Этапы формирования турпродукта

Автор: Андрей Нестеров ✔ 15.02.2019

Нестеров А.К. Этапы формирования турпродукта // Энциклопедия Нестеровых

Формирование турпродукта направлено на создание популярных и востребованных туристских продуктов и включает непосредственно его разработку и продвижение на рынок.


Особенности формирования турпродукта

Турпродукт – это предварительно сформированная комплексная туристская услуга, в состав которой входят следующие элементы: перевозка туристов (при необходимости багажа), размещение (организация ночлега, питания, санитарных условий), целевые услуги (культурно-образовательные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и т.д.) и дополнительные услуги.

Следовательно, на всех этапах формирования турпродукта необходимо учитывать комплексный характер данного вида услуг, ведь туристы приобретают не просто набор услуг, а преследуют определенную цель: отдохнуть, загореть, поправить здоровье, получить культурную программу и т.д. При этом туристский продукт на этапе приобретения туристом существует только в его воображении, поэтому высока значимость различного рода исследований и подкрепляющих материалов. Например, турист оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, следовательно, необходимо изучить впечатления других людей от конкретной гостиницы и представить отзывы предыдущих постояльцев.

Элементы турпродукта

Элементы турпродукта

По итогам формирования турпродукта он должен соответствовать своему назначению, своевременно предоставляться, отвечать критериям комплексности, комфортности, эстетичности и этичности персонала.

Следует отметить и характеристики турпродукта, которые влияют на восприятие туристами получаемой услуги и должны учитываться при формировании и разработке туристских продуктов.

Характеристики турпродукта

К содержанию

Этапы разработки турпродукта

Этапы формирования турпродукта

Первый этап формирования турпродукта – поиск идей и определение объекта туризма.

На данном этапе идеи для турпродукта отбираются на основе информации потребителей, продуктов конкурентов, предложений от персонала турфирмы, статистики туристических поездок. Поэтому определение объекта туризма является ключевым этапом формирования турпродукта.

Второй этап формирования турпродукта – отбор идей, т.е. обоснование разрабатываемого туристского продукта с целью найти наиболее интересные и привлекательные идеи для туристов.

На данном этапе формируется общая концепция турпродукта и определяется комплекс входящих в него услуг. Отобранная идея трансформируется в конкретный проект, который будет разрабатываеться в дальнейшем.

Третий этап формирования турпродукта – разработка конкретного варианта турпродукта, который фирма будет предлагать туристам.

Основные критерии на данном этапе: комплексность продукта, полезность, функциональность входящих в него туристских услуг, надежность и способность удовлетворить потребности туриста. Это наиболее длительный этап, определяющий конечный результат.

На третьем этапе формирования турпродукта фирма должна предпринять следующие меры:

  • провести исследование рынка для оценки востребованности продукта;
  • провести анализ целевого рынка для выявления спроса;
  • провести анализ возможностей турфирмы при реализации турпродукта;
  • соотнести имеющиеся перспективы с целями предприятия;
  • подвести итог исследованиям с целью оценки возможного успеха формируемого турпродукта.

На основе результатов исследований турфирма определяется с конкретным вариантом формирования турпродукта, под который будет разрабатывать тур на следующем этапе.

Четвертый этап формирования турпродукта – непосредственная разработка тура, а также его детализация.

На этом этапе определяется трасса маршрута, формируется паспорт тура, утверждаются все технологические документы. Затем тур обкатывается и при необходимости вносятся необходимые изменения.

Детализация тура предполагает его подробную разбивку по дням и часам с указанием конкретных действий в рамках проектируемого турпродукта.

Пятый этап формирования турпродукта – непосредственно представление тура на рынке, предложение его клиентам турфирмы.

Это завершающий этап, после которого сформированный турпродукт функционирует как самостоятельное предложение для всех туристов, которые желают им воспользоваться.

К содержанию

Технология формирования турпродукта

Технология разработки тура включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Исследовательский:

1.1 Маркетинговые исследования: PEST анализ; SWOT анализ; сегментация рынка;

1.2. Выбор маршрута и планирование тура – в том числе оценка ресурсного обеспечения тура, целевые объекты туризма, питание и размещение.

Этап 2. Заключение договоров со сторонними организациями:

2.1. Договор с гостиницей (определяется стоимость номеров, процесс бронирования, скидки, условия размещения и проживания, график заездов;

2.2. Договор с предприятием питания включает (количество туристов, рацион питания, стоимость)

Этап 3. Информационно-методическое обеспечение тура:

3.1. Составление паспорта турпродукта: описание маршрута, условия приема и размещения, график или расписание движения по маршруту, формирование документа к данному турпродукту "Условия приема и обслуживания туристов".

3.2. Условия о размещении: какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах.

3.3. Условия питания: ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания.

Этап 4. Формирование программы турпродукта: перечень туристического, экскурсионного, культурного, досугового обслуживания, перечень экскурсий и мероприятий и их продолжительность.

4.1 Документация: карта-схема маршрута, справочные материалы, памятки для туристов, технологическая карту тура, форма заявки на турпродукт,

4.2 Информационное обеспечение для туристов: маршрут-экскурсия с указанием типа, транспорта, размещения, продолжительности, кратким описанием пакета услуг и прочей дополнительно информацией.

Этап 5. Расчет стоимости тура и калькуляция.

5.1 транспортные услуги;

5.2 проживание (стоимость умножается на ночи);

5.3 питание;

5.4 зарплата (гиды, экскурсоводы и т.д.);

5.5 налоговые отчисления и страховки;

5.6 экскурсионное обслуживание;

5.7 билеты на культурно-развлекательные программы (если применимо);

5.8 накладные расходы (10 – 20%).

Этап 6. Продвижение тура на рынок: реклама, стимулирование продаж, пресс-конференции и демонстрации, презентации, ознакомительные туры, выставки, ярмарки, различные видеофильмы.