ODiplom // Менеджмент // 27.07.2018

Формы стимулирования труда

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 27.07.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Формы стимулирования труда [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Стимулирование труда, представляя собой формализованный способ вознаграждения работников за участие в производственной деятельности, основано на сопоставлении эффективности труда и его фактических результатов. При этом в зависимости от применяемой формы стимулирования труда персонала предприятие достигает принципиально разных результатов.

Две основные формы стимулирования труда

Формы стимулирования труда

Стимулирование персонала представляет собой особый метод управления, который призван более полно использовать имеющийся в распоряжении предприятия трудовой потенциал. Формы стимулирования персонала основаны на фактической структуре ценностных ориентаций и интересов работников, всего их две:

  1. Материальная форма стимулирования труда – затрагивает широкий спектр побуждений людей, имеющих экономическую природу. Выражается в оплате труда, денежных методах вознаграждения, овеществленных стимулах.
  2. Нематериальная форма стимулирования труда – затрагивает все возможные специфические побуждения людей, которые не могут быть реализованы экономическими методами. Выражается в поощрениях, процессе и результатах трудовой деятельности, которые не приводят к изменению оплаты труда ни в какой форме.

Таким образом, материальная форма стимулирования закрывает потребности человека, которые он может удовлетворить с помощью денежных средств, полученных в виде оплаты своего труда, а нематериальная форма стимулирования – охватывает потребности, связанные с реализацией способностей, навыков, знаний человека, а также побуждения эмоциональной природы.

Формы стимулирования персонала

Материальная форма стимулирования труда

Нематериальная форма стимулирования труда

Сущность

Данная форма стимулирования включает в себя экономические методы побуждения персонала предприятия, основанные на использовании их материальной заинтересованности в повышении оплаты труда, получении дополнительного денежного вознаграждения, а также вещественных стимулов.

Нематериальное стимулирование персонала включает в себя поощрения труда сотрудников за качественную работу, достижение заданных показателей, выполнение сложных организационных, производственных, трудовых задач, которые ни напрямую, ни косвенно не влияют на уровень заработной платы и прочих выплат.

Реализация

Материальное стимулирование обеспечивает фундаментальную мотивацию работника. Вместе с тем, формализация оплаты труда ведет к постепенному снижению ее стимулирующей функции, что компенсируется периодическим повышением уровня заработной платы. Использование дополнительных выплат и вещественных стимулов, не является частью заработной платы и повышает производительность труда, так как стимулирует персонал к увеличению эффективности трудовой деятельности.

Нематериальная форма стимулирования труда не может существовать обособленно от материальной. В этой связи следует отметить, что нематериальное стимулирование труда оказывает воздействие на улучшение качества работы сотрудников за счет использования социальных, психологических и организационных факторов, определяющих их трудовую деятельность.

Материальная форма стимулирования труда

Материальное стимулирования персонала включает в себя поощрение в денежной и неденежной форме:

1. Материальная денежная форма включает в себя:

  • различного рода премиальные выплаты;
  • страховые выплаты;
  • льготы на обучение и социальные расходы;
  • дополнительные выплаты;
  • корпоративная пенсия в дополнение к государственной пенсии;
  • иные монетарные формы стимулирующих выплат;

2. Материальная неденежная форма включает в себя:

  • пользование социальными учреждениями организации, а также льготные туристические путевки;
  • скидки на приобретение продукции, производимой организацией;
  • повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места;
  • улучшение социальных условий труда, включая повышение гибкости графика работы, введение сокращенной рабочей недели или дня;
  • предоставление билетов на посещение различных культурных мероприятий;
  • иные немонетарные формы стимулирующих поощрений.

Материальное стимулирование социального характера также включает в себя устранение физического и морального дискомфорта работников путем обеспечения возможностей для отдыха, например, за счет оборудования специальных комнат отдыха. Частью социальной политики организации являются также общефирменные мероприятия, направленные на обеспечение отдыха сотрудников компании, развитие командного духа и формирование позитивной корпоративной культуры.

Материальное стимулирование труда занимает в большинстве случаев ведущее положение в системе стимулирования персонала предприятия, так как во многом предопределяет возможности повышения трудовой активности сотрудников. Вместе с тем, применение материального стимулирования персонала позволяет в значительной мере контролировать деятельность и поведение сотрудников, так как оперирует используемыми денежными и различного рода немонетарными стимулами. При этом основной частью материального дохода работника является заработная плата, разделяемая на постоянную и переменную части. Постоянная часть в системе стимулирования является своеобразной гарантией оплаты труда, переменная составляющая наиболее часто используется для создания различного рода стимулов, направленных на повышение производительности труда.

Наиболее распространенным видом материального стимулирования труда выступают доплаты, которые являются поощрительными формами стимулирования персонала, т.е. вознаграждениями за дополнительные результаты труда, за эффект, полученный по итогам работы конкретного сотрудника, отдела или проекта.

Таким образом, доплаты получают те работники предприятия, которые демонстрируют повышение производительности труда. В результате применения доплат в качестве элемента системы стимулирования предприятие получает дополнительный экономический эффект, обусловленный ростом трудовой и профессиональной активности работников. При этом размер доплат и его увеличение зависит от индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в общие результаты по предприятию. Обратной стороной применения доплат является их сокращение при снижении показателей производительности труда вплоть до полной отмены.

В современных условиях доплаты разделяются на две группы: обязательные и поощрительные. К обязательным доплатам относят повышенный размер оплаты за сверхурочно отработанное время, за работу в праздничные дни, ночное время, а также за условия труда. К поощрительным доплатам относятся вознаграждения за дополнительные результаты труда, включая повышенную оплату при совмещении должностей, увеличении объемов выполняемых работ, за профессиональное мастерство и высокие достижения в труде.

