ODiplom // Педагогика // 21.11.2018

Формирование потребности в здоровом образе жизни

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 21.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, – результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья.

Понятие и особенности формирования потребности в здоровом образе жизни

Формирование потребности в ЗОЖ

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Визитей Н. Н., В.А. Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (М.Я. Виленский и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" [1].

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Величина любых усилий определяется значимостью поставленной цели, вероятностью ее достижения и воспитанием. Поведение человека или образ его жизни зависят от биологических и социальных потребностей, требующих удовлетворения [2].

В повседневной жизни возникают потребности, значимость удовлетворения которых неодинакова. На разных отрезках жизни и в каждый момент времени происходит как бы конкуренция потребностей. Человек стремится с помощью своего поведения достичь максимума приятного или, по крайней мере, уменьшения неприятного. То и другое зависит от возможности удовлетворить возникающие потребности.

Известно, что удовлетворение потребностей корректируется собственными убеждениями (опытом), которые формируются в результате обучения и воспитания на базе приобретенных условных рефлексов. Применительно к здоровью они выражаются в отношении к пище (вкусно – невкусно или люблю – не люблю), к спорту, к правилам поведения, к органам здравоохранения (лечиться или преодолевать боль). Именно поэтому большое значение имеют воспитание, формирование убеждений здорового образа жизни, условных рефлексов правильного поведения.

Считается, что значение убеждений обычно слабее биологических потребностей, однако с этим трудно согласиться. Возможности воспитания, формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни огромны и очевидны.

Вначале рассмотрим, как возникают биологические потребности. Здоровье человека, т.е. благоприятное течение процессов обмена веществ, а следовательно, самой жизни, определяется постоянством внутренней среды организма. Постоянство внутренней среды организма – гомеостаз характеризуется рядом количественных показателей, которые являются биологическими константами, относительно постоянными показателями здоровья. Иными словами, состояние внутренней среды организма свидетельствует о здоровье или нездоровье человека.

Организм и окружающая его среда – это единое целое. Изменение экологической среды оказывает соответствующее влияние на организм человека и является причиной отклонения биологических констант от физиологической нормы. Значительное отклонение биологических констант от физиологической нормы, т. е. изменение гомеостаза, свидетельствует о состоянии нездоровья. В этом случае возникает биологическая потребность восстановить отклоненную от нормы константу и тем самым приспособиться, адаптироваться к измененной экологической среде. Именно изменения гомеостаза побуждают процессы адаптации к его восстановлению, т. е. к ликвидации биологической потребности в восстановлении физиологической нормы.

Известно, что реакция человека на любое воздействие окружающей среды протекает под контролем центральной нервной системы (ЦНС). Так, меняющаяся экологическая среда изменяет гомеостаз. Характер и степень его изменения воспринимаются соответствующими нервными окончаниями – рецепторами, и сведения об этих изменениях передаются в нервные центры, а от них после соответствующего анализа к рабочим органам, функция которых и заключается в восстановлении гомеостаза.

Основной и простейшей формой нервной деятельности является рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителя. Существуют безусловные и условные рефлексы, т. е. врожденная (инстинкты) и приобретенная формы ответных реакций организма на специфическое раздражение окружающей среды, которые рефлекторно осуществляются на основе принципа саморегуляции.

Результатом деятельности функциональной системы организма является ликвидация биологической потребности, или, что одно и то же, адаптация к окружающей среде. Все процессы жизнедеятельности организма и отдельных его органов и систем направлены на сохранение жизни и здоровья. Поддержание постоянства внутренней среды организма является целью, конечным результатом процессов жизнедеятельности организма. Именно результат формирует ту или иную функциональную систему, направленную на удовлетворение потребности, т.е. на сохранение здоровья [3].

При саморегуляции ликвидация потребности – процесс постоянный, не прекращающийся ни на секунду и протекающий, как правило, без нашего сознания.

Кроме биологических, также существуют и социальные потребности, претендующие на свое удовлетворение. Именно потребности лежат в основе формирования мотивированного поведения. А немотивированного поведения не существует.

Наличие той или иной потребности организма характеризуется очагом возбуждения в центральной нервной системе, который сохраняется в ней вплоть до ее ликвидации и выступает как фактор, определяющий и направляющий поведение человека.

Потребность в здоровом образе жизни – это главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Она имеет широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; самоутверждении, укреплении позиции своего Я; познании; эстетическом наслаждении; улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.

Формирование потребности в здоровом образе жизни начинается в детстве, а в школьные и студенческие годы актуализируется потребность в формировании здорового образа жизни и позволяет активно реализоваться в повседневной жизни [4].

Важнейшей предпосылкой формирования у подростка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, которые представлены на рисунке ниже.

