Этнографизм и творчество Н.В. Гоголя

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 21.05.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Этнографизм и творчество Н.В. Гоголя [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В ряду писателей, составляющих гордость русской литературы, в ряду таких имен, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Горький, – стоит имя Гоголя. Его творчество насыщено этнографическими элементами. Его можно смело назвать одним из основоположников развития этнографизмов в русской литературе XIX столетия.

Отношение Н.В. Гоголя к русскому народному творчеству

Николай Васильевич Гоголь

С. Машинский в предисловии к книге "Гоголь в воспоминаниях современников" писал, что "… ни один из великих русских писателей XIX века не вызвал вокруг своего творчества столь ожесточенной идейной борьбы, как Гоголь. Эта борьба началась после выхода в свет первых его произведений и продолжалась с неослабевающей силой на протяжении многих десятилетий после его смерти."[1] С. Машинский выделил очень важную цитату В. Г. Белинского который отмечал, что к таланту Гоголя "никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели" [1]. С. Машинский также подчеркивал так называемый "критический, обличительный характер гоголевского реализма" [1].

М. Я. Полякова в "Предисловии" к книге "Н. В. Гоголь в русской критике" пишет, что "гениальное художественное наследие Гоголя разделило судьбу, весьма показательную и типичную для прогрессивных и демократических деятелей культуры XIX века." Она подчеркивает, что условиях "буржуазно-дворянского общества творчество подлинно большого писателя неминуемо становилось предметом ожесточенной борьбы различных социальных сил". Споры вокруг Гоголя, развернулись сразу же после выхода "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они длились на протяжении двух третей столетия.

Личность и творчество Н. В. Гоголя, одной из ключевых фигур русской литературы XIX века, неоднократно становились предметом литературоведческого, философского, культурологического анализа. Проблема взаимодействия его произведений с устной народной поэзией также традиционно была в поле зрения ученых, но долгое время она рассматривалась в сравнительно узких пределах: преимущественное внимание уделялось "украинским" повестям писателя, открыто ориентированным на фольклор.

Как отмечает Н.К. Пиксанов, интерес Н.В. Гоголя к устному народному творчеству и этнографии обосновывался биографическими и социокультурными факторами:

  • происхождение писателя,
  • знание народных традиций,
  • собирательская работа.
Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы, Миргородский уезд Полтавской губернии и происходил из старинного малороссийского рода.

В смутные времена Малороссии некоторые из его предков приставали и к польскому шляхетству, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге, что "его предки, фамилией Гоголь, польской нации", хотя сам он был настоящий малоросс, и иные считали его прототипом героя "Старосветских помещиков". Прадед, Ян Гоголь, питомец киевской академии, "вышедши в российскую сторону", поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание "Гоголей-Яновских". Сам Гоголь, по-видимому, не знал о происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил ее, говоря, что ее поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малорусского быта, панского и крестьянского. В этих впечатлениях был корень позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических интересов [2].

В советской и постсоветской науке биографический аспект учитывался в связи с выявлением особенностей гоголевского фольклоризма. Так Еремина В.И. устанавливала связи между творчества писателя с различными жанрами народной поэзии.[3]

А.Н. Пыпин в "Истории русской этнографии", говоря о литературном развитии "народного интереса", подчёркивал в нём определённую роль Н.В.Гоголя, воспитанного на впечатлениях народного быта своей родины. Гоголь, по замечанию исследователя, представил "глубокую истину своих изображений"[4]. Наличие этнографических элементов в творчестве Н.В. Гоголя обусловлено тем, что Н.В.Гоголь вошел в литературу в тот период, когда одной из ключевых проблем культурной жизни была проблема народности.

Исследователи творчества Н.В. Гоголя такие, как Н. И. Петров, А. Г. Фомин, Г. И. Чудаков, В. В. Гиппиус, С. И. Машинский, В. И. Еремина неоднократно указывали на связь "украинских" повестей с народным творчеством, зависимость сюжетов, мотивов, образов от фольклорных первоисточников.

Среда окружающая Н.В. Гоголя вызвала у писателя стремление воспроизводить народную жизнь со всей непосредственностью, красочностью. З.И. Власова отмечает, что чем больше Н.В. Гоголь взаимодействовал с петербургским обществом, "….тем острее и настойчивее мысль его обращалась к народу, его быту, его поэзии" [5]. И, вместе с тем, в его произведениях изображение жизни народа не представляется без опоры на его культуру, фольклор и этнографию. Они явились источниками его сознания, с их помощью Гоголь раскрывал народные характеры, уточнял бытовые, этнографические детали национальной жизни.

На протяжении все своей жизни Н.В. Гоголь занимается собиранием народных песен, обычаев. Истоками его фольклористических интересов и знаний жизни украинской деревни были и детские впечатления, здоровый народный юмор и народный театр с его интермедиями.

