Философская идея романа Преступление и наказание Достоевского

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 18.07.2014

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Философская идея романа Преступление и наказание Достоевского [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Концепция романа "Преступление и наказание" с точки зрения философского осмысления значения покаяния.

Творчество Ф.М. Достоевского является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Каждое произведение великого русского писателя имеет глубокий философский подтекст, основанный на глубоком переживании писателя о судьбе России и русского народа.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Роман "Преступление и наказание" представляет собой не просто детектив или "криминальный роман" – это сложная многоуровневая философская проза, направленная на раскрытие человеческой природы.

Будучи человеком религиозным Ф.М. Достоевский отразил беду души человеческой сквозь призму религии. Для писателя преступление Родиона Раскольникова ни что иное, как преступление против заповедей и совести. Создавая свою философию, главный герой практически отрекался от всех общечеловеческих ценностей.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский противопоставляет жестокую философию Раскольникова и православную религиозную догматику. По мнению Ф.М. Достоевского Родион Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все – "твари дрожащие", а он, "право имеющий".

На страницах романа писатель показывает, что не одобряет философию Раскольникова. Он всячески подчеркивает нецелесообразность и нежизнеспособность идей Раскольникова, так как русскому человеку чужд индивидуалистичный подход, сдобренный гордыней и нигилизмом.

Однако, углубляясь в роман, читатель видит, что Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Он готов нести свой крест носителя великой идеи. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. Раскольников боится признать, что мать и сестра должны попасть в разряд "тварей дрожащих". Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть тех, кого любит.

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем.

Однако Ф. М. Достоевский показывает, что наказание способно вызвать искреннее раскаяние, способное искупить любой грех. Но путь к раскаянию тернист. Не каждый способен пройти его от начала и до конца. Чистая совесть и легкость на душе – вот награда искупившему свою вину. Однако, если же человек не раскаивается, то он все глубже вязнет в пучине бездуховности, превращаясь в тень самого себя.

Важную роль в изображении философской мысли Ф.М. Достоевского играют сопутствующие образы матери, сестры и друга. Благодаря им, он внятно оформляет идею того, что как бы человек не стремился к одиночеству погрязнув в пучине заблуждения – семья изначально является спасательным тросом, способным спасти заблудшую душу.

Итак, главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.