Условия формирования ЗОЖ

Условия формирования потребности в здоровом образе жизни

При формировании привычек здорового образа жизни необходимо, проводить социально-организованную, непрерывную и целенаправленную работу образовательного учреждения и семьи, логическое и последовательное использование всех основных аспектов здорового образа жизни детей подросткового возраста.

Современные методы формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков

В современной педагогической науке накоплен богатый опыт теоретических исследований по проблеме формирования здорового образа жизни подростков, построенных на разнообразных научных подходах. В существующих теория можно выделить два основных подхода к процессу формирования здорового образа жизни учащихся: организация здоровой жизнедеятельности отдельных социальных групп педагогическими средствами и организация здорового поведения, формирование гигиенических привычек. У подростков большую интенсивность приобретает процесс формирования социальных аспектов здорового образа жизни обучающихся. Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей, что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами [5].

Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. Педагогическая технология формирования здорового образа жизни у школьников базируется на трёх важнейших принципах:

  • Принцип вариативности;
  • Принцип гибкости;
  • Принцип открытости.

К современным технологиям, направленным на формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни относятся те, что представлены ниже.

технологии формирования ЗОЖ

Технологии формирования потребности в здоровом образе жизни

Выделяются формы сохранения и укрепления здоровья обучающихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции и др.

Наиболее приемлемыми в процессе сохранения и укрепления здоровья являются продуктивные методы:

  • воздействие на эмоциональную сферу школьника;
  • пробуждение стратегического и критического мышления;
  • результативность культурных и образовательных процессов[].

Для использования широкого спектра методов и технологий в настоящее время в содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеклассной работы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников.

Важным аспектом деятельности школы является организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем, приобретении других порочных привычек. Для оказания помощи подросткам в организации досуга необходима своеобразная и яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Педагогу важно знать интересы, склонности и увлечения детей, чтобы помочь организовать содержательный досуг [6].

В настоящее время в становлении потребности в здоровом образе жизни подростков большую роль играют формы и методы работы педагога в рамках так называемой здоровьесберегающей среды образовательного учреждения [7].

В понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих. Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в школе в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения учащихся в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в современной школе.

В настоящее время большинство подростков превосходно знающие о вредных свойствах табака и алкоголя и о риске развития злокачественных опухолей, возникающих при их употреблении, продолжают сознательно курить и употреблять алкоголь. Именно поэтому перед каждым педагогом и воспитателем остро стоит задача вести непрерывное валеологическое образование населения, начиная с самого раннего возраста. Одной из функций социальной педагогики является вапеологическая, включающая просветительскую работу в семье, разъяснение влияния личного примера родителей, их образа жизни на дальнейшую судьбу ребенка – это обязанность каждого педагогического работника. Именно школа может на современном этапе обеспечить систему образовательных мер, направленных на формирование здорового образа жизни подростков.

методы формирования ЗОЖ у детей и подростков

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков

Итак, здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Социально-педагогическая работа для повышения потребности в здоровом образе жизни у подростков

Для повышение уровня потребности в ЗОЖ у подростков рекомендуется организовать систему лекций, бесед и консультаций, направленных на повышение сознательности подростков в сфере здорового питания и т.д. Также необходимо организовать несколько родительских собраний, на которых будут проведены тематические беседы на темы направленные на повышение потребности в здоровом образе жизни у подростков под воздействием семейного воспитания.

В качестве практического мероприятия предлагается внедрение следующей программы рассчитанной на 6 месяцев.

Целью данной программы является повышение граммотности подростков в сфере здорового образа жизни. Преодоление мифов о здоровом образе жизни и развитие навыков самоорганизации с целью дальнейшего формирования потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  • совершенствование культуры здорового образа жизни подростков и их родителей;
  • повышению мотивации учащихся к занятию физической культурой и спортом;
  • развитию работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
  • формирование корректного восприятия понятия "здоровый образ жизни" с исключением мифов и заблуждений.

Предложенная ниже программа включает в себя как занятия в рамках учебных дисциплин, так и внеклассные мероприятия и родительские собрания.

Структура программы:

1.Здоровый образ жизни в семье

1.1 Провести анкетирование подростков на тему соблюдения здорового образа жизни в семье. Для анкетирования лучше всего использовать опросники, представленные в приложении 3.

1.2 Провести анкетирование родителей по методике "Анкета для родителей "Условия здорового образа жизни в семье" (приложение 4)

1.3 Проведение тематических бесед с родителями о здоровом питании, о вреде алкоголя и табакокурения в семье.

2. Буду здоровым!

2.1. Вводное занятие.

Познакомить подростков с определением "здоровый образ жизни". Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности. Подвести к самостоятельному выводу о том, что только сам человек формирует свой здоровый / нездоровый образ жизни. Побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья. Провести предварительное тестирование по здоровье сбережению.

2.2. Среда жилого помещения.