В нежинский период Н.В. Гоголь был знаком с крестьянами, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах, делал записи в книге "Всякая всячина". Известно его стремление узнать народный быт со всеми его особенностями и подробностями, изучая фольклорно-этнографические материалы.

Основным источником изучения и постижения народной жизни для писателя была историческая и семейно-бытовая песня. Н.В. Гоголь ставил своей задачей раскрыть характер народа и считал, что он лучше всего познаётся в русских и украинских песнях. Фокеев А.Л. подчёркивает, что "именно в песнях, по Гоголю, сказывается тайна русского национального характера, русской души, народное начало"[6].

Увлечённый народнопоэтическими преданиями своей родины, сам участвующий в собирании народнопоэтического творчества, тесно общающийся с М.Погодиным, И.Аксаковыми, П.Киреевскими, Гоголь создаёт особый тип эпики, сочетание "весёлости, поэзии, народности".

Потребность в обращении к традициям народной культуры и древнейшим жанровым формам словесного творчества при изучении поэтики Н. В. Гоголя осознается как насущная необходимость в работах целого ряда современных исследователей творчества писателя таких, как Е. И. Анненковой, В. Ш. Кривоноса и Е. М. Мелетинского.

По словам Гольденберг А.Х. "творчество Н.В. Гоголя в основном связано с 30-ми и началом 40-х годов XIX века".[22] Именно в эти годы написаны важнейшие произведения писателя – "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Арабески", "Миргород", "Ревизор" и другие драматические произведения, завершена первая часть "Мертвых душ", а изданием собрания сочинений в 1842 году Гоголь как бы подытожил свою литературную деятельность.

Тридцатые годы ознаменованы были дальнейшим усилением кризиса феодально-крепостнических отношений, проникновением капиталистических тенденций, обострением и усилением недовольства крестьянских масс, выходом на историческую арену первых представителей демократической разночинной интеллигенции.

В своей книге Степанов Н.Л. "Н.В. Гоголь. Творческий путь" приводит цитату В.Г. Белинского из "Письма к Гоголю" характеризующую положение в стране. В.Г.Белинский писал о царивших порядках, о том, что Россия "...представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр – не человек;...страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей!"[7].

Тридцатые и сороковые годы – переходный, промежуточный период, когда после поражения декабристов этап дворянской революционности в русском освободительном движении сменялся новым этапом – революционности демократической. Все яснее становилось для передовых людей, что изменить общественный строй без участия народа невозможно. На протяжении всего этого времени в общественной жизни и в литературе все большее и большее значение приобретает проблема народа. Обращение к народу, к крестьянским массам определяет демократический характер освободительного движения. Потому-то таким ярким явлением в русской литературе явились гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки", книга о народе.

Этнографизмы в Вечерах на хуторе близ Диканьки

К работе над повестями "Вечеров на хуторе..." Гоголь приступил вскоре после приезда в Петербург. Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в столицу, мечтая "сделать жизнь свою нужною для блага государства". Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать "просторный круг действий". Но Петербург неласково встретил молодого провинциала. Гоголь в течение долгого времени не мог найти службы. Он вынужден был влачить бедственное существование. Наконец он получил место в одном из столичных департаментов, его обязанности напоминали безотрадные занятия Акакия Акакиевича Башмачкина, описанные впоследствии в повести "Шинель".

Знакомство с А.С. Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу – обратиться к занятиям литературой, написать "Вечера на хуторе близ Диканьки". Общение с Пушкиным во многом помогло начинающему писателю завершить свое чудесное, свежее и благоуханное произведение о жизни народа.

Гоголь прекрасно знал жизнь и народное творчество. Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни.

В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу.

Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья.

Очень важным элементом гоголевской прозы является отражение мифологического сознания народа. Чтобы подчеркнуть национальный колорит Н.В. Гоголь использует образы мифологических существ таких, как русалки, колдуны, ведьмами, черти. Родившись на Украине, Н.В. Гоголь через все своё творчество пронёс преданность малорусскому фольклору.

Читая произведения Н.В. Гоголя, понимаешь, что именно народ является главным героем "Вечеров на хуторе близ Диканьки", носитель высоких духовных начал и благородных стремлений. Н.В. Гоголь воспел его как олицетворение всего светлого и прекрасного. Фокеев А.Л. пишет что " в поэзии народной жизни Н.В.Гоголь подчёркивает возвышенные начала. "Вечера" – поэтические картины жизни народа". Фокеев А.Л. также подчеркивает, что Н.В. Гоголь "…поэтизирует их, проявляет горячее сочувствие, влюблённость в реальный край, в его народ"[6].

Важной особенностью гоголевской прозы является сочетание в повествовании романтического и конкретно-реалистического в повествовании. Этнографические элементы являются основой реализма в повестях Н.В.Гоголя. Очевидно, что герои "Вечеров на хуторе близ Диканьки"- это смелые и мужественные парубки, красивые и гордые девушки, многогранно представленный в бытовой жизни народ.

