Закон FATCA

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 02.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Закон FATCA [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Концепция Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов или "FATCA" (Foreign Account Tax Compliance Act), предполагает реализацию права налоговых органов США получить сведения о счетах в зарубежных финансово-кредитных учреждениях, которые принадлежат американским налогоплательщикам.

Цели закона FATCA

Формализованная процедура FATCA закреплена законом [1], принятого Конгрессом США в 2010 году, направлена на противодействие уклонению от налогов граждан США.

"FATCA" содержит положения, являющиеся абсолютно новым подходом к борьбе с уклонением от уплаты налогов. Закон вводит требование, чтобы зарубежные банки и другие финансовые организации отчитывались перед американской налоговой службой об имеющихся у них счетах американских клиентов и удерживали некоторые налоги в пользу американского бюджета. Для этого зарубежная финансовая организация должна заключить соответствующее соглашение с налоговыми органами США. Предусмотрено исключение для счетов, сумма средств на которых не превышает $50000, но финансовая организация может отказаться от применения этого исключения [2].

Формально, данный закон позволяет США, начиная с 2014 года, требовать от всех стран систематического получения банковских данных по счетам живущих там американских граждан. На практике же это означает отказ стран, ратифицировавших "FATCA", от института банковской тайны в отношении США.

В отношении конкретных банков, отказавшихся выполнять положения "FATCA", если в данной юрисдикции закон был ратифицирован, предусматриваются санкции. Налоговое управление США может выставить такому банку счет налоговой доплаты исходя из ставки в 30%, взимаемых с финансового источника, принадлежащего гражданину США, в рамках осуществляемых транзакций. Таким образом, чтобы заставить любой зарубежный банк подчиниться требованию американского закона, закон вводит "штрафное" налогообложение на доходы таких банков от источников в США. Налогом облагаются не только пассивные доходы, такие как дивиденды, но и валовой доход от продажи ценных бумаг. Налог удерживается и уплачивается в бюджет США американской финансовой организацией или же зарубежной организацией, заключившей упомянутое соглашение с налоговыми органами США.

В рамках данного закона американскими налогоплательщиками признаются:

  • граждане США,
  • граждане США с двойным гражданством,
  • владельцы Green Card,
  • лица, которые долгое время работают в США,
  • все американские юридические лица.

Кроме того, согласно требованиям данного закона граждане США, чье состояние превышает 50000$ при декларировании, обязаны использовать более подробный формуляр в целях детализации средств.

Положения "FATCA" вступают в силу по частям, начиная с 2011 года, окончательное вступление в силу всех положений датируется 2017 годом. Согласно данному закону, зарубежные банки должны заключить все необходимые соглашения с "Internal Revenue Service" США до конца 2013 года, а удерживать соответствующие налоги они должны, начиная с 1 января 2014 года.

fatca

Страны, заключившие соглашение с США в рамках FATCA

На основании достигнутых соглашений и в соответствии с "FATCA" финансово-кредитные организации должны испрашивать у своих клиентов согласие на передачу информации, составляющей банковскую тайну, а затем уже непосредственно передавать соответствующие сведения американским налоговым властям, т.е. "Internal Revenue Service" США. Вместе с тем, предполагается, что в отношении тех клиентов, чье согласие не было получено, налоговое управление США сможет направлять коллективные запросы, цель которых должна состоять в том, чтобы получить соответствующие налоговые сведения о таких клиентах. Таким образом, в любом случае, банковская тайна перестает распространяться на всех американских клиентов, вне зависимости от того, готовы ли они сотрудничать с американской налоговой службой или не имеют намерений для такого сотрудничества. Следовательно, принцип банковской тайны не сможет гарантировать тайну вклада американских клиентов банков.

Таким образом, можно сделать вывод, что ратификация "FATCA" означает переход к обмену банковскими данными в полуавтоматическом режиме. Априори, данный факт означает, что принцип банковской тайны перестает действовать. Достижение полной транспарентности банковской информации предполагает нивелирование значения принципа банковской тайны, так как у других стран не остается возможностей избежать внимания американских налоговых органов, что практически полностью уничтожает банковскую тайну.

"FATCA" затрагивает все без исключения банки, вне зависимости от того, есть ли у них отделения или филиалы в США, или нет. Вместе с этим, у банков, которые откажутся сотрудничать с налоговыми органами США будут существенно ограничены возможности для совершения финансовых операций – таким банкам будет запрещено производить расчеты в долларах США и иметь акции американских компаний.

Де факто, реализация возможности отказа от сотрудничества с "Internal Revenue Service" США означает и отказ от проведения финансовых операций в долларах США. Вместе с тем, дедолларизация существенно расширяет возможности банков: они могут отказаться от использования расчетов в долларах США и перевести свои операции в другие валюты.

Следует отметить, что "FATCA", помимо декларируемых целей, имеет задачу ослабить конкуренцию и снизить конкурентоспособность иностранных финансово-кредитных организаций.

Модели применения FATCA

Концепция "FATCA" предполагает наличие двух моделей применения данного акта.

