ODiplom // Экономика // 15.09.2012

Финансовая политика и бюджетирование на предприятиях

Финансовая политика и бюджетирование на предприятиях.

Бизнес-план предприятия и его функции

Разработанные на предприятии планы различных уровней являются основой составления бизнес-плана предприятия.

Бизнес-план предприятия – это сложный экономический документ, предназначенный для решения внутренних проблем, так и для внешнего использования (получение кредитов, участие в местных и федеральных целевых программах и проектах, получение грантов и т.п.)

Бизнес-план составляется для обоснования предполагаемого бизнеса (целесообразность осуществления, реальность достижения поставленных целей, жизнеспособность организуемого бизнеса) Основная задача составляемого бизнес плана – дать всестороннюю экономическую и финансовую оценку перспектив успешного развития предприятия. Внешнее использование состоит в обосновании выгодности инвестиций в данный бизнес или возможность получения кредитов и их полного и своевременного обслуживания и погашения. Бизнес-план основывается на действующих технологических нормативах расхода материальных ресурсов, нормативов расхода труда и его оплаты, отчислений по ЕСН, налоговых и банковских ставок, и многого другого. Экономические и финансовые службы предприятия согласуют содержание бизнес-плана с учетной политикой, принятой на предприятии.

При этом бизнес-план выполняет четыре основные функции:

бизнес-план можно использовать для разработки концепции развития предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу. На его основе прорабатываются новые направления, проекты и программы

на его основе возможна оценка и контроль деятельности предприятия по новым направлениям, анализ полученных результатов и сравнение их с предыдущими показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия

должным образом проработанный бизнес-план позволяет привлекать заемные средства и ресурсы со стороны и в необходимых даже крупных размерах, если имеется хорошее залоговое обеспече6ние;

должным образом составленный бизнес-план позволяет привлекать инвестиции, необходимые для осуществления новых проектов и программ. Он может убедить инвестров и акционеров в надежности их вложений в данный бизнес, а также в том, что предприятие будет по-прежнему работать, ритмично, не уйдет с рынка, будет конкурентоспособным и прибыльным

Бизнес-план должен строиться на разумном компромиссе намерений и возможностей предприятия в осуществлении заявленных программ или проектов. Бизнес-план

- ориентируется на разработку новых видов деятельности и новые направления развития предприятия

- разрабатывается под инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения

- составляется в случаях открытия предпринимателями нового дела и получение на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и особенно денежных средств с тщательным обоснованием финансовых показателей и учетом всех сопутствующих рисков во внутренней деятельности и в финансово-кредитных отношениях

- учредители предприятия должны принимать личное и непосредственное участие в разработке бизнес-планов

Бизнес - план показывает:

Где находится предприятие

Каково его текущее состояние

Каково его желаемое направление развития

Каковы способы достижения поставленной цели

Составлению бизнес-плана должен предшествовать сбор информации, без которой, собственно, никоим образом невозможно никакое планирование и бюджетирование.

И, прежде всего, исследуется рынок сбыта и прогнозируется объем продаж и возможная денежная выручка. Для этого решаются вопросы:

- Какой товар и с какими потребительскими свойствами хочет получить покупатель

- Какой должна быть или может быть цена на продукт данного наименования и качества

- Места, в которых существует спрос на данный продукт и в каких объемах

- Есть ли в этих местах другие предприятия, выпускающие и продающие такой же продукт

- Есть ли возможность расширить существующий рынок при наличии других конкурирующих участников за счет того, что весь объем спроса ими не покрывается

Ответы на поставленные вопросы составляют содержание маркетинга предприятия. В результате анализа маркетинга на предприятии выявляются слабые места, что помогает принять необходимые управленческие решения в отношении производства и продаж новой продукции, работ или услуг.

Затем проводится анализ финансового состояния предприятия, который выявляет его

- финансовую устойчивость

- Финансовую независимость, наличие оборотных средств, обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективность их использования

- Ликвидность или платежеспособность предприятия

- Наличие и соотношение, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Финансовый анализ позволяет сделать выводы о эффективности деятельности предприятия.