Несмотря на сказочный колорит, повести Гоголя тесно связаны с реальной жизнью. Образы героев приобретают живую выразительность и реалистические краски, дополняют бытовые картины деревенской жизни.

По определению В. Г. Белинского, "Вечера на хуторе близ Диканьки" – это "поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, – все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя" [7].

Интересным и самобытным элементом творчества Н.В. Гоголя являются предисловия к его произведениям.

Н.В.Гоголь представил в своем творчестве разные типы предисловий. Игровое предисловие, основанное на литературных перевоплощениях, имеет место в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" (два предисловия к двум частям книги). Предисловие Рудого Панька не только презентует простой, демократичный мир, но и подготавливает читателя к самим "историям". За простодушным балагурством Панька вдруг промелькнет намек на что-то необычное, заставляющее задуматься, или что-то страшное, таинственное, не из "этого" мира, о чем "нечего бы к ночи и вспоминать". Описание в предисловии быта, сытного дома с пасекой делает неожиданным поворот к описанию инфернального мира, которым наполнены "истории". Предисловие пасечника как разделительная черта между этим и "тем" миром. Функционирование предисловий в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" определяется их пространственно-временной оппозиционностью миру фантастики, выступающему в качестве "ирреального злого начала"[8], испытующего и искушающего человека. Лазареску О. Г. пишет что "эстетическая и этнографическая функции предисловий в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" проявила себя во множестве образных, тематических, пространственно-временных перекличек двух предисловий с текстом самих повестей, перекличек, которые устанавливали связь и в то же время разводили между собой два мира – мир повседневного человеческого бытия и мир "чудес", "див", с которыми, как замечает один из персонажей, каждый "на веку своем знался"[9]. Именно поэтому упоминание особенностей предисловий в произведениях Н.В. Гоголя интересно в рамках изучения роли этнографических элементов в творчестве писателя.

Говоря об этнографических особенностях произведений Н. В. Гоголя, то необходимо подчеркнуть, что "дух народа, национальный характер выражаются в его языковом сознании, представленном в речевой характеристике персонажей, передаваемой также в форме сказового стиля". [27] Этнография и народность, народные идеалы, национальная самобытность, русский национальный характер предстают в гоголевских повестях.

Л.А. Фокеев приводит слова Ф.Я. Прийма, который отмечает, что в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" заметны следы так называемого "этнографического фольклоризма", но уже и в них Н.В. Гоголь обращается к поэтике фольклора для воссоздания существенных национальных примет изображаемой действительности, для воссоздания национального характера в том числе. Н.В. Гоголь уже на начальном этапе своей деятельности дал непревзойдённый образец сближения с фольклором литературных жанров. В постижении русского национального характера Гоголь шёл от фольклора" [6].

Однако подчеркнем, что не только "Вечера на хуторе близ Диканьки" содержат богатство этнографических элементов. В "Миргороде" и "Тарасе Бульбе" этнографические элементы наиболее адекватно отразились в в новом жанре народно-героической эпопеи, неизвестном до того в русской литературе.

"Миргород" и "Тарас Бульба" явились истоками этнографизма и фольклоризма, к освоению плодотворных традиций которых в изображении народа обратилась русская литература в последующие исторические периоды.

Итак, этнографический элемент в произведениях Н.В.Гоголя напрямую связан со стремлением писателя к глубокому познанию природы русского человека, к выявлению его ментальности, национальной идентичности. Именно этнографические элементы в произведениях Н.В. Гоголя позволяли увидеть "все здоровое и крепкое" в структурах персонажей, подчеркнуть их духовное богатство и выделить неоспоримо важную роль традиций и народного творчества с в развитии человека и общества.

Литература

  1. Машинский С. Предисловие к "Гоголь в воспоминаниях современников" – М.: Гослитиздат, 1952
  2. Пиксанов Н.. Николай Васильевич Гоголь Брокгауз и Эфрон", 1916 [Электроный ресурс] Режим доступа: http://gogol-lit.ru/gogol/bio/piksanov-gogol-1916.htm
  3. Еремина В.И. Н.В. Гоголь // Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). – Л.: Изд-во "Наука", 1976.
  4. Пыпин А.Н. История русской этнографии Т.2 // [Электроный ресурс] Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/pipina_ist/
  5. Власова З.И. Ранний период фольклорно – этнографической деятельности П.И.Якушкина.// Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. В.2.- М.: 1963.
  6. Фокеев А.Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тип творчества, история развития, диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук, Москва: 2004
  7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 т. – М.:1959, Т. 8.
  8. Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845.– М.: Аспект Пресс, 2004
  9. Лазареску Ольга Георгиевна Литературное предисловие: вопросы истории и поэтики (на материале русской литературы XVIII-XIX вв.): Автореф. Дис… на соискание ученой степени доктора филологических наук – М.: 2008.