ODiplom // Менеджмент // 09.02.2014

Эволюция управленческой мысли

Эволюция управленческой мысли.

Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Школа научного управления.

Создатели школы научного управления – Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Гантт,

Они полагали, что, используя наблюдение, измерение, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться их эффективного выполнения. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы, выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.

Основные принципы школы научного управления состоят в следующем:

- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения работы;

- Отбор работников лучше всего подходящих физически интеллектуально для выполнения конкретных работ и их профессиональное обучение;

- Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач;

- Установление реалистичных норм производства и использование материального вознаграждения за их выполнение и перевыполнение;

- Сотрудничество между администрацией и работниками в деле практического внедрения научной системы организации труда;

- Отделение управленческих функций планирования работы от самой работы (руководители должны думать, а работники работать).

ВЫВОД: Благодаря разработке концепции научного управления оно было признано самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Школа административного управления.

(А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер) Ее цель – разработка универсальных принципов управления организации в целом, которые обязательно приведут организацию к успеху. рассматривает подходы к управлению организацией в целом. Анри Файоль сформулировал 14 принципов:

- Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет специализации, т.е. за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимания и усилия.

- Полномочия и ответственность. Полномочия – право отдавать приказы. Ответственность – обязанность отвечать за из правильность.

- Дисциплина. Предполагает четкое и ясное взаимопонимание между работниками и руководителями, базирующееся на уважении правил и договоренностей, существующих в организации. Одной из главных задач руководителя должна быть фиксация соглашений, в которых написаны все дисциплинарные формальности.

- Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

- Единство руководства. Каждая группа действующая в рамках одной цели должна иметь единый план действия и одного руководителя.

- Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников, не должны превалировать над интересами организации.

- Вознаграждение персонала. Оплата должна отражать содержание организации и стимулировать персонал на работу с максимальной отдачей.

- Централизация. Условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими органами управления. Уровень централизации и децентрализации должен зависеть от конкретных условий и выбираться таким образом, чтобы давать наивысшие результаты.

- Иерархичность. Характеризуется многоуровневым управлением в виде ступенчатой скалярной структуре лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица занимающего самое высокое положение в этой цепочке и заканчивая руководителем низового звена.

- Порядок. Есть место для всего (для каждого) и все (каждый) находится на своем месте.

- Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров является и причиной и следствием плохого управления.

- Инициативность. Руководители должны поощрять подчиненных за выдвижение новых идей и оказывать им организационную поддержку.

- Корпоративный дух. Руководителям следует мотивировать принцип "В единстве сила". Единство является результатом общих интересов персонала.

Линдалл Урвик сформулировал следующие организационные принципы, которым должны следовать руководители организации:

- Соответствие работников структуре. В начале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей мере соответствующих требования структуры.

- Создание общего и специализированных штабных подразделений. Основной функцией специализированных штабных подразделений, должна быть разработка рекомендаций для руководителей организации. Основной задачей общей штабной структуры является подготовка приказов, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю координации действий штабных специалистов.

- Сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за их деятельность. Необходимо также делегировать и права соответствующие их ответственности.

- Соблюдение нормы управляемости (количество людей непосредственно подчиненных руководителем). Норма управления зависит от индивидуальных качеств руководителя.

- Определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, характер взаимосвязей с другими сотрудниками.

Логическим завершением административной школы управления стала концепция "рациональной бюрократии" М. Вебера (немец. социолог и экономист). Он считал, что организации должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе. Вебер назвал эту организационную форму управления бюрократией, и сформулировал следующие принципы построения бюрократической организации:

- Разделение труда на базе функциональной специализации;

- Наличие четко очерченной иерархической системы распределения власти;

- Наличие системы правил и норм, определяющих права и обязанности работников;

- Наличие системы правил, регламентирующих поведение работников в каждой конкретной ситуации;

- Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;

- Отбор сотрудников и их продвижение по службе осуществляются в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется либо на экзамене, либо по уровню образования и выслуге лет;

- Стратегическая направленность на пожизненный найм работника;

- Все административные решения оформляются в письменном виде, что обеспечивает их преемственность во времени.

