Функции центральных банков в финансовой системе

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 04.06.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Функции центральных банков в финансовой системе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современной финансовой системе функции центральных банков обусловлены спецификой национальных финансово-кредитных систем.

Функции центральных банков различных стран в современных условиях определяются сущностью центрального банка.

Специфика центрального банка заключается в содержании его деятельности, которая также имеет общенациональный характер. Содержание деятельности центральных банков заключается в проведении не только традиционных для банков операций по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранении денежных средств клиентов, осуществлении эмиссии платежных средств. Центральные банки также осуществляют управление золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Кроме того, работая в сфере экономических отношений на макро- и микроуровне, центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Поэтому такое сочетание экономических, организационных, финансовых и материально-технических операций делает центральные банки многоплановым институтом.

Функции центральных банков в современных условиях

Следует учитывать, что центральный банк не может являться одним из множества экономических субъектов в силу специфики и масштабности своей деятельности. В этой связи существует позиция, согласно которой центральный банк, по сути, перестает быть банком как таковым, "центральный банк – это особое, другое экономическое образование, которое выполняет иные задачи, отличающие его от коммерческих банков" [5].

Безусловно, центральному банку и его деятельности присущи определенные специфические особенности, которые чужды коммерческим банкам. Вместе с тем его деятельность, бесспорно обладая вышеуказанными особенностями, основана на принципах банковского дела, т.е. деятельности банков как таковых. Поэтому представляется более верной точка зрения, согласно которой "центральный банк – это особый вид банка, а не отдельная новая конструкция, имеющая обособленную сущность" [7]. Таким образом, центральный банк не имеет своей, обособленной от банка сущности, однако круг его операций характеризуется специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка.

В соответствии с этим можно говорить о том, что центральный банк представляет собой особый денежно-кредитный институт, которому присущи черты, отличающие его от коммерческих банков. Оставаясь, по сути, банком, центральный банк в большей степени смещается в сторону обслуживания макроуровня денежно-кредитных отношений, предоставляя услуги коммерческим банкам и другим экономическим субъектам. Основой деятельности центральных банков становится реализация общественных, общенациональных интересов в сфере регулирования наличного и безналичного денежного оборота, а их приоритетной целью является укрепление стабильности национальной денежной единицы, укреплении валютного курса и противодействие инфляции.

Все это позволяет определить "центральный банк как общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в общественных интересах" [8].

В соответствии с данным определением можно выделить два типа центральных банков. Для центрального банка первого типа, характерно совмещение кредитования с операциями по эмитированию платежных средств, в том числе выпуском наличных денег в обращение. Данная модель существовала в Российской империи до 1917 года и с определенными изменениями применялась в СССР, а также некоторые европейские страны использовали эту модель в определенные периоды своего развития. Позднее большинство стран постепенно перешло на другую модель. В соответствии с ней для центральных банков второго типа характерно разделение эмиссионной и кредитной деятельности. Кредитованием нефинансового сектора занимаются коммерческие банки, а кредитование центральными банками уже не имеет широких масштабов в отличие от коммерческих банков, где кредитная деятельность является преобладающей. Центральные банки второго типа, оставаясь денежно-кредитными учреждениями, смещает пропорции в сторону выполнения большей части денежных операций, в том числе посредством эмиссии наличных денег в обращение.

Центральный банк как общественный денежно-кредитный институт имеет следующие отличия от коммерческих банков.

1. Получение прибыли не является целевым мотивом деятельности центрального банка.

2. Капитал центральных банков чаще всего принадлежит государству.

3. В каждой отдельной стране существует только один центральный банк.

4. Центральный банк выполняет наиболее широкий круг операций, часть из которых является его исключительной прерогативой.

5. Центральный банк является общенациональным учреждением.

6. Центральный банк не может быть отраслевым по своей природе.

7. На мировом уровне, участвуя в международных валютно-кредитных отношениях, центральный банк представляет интересы страны.

8. Клиентами центрального банка являются коммерческие банки, правительственные, военные и т.п. учреждения.

9. Центральный банк подотчетен только законодательной власти в лице парламента, Государственной думы и др.

10. Центральный банк учреждается специальный законодательным актом верховной государственной власти.

Главная цель и задачи центральных банков связаны с денежной системой. Цель центрального банка страны в большинстве стран закреплена законодательно. Целевая ориентация центрального банка разных стран чаще всего связана с обеспечением стабильности валюты и цен. Например, конечная цель политики центрального банка по законодательству Японии состоит в обеспечении стабильности цен. Согласно законодательству Испании, главная цель центрального банка также формулируется как поддержание стабильности цен. Законодательство ФРГ говорит о трех основных целях центрального банка: регулирование денежной массы в обращении, обеспечение хозяйства кредитными ресурсами и осуществление платежного оборота. В России целями центрального банка являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Задачи центральных банков сосредоточены в основном в рамках трех направлений [6]:

1. по отношению к экономике в целом;

2. по отношению к правительству;

3. по отношению к банкам и банковской системе.

