей и торговых марок.

Группы товаров, стоимость которых незначительна (карандаши, зубные щетки, туалетная бумага и т.п.)

Для такого рода товаров действует скорее принцип необходимости их приобретения, когда на стоимость потребители не обращают внимания в силу низкой цены.

Единичная эластичность

Посуда

Покупка совершается при условии наличия необходимости в посуде, а цена лишь регулирует объем приобретаемого товара. Следовательно, в массе товаров будет наблюдаться единичная эластичность, однако в отношении конкретных товаров будут колебания спроса.

Арбузы

Типовой пример единичной эластичности спроса, так как товар сезонный и объем спроса определяется исключительно ценой.

К содержанию

Эластичность спроса на практическом примере

Рассмотрим на практическом примере, как расчет эластичности спроса позволяет установить для товара цену, которая обеспечит максимальный объем реализации.

Для примера возьмем холодные кофейные напитки в жестяной банке "Капучино", "Латте", "Эспрессо", объем каждой 0,5 л. Определим ценовую эластичность спроса.

С уменьшением цены на кофе в банках спрос на них растет. Однако при цене 84 рубля и ниже спрос начинает падать, так как покупатели считают, что кофе слишком дешевое, к примеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.

Допустим в результате проведенного замера спроса в течение месяца были установлены следующие соотношения цены и уровня спроса на продукцию.

Пример замера спроса на кофе в банках для оценки эластичности

Кофе в банке "Капучино"

Кофе в банке "Латте"

Кофе в банке "Эспрессо"

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

1300

95

720

125

1500

85

1390

90

750

120

1570

80

1500

84

800

114

1500

75

1560

80

830

110

1400

70

1400

75

780

105

1300

65

Рассчитаем ценовую эластичность спроса для кофе в банках:

1). "Капучино":

Ц = (95-90) /95*100% = 5,26%

С = (1390-1300)/1390*100% = 6,48%

Э = С/Ц= 6,48/5,26= 1,23

2). "Латте":

Ц = (125-120) /125*100% = 4,00%

С = (750-720)/750*100% = 4,00%

Э = С/Ц= 4,00/4,00= 1

3). "Эспрессо":

Ц = (85-80)/85*100% = 5,88%

С = (1570-1500)/1570*100% = 4,46%

Э = С/Ц= 4,46/5,88=0,76

Таким образом, спрос на "Капучино" эластичен, то есть небольшое изменения в цене приводит к значительному количеству в объемах спроса.

Спрос на "Латте" имеет единичную эластичность.

Спрос на "Эспрессо" неэластичен, колебания цены не приводят к существенному изменению в спроса.

Учитывая полученные данные можно определить оптимальную цену, обеспечивающей максимальную выручку от реализации кофе.

Пример расчета выручки от реализации кофе на основе эластичности спроса

Кофе в банке "Капучино"

Кофе в банке "Латте"

Кофе в банке "Эспрессо"

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

Выручка, руб.

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

Выручка, руб.

Спрос, тыс. банок

Цена за банку 500 мл, руб.

Выручка, руб.

1300

95

123500

720

125

90000

1500

85

127500

1390

90

125100

750

120

90000

1570

80

125600

1500

84

126000

800

114

91200

1500

75

112500

1560

80

124800

820

110

90200

1400

70

98000

1400

75

105000

780

105

81900

1300

65

84500

В итоге мы получили оптимальную цену, обеспечивающую максимальную выручку от реализации продукции:

  1. "Капучино" – 84 руб. за банку 500 мл.
  2. "Латте" – 114 руб. за банку 500 мл.
  3. "Эспрессо" – 85 руб. за банку 500 мл.