ODiplom // Право и ТГП // 07.04.2015

Форма правления

Форма правления.

"Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может. А если каковое-нибудь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно"

Феофан Прокопович

Форма правления – это способ организации высших органов власти, характеризуемый порядком их образования и прекращения полномочий (например, наличие института публичной отставки), сроком полномочий, структурой высших органов государственной власти, распределением компендии между нами, взаимосвязи с обществом, его организацией и личностью.

1. Монархия – форма правления единоличного главы государства или семьи (через регентство), пользующегося своей властью пожизненно, передающего ее по наследству, представляющего государство по своему усмотрению с открытым перечнем компетенции, юридически безответственного перед обществом, личностью и общественными организациями.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда. Во-первых, династии могут меняться в результате захвата власти. Во-вторых, известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

Виды монархии:

- абсолютная (не ограничена ни религией, ни сословно-представительными учреждениями; декреты, указы вторгаются в личную жизнь; личный суверенитет отсутствует; присутствует жесткая вертикаль власти; при этом духовная сфера испытывает колоссальный кризис; идет развитие прикладных наук).

- сословно-представительная ("везде свое").

- конституционная монархия (парламент – и законодательный и представительный орган власти). Виды: парламентарная (правительство несет ответственность перед парламентом: Япония, Великобритания, Новая Зеландия), дуалистическая (правительство несет ответственность как перед правительством, так и перед монархом: Канада).

2. Республика – форма правления единоличного или коллегиального органов государства, избираемых на определенный срок, имеющих определенную компетенцию, осуществляющих власть по мандату народа и юридически ответственных.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президент, депутаты парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики – это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Древнейшие республики: Др. Афины, Сан-Марино (парламент 6 человек, избираемых на 6 месяц, президент избирается на 1 год с обязательным отчетом перед парламентом и народом).

Республики с точки разделения властей:

1. Президентские:

- президент определяет основу внутренней и внешней политики,

- президент имеет право роспуска парламента,

- президент обладает правом вето (кроме конституционных законов),

- является верховным главнокомандующим.

2. Парламентские:

- правительство формирует парламент,

- депутаты, как правило, образуют правительство,

- главнокомандующий – премьер-министр,

- основу внутренней и внешней политики определяет парламент,

- президент не имеет права вето.

3. Президентско-парламентские:

- полномочия органов власти делятся: может отсутствовать право вето у президента.

4. Парламентско-президентские:

- упор сделан на том, что президент предлагает состав правительства, утверждается парламентом,

- парламент разрабатывает основы внутренней и внешней политики.

Сергей Андреевич Муромцев (первый председатель Государственной Думы, обладал высокими способностями к организаторской деятельности): "В России всегда были и есть, кто готовы жить при парламентской республике, – высшей форме правления и режима, но их абсолютное меньшинство. Большинство устраивает либо самодержавие, либо авторитарный режим".

Не подпадает под принцип разделения властей 2 вида республик:

1. Республики советов (не признает единоличного главу государства – президента);

2. Республики народной демократии (признает президента).

Парламентская республика: в Италии и Германии один и тот же президент не может посетить зарубежное государство не более одного раза.

Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".

Классификацию различных форм ("образов") правления Феофан Прокопович строил на базе традиционного для европейской политической идеологии критерия, а именно: в зависимости от количества носителей высочайшей власти. В соответствии с ним он выделял:

1) демократию или народодержавство, "инде главные всего Отечества дела управляются согласием всех жителей";

2) аристократию, "инде же не всего народа, но и не единаго лица волею, но несколько избранных мужей сословием правится Отечество";

3) монархию или самодержавство, "инде же вся держава в руках единаго лица держится".

Помимо этого Феофан признавал возможность существования и смешанных форм правления, сочетающих признаки двух или трех вышеотмеченных основных "образов правления".

Законы, по мнению Шарля Монтескье, находятся в зависимости от формы правления государства. Монтескье различает четыре формы правления: демократическую республику, аристократическую республику, монархию, деспотию. Для демократической республики. Монтескье выводит правило, согласно которому "законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления". В аристократических республиках не должно быть законов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию: "Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны". В монархиях власть главы государства связана основными законами: "Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т. е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов". В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: "Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства". Законодатель не свободен в выборе форм правления государства, так как каждая из них обусловлена размером территории. Монтескье считал, что республики могут существовать на небольших территориях (античные республики), монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монархии), деспотии могут существовать на огромных территориях (Персия, Китай, Индия, Япония). Однако Монтескье делал одно исключение: на большой территории возможно создание федеративной республики.

В представлении Михаила Михайловича Щербатова ни одна из форм правления не существовала и не существует на практике в чистом виде, "ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут править без начальника и без народа, ни народ без начальников сам себя управлять".