Финансовый план предприятия

Автор: Андрей Нестеров ✔ 06.04.2019

Нестеров А.К. Финансовый план предприятия // Энциклопедия Нестеровых

Основные этапы составления финансового плана на предприятии и его структура.

Финансовый план, как документ системы планирования

Финансовый план – это документ, в котором отражаются финансовая стратегия и способы ее реализации, обеспечивающий прибыльность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, а в целом – увеличение доходов собственника. Состав показателей, степень их детализации зависят от планового периода.

Принципы составления плана идентичны принципам финансового планирования, логично, так как финансовый план является его результатом.

принципы финансового планирования

Принципы составления финансового плана

Финансовый план предприятия разрабатывается на основе:

  • плана производства и реализации продукции (продаж);
  • плана расходов материальных ресурсов и запасов товарно-материальных ценностей;
  • плана инвестиций и его финансирования;
  • плана по труду и заработной плате;
  • плана (сметы) затрат на производство и реализацию продукции;
  • плана прибыли (рентабельности) предприятия.

Финансовый отдел предприятия вместе с другими службами разрабатывают расчеты к финансовому плану: потребность в капитале и оборотном капитале предприятия; источники финансирования прироста капитала; оборотного капитала; план получения кредитов коммерческих банков (кредитный план); расчеты амортизационных отчислений; расчеты планируемых налогов; план финансирования капитальных вложений и др.

Составление финансового плана

Работа по составлению финансового плана проводится в несколько этапов.

  1. Анализ исполнения финансового плана за предшествующий период.
  2. Рассмотрение проектируемых производственных и экономических показателей, на основе которых будет составляться финансовый план.
  3. Разработка проекта финансового плана на планируемый год.

Составление финансового плана предприятия

Фактически, первый этап анализ исполнения финансового плана за предшествующий период проводится во время контроля исполнения финансового плана в общем цикле финансового планирования. Для этого проводится оценка соответствия запланированных показателей реальным фактам финансовой деятельности. При этом возможны три варианта. В первом варианте, если запланированные показатели не были достигнуты, определяются причины несоответствия и принимаются соответствующие меры. Если причины имеют внутреннюю природу возникновения, то информация направляется в соответствующие отделы предприятия, по вине которых произошло невыполнение плана, которые должны устранить их либо пересмотреть прогнозы своей деятельности. Если причины носят внешний характер или связаны с ошибочным прогнозированием финансово-экономической ситуации в стране, то это учитывается при корректировке показателей для будущего финансового плана. Во втором варианте запланированные показатели полностью соответствуют реальным. В этом случае при составлении будущего финансового плана учитываются вероятные темпы роста или сокращения отдельных показателей. В третьем варианте запланированные показатели ниже реальных, т.е. произошло перевыполнение плана. В данном случае также принимаются корректировки темпов роста или сокращения отдельных показателей при составлении будущего финансового плана. А также учитывается возможное увеличение показателей сверх запланированных в финансовом плане.

На втором этапе анализируются производственные, коммерческие, экономические, маркетинговые, сбытовые и др. показатели деятельности предприятия, а также изучается состояние экономики страны и прогнозируются возможные изменения финансово-экономических показателей. Для анализа используются следующие исходные данные:

  • бухгалтерский баланс за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
  • данные об объеме производства и реализации продукции за 2-3 года (за последний год в месячном или квартальном разрезе);
  • смета затрат на производство;
  • прогнозные расчеты отдела маркетинга и коммерческой службы по реализации продукции и прибыли;
  • данные об объемах капитальных вложений, включая объемы незавершенного строительства по объектам;
  • сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
  • проекты отпускных цен;
  • анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
  • нормы амортизационных отчислений;
  • ставки платежей налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
  • другие финансовые нормативы.

На третьем этапе разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

Принципы разработки финансового плана

При разработке финансовых планов используются следующие принципы.

Принципы разработки финансового плана

Принцип

Описание

1

Принцип финансового соотношения сроков

Поступление и расходование средств должно соответствовать плановым срокам.

Данный принцип также означает, что долгосрочные капиталовложения целесообразно финансировать за счет заемных средств, ссуженных на длительный срок.

2

Принцип платежеспособности

Финансовый план должен обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время планового периода.

3

Принцип рентабельности капиталовложений

Основной критерий выбора финансирования – стоимость использования денежных средств.

Заемный капитал выгодно привлекать только, если он повышает рентабельность собственных средств.

4

Принцип сбалансированности рисков

Особенно рискованные инвестиции следует финансировать за счет собственных средств.

5

Принцип приспособлений к потребностям рынка

Финансовый план должен в определенной мере учитывать динамику рынка и зависимость предприятия от источников финансирования.

6

Принцип предельной рентабельности

Целесообразность выбора источника финансирования определяется рентабельностью инвестированного капитала.

Разделы финансового плана

Форма финансового плана не регламентирована, но обычно финансовый план состоит из 3 разделов:

  1. Расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия.
  2. Плановый расчет прибыли и ее распределение.
  3. Баланс доходов и расходов.

Расчет потребности в собственных оборотных средствах представляет собой определение объемов оборотных средств, которые потребуются для достижения поставленных целей. Также приводится перечисление конкретных источников покрытия потребностей в оборотных средствах. В качестве таких источников выступают собственные, заемные и привлеченные средства.

Плановый расчет прибыли определяет размеры полученной чистой прибыли от предполагаемой реализации продукции. Основывается на прогнозе объемов реализации. Распределение прибыли предполагает определение вариантов использования прибыли. В качестве таких вариантов могут выступать, например, следующие: увеличение собственных оборотных средств, модернизация основных средств, увеличение резервного фонда, инвестиции в человеческий капитал и другие.

Баланс доходов и расходов – это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т.е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Главная задача баланса доходов и расходов – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.

На практике в финансовый план также включают следующие дополнительные разделы для более четкой картины будущей финансовой деятельности компании:

  • прогноз объемов реализации продукции;
  • таблица доходов и затрат;
  • свободный баланс активов и пассивов предприятия;
  • график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации продукции дает представление о доле рынка, которую занимает и будет занимать предприятие. Прогноз составляется на три года вперед. Важно, чтобы оценки в финансовом плане были реалистичными.

Таблица доходов и затрат финансового плана состоит из следующих показателей:

  • доходы от продаж товаров;
  • издержки производства товаров;
  • суммарная прибыль от продаж;
  • общепроизводственные расходы;
  • чистая прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов в финансовом плане предприятия показывает суммы вложений в активы разных типов и за счет каких источников предприятие будет финансировать эти вложения.

Для наглядного отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности.

Финансовый план предприятия

Значение финансового плана для предприятия

Финансовый план выступает как средство использования экономических законов в процессе планирования финансовой деятельности предприятия. При разработке финансового плана всегда ориентируется на данные прошлого, но стремятся определить и контролировать развитие событий в перспективе.

При составлении финансового плана используются следующие методы:

  • коэффициентный
  • балансовый
  • нормативный
  • потоковый метод
  • экономико-математическое моделирование
  • другие методы