Помочь школьникам выяснить, как влияют города, предприятия города, жилые помещения на состояние здоровья человека, как избегать негативного влияния поселений на организм. Используя фотографии, слайды, рисунки и схемы с изображением различных поселений и городов, таблицы, раскрыть эволюционные истоки появления жилища человека. Причины перехода человека к наземному образу жизни.

Значение растений в городе. Зонирование города. Проблема мусора в городах и возможности ее решения. Способы защиты воздушной среды от загрязнения автотранспорта. Формирование городского ландшафта.

2.3. Культура питания.

Принципы рационального питания. Значение фруктов и овощей в питании человека. Лечебное питание и голодание. Правила домашней диетологии. Встреча с врачом – диетологом во внеурочное время.

3. Духовное здоровье.

3.1. Психика и здоровье.

Основы психического здоровья. Механизмы психической защиты. О правильном соотношении переживаний и конкретных действий. Влияние эмоционального состояния на ритм сердца. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Встреча с сотрудником МЧС.

3.2. Лечение музыкой.

Выяснить влияние классической и рок-музыки на настроение, работоспособность, здоровье. Прослушивая музыкальные произведения, подростки описывают свое эмоциональное ощущение, состояние здоровья. Школьники, умеющие играть на различных инструментах, помогают учителю в воспроизведении музыкальных композиций.

3.3. Влияние нецензурной брани на психическое и физическое самочувствие.

Информирование школьников о влиянии бранных слов на человека, животных, растения, воду, а также об истоках сквернословия. Учащиеся работают с интернетом и находят примеры для обсуждения по заданной теме. Заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся

3.4. Творчество и долголетие.

Помочь учащимся выяснить причины ранней смерти, увидеть связь здорового, активного образа жизни с долголетием. На семинаре обсуждаются вопросы старения как процесса. Старения и эволюции человека. Биологические факторы старения (чрезмерное потребление соли, вредные привычки, наследственные болезни и др.). Старение и окружающая среда.

4. Движение – это жизнь.

4.1. Жизнь в экстремальных условиях.

Закрепить знания, что понимается под экстремальными условиями? Влияют ли они на здоровье человека? Почему, попав в экстремальные условия, не все люди подвергаются заболеваниям? Встреча с сотрудником МЧС.

4.2. Атлетическая гимнастика для юношей.

Медосмотр. Проверка силы мышц (подтягивание на перекладине, упор углом, наклон вперед). Каждому подростку индивидуально подбираются комплексы упражнений и методики проведения занятий вклеиваются в дневники по самоконтролю.

4.3.Гимнастика для девушек.

Подготовительный этап (упражнения без отягощений и упражнения с мячом). Основной этап (упражнения с легкими гантелями). Каждой школьнице подготавливается индивидуальный комплекс упражнений и методики проведения занятий вклеиваются в дневники по самоконтролю.

5. Педагогический контроль.

5.1. Велосипедный поход по окрестностям города.

Предварительно необходимо организовать подготовительную работу к походу. Которая включает в себя следующее:

1. Наметить маршрут.

2. Провести беседу на тему "Как сформировать рюкзак и выбрать необходимую одежду и предметы";

3. Провести занятие на тему "Как установить и свернуть палатку и развести костер".

4. Проверить исправность велосипедов.

При проведении похода школьники на практике применяют знания, полученные на занятиях

Для отслеживания результативности выполнения программного материала предполагаются различные виды диагностик:

  • вводная – проводится в начале внедрения программы для выявления у учащихся уровня знаний;
  • текущая – проводится на различных этапах обучения для оценки степени освоения программного материала;
  • заключительная диагностика проводится после завершения всех мероприятий включенных в программу.

В качестве ожидаемого результата внедрения предложенной краткосрочной программы является следующее:

  • Осознание подростками необходимости вести здоровый образ жизни.
  • Получение навыков способствующих росту потребности в здоровом образе жизни.
  • Рост социальной ответственности и психологической грамотности с целью дальнейшей успешной интеграции в общество и социум.
  • Формирование в семьях учащихся осознания и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

В качестве рекомендации предложено использование программы направленной на развитие потребности в ЗОЖ. Рекомендуемые в программе теоретические и практические занятия должны будут способствовать развитию у школьников сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями, вырабатывать необходимые навыки самоанализа и являться обязательным условием повышения качества процесса формирования потребности в здоровом образе жизни.

Литература

  1. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование – М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  2. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его – М.: Издательский центр "Академия", 2014.
  3. Алифер, А. В. Валеологическое сопровождение образовательного процесса – Камышлов: КГПК, 2013.
  4. Иванова С.Ю. Касаткина Н.Э. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета Выпуск № 2 (58) / том 2 / 2014 – С.91-95
  5. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: РИЦ "Школа", 2010.
  6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии – М.: "Академия", 2010.
  7. Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Фролова С.В. Основы здорового образа жизни – Саратов: Научная книга, 2013