Схожее положение в системе стимулирования персонала занимают надбавки и компенсации. Надбавки к заработной плате включают в себя денежные выплаты сверх зарплаты, имеющие своей целью создание у работников стимулов к повышению квалификации и профессиональному росту. Также предусматриваются и надбавки за выслугу лет. Компенсации предусматривают возмещение работникам затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей или способствующих росту производительности труда. Также существуют предусмотренные законодательством компенсации, носящие в основном социально-общественный характер.

Одним из ключевых направлений материального стимулирования является премирование.

Премия стимулирует повышенные результаты труда в целях улучшения конечных результатов деятельности предприятия в целом, а источником выплаты премий является фонд материального поощрения предприятия.

Премии предназначены для обеспечения оперативной реакции на результаты трудовой деятельности работников. Вместе с тем, премирование имеет неустойчивый, нерегулярный характер, так как в противном случае – стимулирующие функции премии утрачиваются, а сама премия становится разновидностью доплат. Величина премии должна меняться в большую или в меньшую сторону в зависимости от результативности трудовой деятельности работников предприятия.

Нематериальная форма стимулирования труда

К прямым нематериальным стимулам относятся следующие виды поощрений, не влекущие за собой дополнительных расходов предприятия:

  • признание заслуг сотрудников, например переходящие вымпелы;
  • оценка статуса сотрудников, например, звания "лучший по профессии", "руководитель года", "менеджер года" с вручением значка и ценного подарка;
  • письменная благодарность руководства компании;
  • поддержание благоприятного психологического климата в коллективе и командного духа;
  • развитие системы управления конфликтами;
  • формирование и развитие организационной культуры;
  • формирование у сотрудников чувства справедливости, построение эффективных систем обратной связи;
  • применение эффективных систем оценки деятельности;
  • внимательное отношение к проблемам сотрудников и формирование у них чувства защищенности;
  • интеграция сотрудников в коллектив;
  • формирование положительного мнения в отношении своего труда.

Как одна из форм нематериального поощрения могут рассматриваться одобрение и похвала руководителя. Кроме того, оценка статуса сотрудников может выражаться в форме приглашения сотрудника в качестве эксперта при принятии каких-либо управленческих решений.

Нематериальная форма стимулирования труда основывается во многом на отношениях между людьми, выраженное в адекватной и своевременной оценке руководства заслуг работника, характеризующейся созданием моральных стимулов и конструктивных взаимоотношений внутри коллектива.

Нематериальная форма стимулирования персонала характеризуется рядом особенностей:

  1. Нематериальные стимулы являются универсальными;
  2. Нематериальные стимулы имеют разовое действие;
  3. В отличие от материальных стимулов нематериальные не обладают свойством делимости;
  4. Нематериальные стимулы не могут использоваться в качестве основной и единственной формы стимулирования труда.

нематериальное стимулирование труда

Из этого есть соответственно 4 следствия:

  1. Нематериальная форма стимулирования труда применима в любой организации (с поправками на особенности коллектива и трудовой деятельности).
  2. Необходимо постоянное стимулирование, поскольку каждый эпизод будет иметь ограниченное действие по продолжительности.
  3. Невозможно разделить один стимул на составные части, т.е. никаких "авансов" здесь быть не может, равно как и откладывания "на потом" – каждый конкретный эпизод должен быть реализован немедленно или в четко оговоренный заранее срок.
  4. Нематериальная форма стимулирования труда применяется в дополнение к материальной, но должна иметь при этом комплексный характер.

Можно объективно утверждать, что нематериальное стимулирование может быть использовано на основе взаимосвязи с результатами трудовой деятельности и профессиональной активности работников, в соответствии с этим в качестве стимулов используются определенные ценности для конкретных сотрудников и выделение их среди коллектива. Нематериальная форма стимулирования труда предполагает оперирование определенной информацией о заслугах конкретного сотрудника. Следовательно, использование нематериальных стимулов основано на использовании таких средств привлечения людей к труду, которые опираются на ценностное восприятие труда и признание трудовых заслуг. Применение таких стимулов предусматривает также создание в коллективе такой социальной атмосферы, общественного мнения и морально-психологического климата, при которых сотрудники хорошо знают, кто и как работает, каждому воздается по заслугам.

Ключевой аспект нематериальной формы стимулирования – уверенность в том, что эффективная, полезная трудовая деятельность всегда получит признание и положительную оценку руководством, и наоборот, плохо выполненная работа и безответственность приведут к неминуемому уменьшению, как материального вознаграждения, так и авторитета сотрудника в трудовом коллективе.

Сочетание материальной и нематериальной форм стимулирования труда

Следует отметить, что сочетание материальной и нематериальной форм стимулирования предполагает соответствие следующим критериям:

две формы стимулирования персонала

Следует отметить, что система стимулирования персонала, включающая в себя материальную и нематериальную форму, должна функционировать на основе результатов трудовой деятельности коллектива и, в целом, способствовать сплоченности интересов отдельных работников с интересами трудового коллектива, что позволяет каждому работнику ощутить себя частью предприятия.

Вывод

Применение двух форм стимулирования труда в плане управления трудовым поведением работников в приоритет возводит целенаправленное воздействие на персонал путем влияния на условия его труда, жизнедеятельности, организации работы, используя для этого материальные и нематериальные стимулы, чтобы влиять на мотивы работников, определяющие их трудовую деятельность. Следовательно, органы управления организацией должны обладать набором материальных и нематериальных благ, которые соответствуют критериям удовлетворения потребностей работника, если их использовать в качестве вознаграждения за трудовую деятельности и стимулов для повышения продуктивности труда.