- Управление административной деятельностью состоит в разработке доскональных письменных инструкций и контроля их неуклонного выполнения

ВЫВОД: вклад представителей административной школы состоит в том, что они:

- рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;

- дали анализ функций управления;

- сформулировали систематизированную теорию управления организацией;

- выделили управление как особый вид деятельности.

Школа человеческих отношения и поведенческих наук.

Суть школы: признание чел фактора основным элементом эффективности организации. Представители считали, что по-настоящему эффективный контроль над процессами труда исходит от самого работника и что производительность труда в основном зависит от того, какие отношения существуют между руководителем и работниками и между самими работниками.

Представители – Мэйо, Фолетт, Бернард.

Основные положения школы:

- производительность труда зависит от морального климата в коллективе

- удовлетворение соц потребностей работников способствует повышению эффективности организации

- адаптация работников к изменениям во внешней и внутренней среде облегчается, если они работают в сплоченном коллективе

- руководители должны информировать работников о планах и деятельности организации

- привлечение работников к управлению производством повышает их заинтересованность в эффективном труде.

Количественная школа. Саймон

Отличается от других школ управления широким применением математических и статистических методов в принятии управленческих решений.

Представители школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть представлен в математическом виде.

Основным методом количественной школы является моделирование. Как правило, модель упрощает реальность, что позволяет сократить число переменных, подлежащих рассмотрению. Кол-ые методы применяются в таких сферах упр деятельности как управление запасами, распределение ресурсов, оптимизация транспортных потоков и т.д.

Процессный подход к управлению.

М. Хаммер, Д. Чампи Постулат о взаимосвязанности управленческих функций является основой процессного подхода к управлению. В соответствии с этим постулатом управленческие функции не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, т.к. управленческое воздействие не бывает разовым, оно всегда является серией взаимосвязанных управленческих действий.

Процесс управления – совокупность управленческих действий, предпринимаемых при выполнении управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Системный подход в управлении.

Акофф, Связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технологии), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Каждое решение имеет последствие для всей системы.

Ситуационный подход.

Стогдилл, Фоллет, Сторонники этого подхода утверждают, что универсальных методов управления не существует, т.к. результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно отличаться друг от друга. В этом подходе главным фактором является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, который оказывает наибольшее влияние на организацию в данное конкретное время. С точки зрения ситуационного подхода управление – искусство руководителя использовать собственный опыт и научные рекомендации в каждой конкретной ситуации.

Проблемы управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

Источником большинства проблем, возникающих перед российской системой управления при переходе к рыночным отношениям, стал вопрос создания и распределения добавленной стоимости. Любая коммерческая структура должна создавать добавленную стоимость и распределять ее между собственниками, наемными работниками, гос-вом и обществом вцелом. Из добавленной стоимости акционеры получают прибыль, кредиторы % платежи, сотрудники з/п, Правит-во налоги, общество защиту экологии и прав чела. Основными препятствиями на этом пути являются:

- неадекватное отношение к нововведениям и творческой деятельности в реализации новых возможностей создания добавленной стоимости

- недостаточная проработанность принципов перераспределения добавленной стоимости

- запутанная и противоречивая система законов, регулирующих экономическую деятельность

Возрастание роли человеческого фактора в управлении.

Управление – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личности, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления должен владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Перед руководителем стоят такие проблемные задачи, как внедрение новых технологий, организация выпуска новых конкурентоспособных товаров, фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции.

Появилась и успешно развивается новая тенденция в управлении –получение высокой прибыли и высокая конкурентоспособность, которые зависят от культуры организации.

Новая управленческая парадигма.

В недавнее время основными ценностями, на которых формировалось мировоззрение руководителей были: стабильность, механистические технологии, централизация власти, индивидуальное выполнение рабочих заданий. Появление новых знаний привело к формированию новой управленческой парадигмы. На 1 место в управленческой культуре выходят такие ценности, как:

- решение проблем в условиях неопределенности

- интеллектуальность труда

- нововведения

- электронные технологии

- децентрализация власти

- карьера, ориентированная на творческий рост

Главным требованием, предъявляемым новой управленческой парадигмой и руководством является развитие организационных способностей к обучению и превращение руководимых ими организаций в непрерывно обучающиеся системы