ODiplom // ГМУ // 28.06.2018

Формы осуществления местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 28.06.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формы осуществления местного самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Местное самоуправление является важнейшим элементом управления государством. Оно регламентируется нормами действующей Конституции РФ и локальным и федеральным законодательством.

Понятие местного самоуправления

Формы осуществления местного самоуправления

Местное самоуправление регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно нормам данного Закона, под местным самоуправлением принято понимать следующее:

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и /или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1].

Местное самоуправление в Российской Федерации поступательно эволюционирует. Постоянно совершенствуется законодательство, однако остается множество проблемных аспектов, требующих безотлагательного изучения.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [2] местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа – форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа – формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Референдум

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом [1].

Формы участия населения в местном самоуправлении

Формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении нашли свое отражение в Главе 5 Федерального Закона 131- ФЗ. Ранее в статье был рассмотрен референдум, как механизм реализации прав граждан. Теперь обратимся к иным формам участия населения в местном самоуправлении.

Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой вправе выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Литература

  1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
  2. Конституцией Российской Федерации