Важное значение при составлении бизнес-плана имеет анализ динамики и структуры себестоимости продукции, работ или услуг. Именно предварительный расчет и контроль издержек производства и составляет содержание бюджетирования. Отсутствие системы бюджетирования на предприятии приводит к неуправляемости расходами предприятия, к невосполнимым непроизводительным потерям ресурсов и другим отрицательным результатам.

Важным фактором производственного процесса является рабочая сила. Человеческий фактор часто является определяющим в успехе предприятия.

Человеческий фактор – главная составляющая социально-экономического развития и любого процесса производства независимо от социальной сферы и отраслевой принадлежности организации, в которой трудятся люди. Трудовые ресурсы – первая производительная сила в обществе. Без приложения труда и деньги, и земля, и средства производства остаются без движения. Кадры предприятия должны быть готовы и способны работать в новых условиях проекта или программы, предполагающих использование новых технологий (оборудование, сырье, режимы работы и т.п.)

На основе принятого бизнес – плана строится финансовая политика предприятия

Финансовая политика предприятия и ее содержание

Финансовая политика предприятия – это документ, определяющий способы управления финансовым ресурсами предприятия. Финансовые ресурсы предприятия включают

- денежные средства строго целевого использования обладающие возможностями мобилизации иммобилизации, т.е изменения их целевого назначения, перераспределения между основной деятельностью, финансовыми инвестициями и капитальными вложениями

- все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие за определенный период или на определенную дату

Вложения финансовых ресурсов составляют содержание не только финансового баланса (баланса доходов и расходов), но и бухгалтерского баланса, где стоимость активов предприятия уравновешивается стоимость источников их образования. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение системы эффективной системы управления финансами, направленной на решение стратегических и тактических задач по достижению поставленных в бизнес-плане целей. Эти цели строго индивидуальны у каждого предприятия, даже если намерения у них одинаковые.

В основе построения финансовой политики предприятия лежит необходимость обеспечения оптимально эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов при их ограниченности. Финансовая политика позволяет заранее

- определить реальность исполнения доходной и расходной части бюджета предприятия в целом или его структурных подразделений, ответственных за свои доходы и расходы

- оценить финансовую прочность, устойчивость предприятия пи осуществлении программы или проекта, заложенного в бизнес-план

К основным направлениям разработки учетной политики предприятия относятся

Анализ финансово- экономического состояния предприятия

Разработка учетной политики

выработка кредитной политики предприятия

управление оборотными средствами предприятия, его дебиторской и кредиторской задолженностью

управление издержками производства, включая выбор варианта начисления амортизации основных средств и ее распределения по объектам учета затрат и калькуляции

выбор дивидендной политики

Финансовая политика строится на элементах управления финансовыми ресурсами предприятия через систему управленческого учета производственных показателей, систему бюджетирования, систему оперативного анализа финансовой деятельности предприятия, через порядок принятия и исполнение управленческих решений.

Особое место в управлении финансами принадлежит системе "риск-менеджмент". Эта система связана с управлением рисками предприятия на вложенный капитал, определение цены риска сопоставлением суммы риска и возможной прибыли.

Основные правила риска состоят в том, что

Нельзя рисковать больше чем это может позволить собственный капитал

Надо думать о последствиях риска

Нельзя рисковать многим ради малого успеха

Положительное решение принимается только при отсутствии сомнения

При наличии сомнения принимаются отрицательные решения

Нельзя думать, что всегда существует только один выход

Финансовый план предприятия как составная часть финансовой политики предприятия

Финансовый план предприятия является составной частью финансовой политики предприятия.

Его разработку целесообразно начинать с прогноза прибылей и убытков, так как только после такого прогноза можно проводить дальнейшие расчета потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах, определять суммы производственных расходов.

Прогнозируются также поступления и расходы денежных средств, чистый денежный поток (избыток или недостаток), начальное и конечное сальдо на банковских счетах.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов, прибылей и убытков (в форме бухгалтерского баланса). В расчет принимаются предстоящие инвестиции в финансовые инструменты и в капитальные вложения.