  1. Первая модель основана на использовании автоматического режима обмена данными, сведения и иной информации по банковским счетам нерезидентов.
  2. Вторая модель предусматривает передачу данных в США банками с официального согласия клиента в распоряжение "Internal Revenue Service".

Следует отметить, что в соответствии со второй моделью FATCA предусматривает возможность коллективных запросов со стороны США в отношении клиентов, отказавшихся сотрудничать с "Internal Revenue Service" США. Коллективный запрос предполагает формулирование однозначной просьбы американских властей об оказании им правовой помощи для получения затребованной банковской информации о клиентах, не давших свое согласие банкам на передачу данных в США.

Последствия "FATCA"

Последствия реализации FATCA следует рассматривать в глобальном плане наравне с тем влиянием, которое данный закон окажет на локальные финансово-кредитные системы и мировые финансовые центры.

Если рассматривать FATCA на уровне глобального явления, то становится очевидным, что США в своей империалистической манере разработали действенную стратегию по тотальному доминированию на мировом финансовом рынке и контролю мировой финансовой системы.

В соответствии с концепцией FATCA законодатели в США предусмотрели все возможные действия, направленные на контроль американских налогоплательщиков и обеспечение жесткой налоговой дисциплины. В результате американские налогоплательщики не смогут получать доходы на свои зарубежные счета в безналоговом режиме, по крайней мере, под это подпадают все операции на фондовых рынках США. Можно было бы поздравить американскую законодательную и налоговую системы с достижением таких результатов, однако они будут обеспечиваться за счет существенных административных обязательств неамериканских банков, зарубежных инвестиционных фондов и других финансовых организаций.

На международном уровне на неамериканские финансово-кредитные организации возложены тяжелые административно-организационные обязательства, невыполнение которых ведет к фактическому ограничению доступа для таких организаций к американскому фондовому рынку. Концепция FATCA делает невыгодной работу иностранных финансовых и кредитных институтов на американском фондовом рынке. Это достигается созданием таких условий, в которых такие организации предпочтут соблюдать положения FATCA, чем лишиться доступа к фондовому рынку США.

В совокупности, это означает реализацию налоговыми органами США контроля мировой финансовой системы на глобальном уровне. Очевидная природа законодательного империализма США направлена на ликвидацию любых возможностей уклонения от уплаты налогов и минимизации объемов налоговых выплат с помощью зарубежных финансовых организаций и юрисдикций со щадящими налоговыми режимами.

В том случае, если американский налогоплательщик, к которым относятся граждане США и резиденты США, в том числе владельцы "грин-карты", не отчитался перед Internal Revenue Service по своим зарубежным счетам и компаниям, то за него это сделает зарубежный банк. В этом проявляются последствия реализации FATCA в связи с его влиянием на локальные финансово-кредитные системы.

В результате, участники локальных финансово-кредитных систем, в особенности небольшие финансовые организации и коммерческие банки, которые расположены в юрисдикциях за пределами США, вообще могут отказаться от обслуживания американских клиентов, в том числе держателей "грин-карт". Такой подход представляется разумным, поскольку принятие на себя административных обязательств в сфере обременительных процедур, связанных с отчетной деятельностью перед Internal Revenue Service, окажется для таких организаций чрезмерной нагрузкой в организационно-управленческом плане. Однако, это не освобождает их от необходимости заключить соответствующее соглашение с Internal Revenue Service, в противном случае финансовые организации и коммерческие банки попадут под действие штрафного 30% налога даже при отсутствии у них клиентов, относящихся к категории американских налогоплательщиков.

Результат такого подхода, безусловно, благоприятен для США. Теперь все те сведения об американских налогоплательщиках, которые Internal Revenue Service ранее приходилось получать с большими трудозатратами, теперь будут поступать к американским налоговикам на регулярной основе, при этом иностранные банки и финансовые организации будут направлять такие сведения абсолютно добровольно. Однако, очевидно полное отсутствие учета интересов всех иных участников этих отношений, включая даже иностранных клиентов банков, не относящихся к категории американских налогоплательщиков.

Последствия для мировых финансовых центров, обусловленные реализацией концепцией FATCA, связаны с их конкурентоспособностью на международном финансовом рынке.

Мировые финансовые центры смогут игнорировать FATCA при продолжающейся дедолларизации международных расчетов, а также при развитии других фондовых рынков. Это сделать максимально безболезненным отказ соблюдать положения FATCA.

Единственно разумным выходом может быть реализация единых принципов налогообложения и принятие законодательных актов, регулирующих данные принципы, что ослабит недоверие налогоплательщиков к государствам, которые стремятся ознакомиться с их финансовыми операциями, что, безусловно, является нежелательным для владельцев финансовых ресурсов. При этом следует считаться с возможностью дальнейших ограничений банковской тайны.

Литература

  1. Public Law 111–147–MAR. 18.2010 Foreign Account Tax Compliance Act http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ147/pdf/PLAW-111publ147.pdf
  2. Internal Revenue Service. Summary of Key FATCA Provisions http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Summary-of-Key-FATCA-Provisions