На основе составленных прогнозов просчитывается финансовой положение предприятия по всем основным показателям (финансовая, устойчивость, финансовая независимость, платежеспособность, обеспеченность собственными оборотными средствами)

Финансовый план предприятия – это главная составная часть системы управления финансами на предприятии. Основное содержание этой системы представлено на рис. 1

Финансовая политика и бюджетирование на предприятиях

Рис. 1 Система управления финансами предприятия

Таким образом финансовый план предприятия – это свод поступлений и расхода финансовых ресурсов предприятия, позволяющий

- оценить суммы будущих доходов и расходов,

- установить движение денежных потоков,

- выявить возможности привлечения средств со стороны,

- рассчитать потребность в кредитах,

- установить минимально возможные размеры дебиторской и кредиторской задолженности

- обеспечить финансовую устойчивость и финансовую независимость предприятия

- показать инвесторам его инвестиционную привлекательность.

В финансовом плане все эти показатели находят конкретное денежное выражение. На эти показатели и должно ориентироваться предприятие и конкретные ответственные исполнители внутри него.


Бюджетирование как часть финансовой политики предприятия и управления финансами предприятия

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, отвечающих требованиям рынка, на предприятии необходимо создать современную систему управления финансами. Эта система базируется на контроле исполнения сводного бюджета доходов и расходов предприятия, этот сводный бюджет строится на основе бюджетов разных уровне управления доходами и расходами внутри предприятия. Эти бюджеты последовательно сводятся и оказываются "вложенными" в сводный бюджет.

Специальная структура вложенности бюджетов позволяет избежать двойного счета затрат при определении внутренних услуг. Накладных расходов и расходов на продажи. Эта же система позволяет получить локальные бюджеты (табл. 1)

Таблица 1. Сводный бюджет затрат предприятия

Постатейные (поэлементные) виды затрат

Подразделение, участок, (служба, управление)

Сборочный цех

Цех  № 1

Цех №2

Склад

:Фонд оплаты труда

Х

Соц.отчисления

Х

МПЗ

Х

Амортизация

Х

Электроэнергия

Теплоснабжение

Услуги собственных вспомогательных производств

Услуги сторонних организаций

Прочие расходы

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Расходы на продажи

Продукция в ценах продажи

Финансовый результат

Бюджетирование начинается с составления смет расходов подразделений предприятия под выполнение конкретных объемов работ согласно технологии либо под выпуск продукции.

В фазе снабжения калькулируется себестоимость заготавливаемых материалов и определяется их предполагаемая учетная стоимость и цена единицы.

В фазе производства калькулируется предполагаемая сумма прямых переменных расходов основных цехов, предполагаемая сумма постоянных, накладных расходов и предполагаемая производственная себестоимость выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг

В фазе продаж определяется предполагаемая полная себестоимость продаж продукции

Подобные расчеты и представляют собой сметы

Для составления смет предприятие в своем штате должно иметь специалистов соответствующей квалификации. Предприятие должно иметь у себя развернутую и обоснованную по размерам систему

- норм расхода материалов с указанием по номенклатуре их необходимого качества

- нормативов расхода труда в человекочасах и тарифную систему оплаты труда почасовую или сдельную. Обычно по традиции с советских времен рассчитываются нормативные издержки.

Нормативные издержки могут быть идеальными, базовыми и реальными

Идеальные – основаны на максимальном уровне эффективного использования оборудования. Они служат ориентиром, на которые следует равняться но для составления смет они использоваться не могут по объективным причинам

Базовые - представляют собой основной перечень нормативов, которые длительное время не могут пересматриваться (норма амортизации ОС или НМА). Они не зависят от изменения текущих цен на материалы и ресурсы

Реальные - соответствуют современному достигнутому уровню издержек при конкретном уровне деятельности и учитывающие нормальный уровень брака, технологические отходы, остановки в производстве и др. объективные факторы.

Нормативные затраты на единицу продукции включают шесть основных элементов

- Нормативная цена прямых материалов

- Нормативное количество прямых материалов

- Нормативное рабочее время

- Нормативная ставка оплаты труда

- Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов

- Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Использование нормативных затрат и составление нормативных смет позволяет

Контролировать текущие фактические расходы без ежедневных калькуляций

Вместе с тем составленные сметы издержек позволяют регулировать ценообразование на продукцию, работы или услуги при изменении внутренних и внешних условий производства и продаж продукции, управлять денежной выручкой от продаж и воздействовать на денежные потоки на предприятии, тем самым упорядочивая управление финансами предприятия.