В отдельной статье рассмотрена деятельность центральных банков на международном финансовом рынке.

Задачи центральных банков, связанные с экономикой, включают в себя обеспечение экономического оборота необходимыми денежными средствами, обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

По отношению к правительству центральные банки выполняют задачи совместной работы с правительством по развитию экономики страны, а также оказывает необходимую помощь государству в реализации экономических программ, покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.

По отношению к банкам центральный банк всегда является "банком банков". В этой связи задачи центральных банков сводятся к необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать ликвидность коммерческих банков. Также задачей центральных банков является обеспечение эффективной деятельности кредитных учреждений в рамках своих полномочий как органа надзора. Также центральные банки устанавливают процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным показателям, формулируют правила и стандарты ведения операций.

В законодательстве некоторых стран помимо главной задачи центрального банка обозначена и другая специальная социально-экономическая задача – снижение безработицы посредством стимулирования роста производства. В этом случае центральный банк также направляет свою деятельность на регулирование экономическими методами роста производства и товарного наполнения рынка.

Для выполнения своих целей и задач центральные банки наделяются государством соответствующими функциями.

Выделяют пять основных функций центральных банков [14]:

1. регулирующая;

2. нормативная;

3. операционная;

4. информационно-аналитическая;

5. надзорно-контрольная.

В рамках реализации регулирующей функции центральные банки разрабатывают и осуществляют единую денежно-кредитную политику на территории страны. Реализация денежно-кредитной политики всегда осуществляется совместно с правительством страны. Также в рамках регулирующей функции центральные банки осуществляют эмиссию наличных денег, организуют наличное денежное обращение. Также центральные банки являются кредиторами коммерческих банков и организуют функционирование системы рефинансирования. Фактически данная функция определяется назначением центральных банков, призванных регулировать денежный оборот.

Нормативная функция центральных банков предусматривает [6]:

– разработку отдельных стандартов ведения банковских операций;

– определение порядка составления различных видов отчетности для банковской системы;

– определение правил ведения наличных и безналичных расчетов;

– разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность центральных банков при реализации нормативной функции позволяет им создавать общую методическую базу и единые стандарты деятельности кредитных организаций и учреждений, что позволяет последним осуществлять обслуживание своих клиентов в соответствии и в рамках действующего законодательства.

Операционная функция центральных банков позволяет им осуществлять банковские операции и иные сделки, управлять золотовалютными резервами, обслуживать счета бюджетов, государственных организаций, учреждений и ведомств всех уровней по поручению уполномоченных органов исполнительной власти. Данная функция определяет круг полномочий центральных банков, которые заключаются в обслуживании потребностей экономических субъектов, а при необходимости выступать в роли уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

Информационно-аналитическая функция заключается в проведении центральными банками аналитических исследований, прогнозирования состояния национальной экономики в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, а также в публикации соответствующих материалов и статистических данных. Также в рамках данной функции центральные банки участвуют в разработке прогноза платежного баланса страны и организуют его составление. Также центральные банки устанавливают, публикуют и доводят до сведения кредитных организаций официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице. Фактически, данная функция направлена на поддержание механизмов регулирования денежного оборота. Анализ и прогнозирование экономического развития страны создают информационную базу, которая дает возможность определить динамику денежно-кредитных отношений. Сведения, предоставляемые центральными банками, составляют важную информацию, позволяющую экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, при необходимости корректировать направления своего развития. Таким образом, данная функция косвенно связана с регулирующей функцией центральных банков.

Надзорно-контрольная функция состоит в обеспечении надзора за деятельностью банков и банковских групп, государственной регистрации банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку деятельности банков и отзыв у них лицензий. Также данная включает в себя регистрацию эмиссии банками ценных бумаг, валютное регулирование и валютный контроль. Надзорно-контрольная функция позволяет центральным банкам выполнять задачи, направленные на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленных правилам и нормативным актам, центральные банки защищают интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивают стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны центральных банков как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности на основан на отношениях подчиненности между ними и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом, оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных центральными банками, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков или кредиторов. В соответствии с законодательными нормами центральные банки не могут принуждать коммерческие банки выполнять те операции, которые не предусмотрены учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.

В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций центральных банков.

В зависимости от направлений деятельности центральных банков выделяются [17]

– функция хозяйственной деятельности;

– функция административной деятельности;

– функция организации и управления денежным обращением;

– функция защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и кредиторов.

По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительные. "Основные функции – это те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь, эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую" [14]. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи, выполняя отдельные задачи. Соответственно, дополнительные функции могут различаться в разных странах.

Поскольку деятельность центрального банка может выражать интересы различных экономических субъектов, его функции разделяют на функции, выполняемые им [5]:

1) от имени и в интересах государства;

2) от своего имени, но в интересах общества;

3) от своего имени и в своих интересах.

Такая классификация функций возможна, однако она больше напоминает характер выполняемой центральным банком работы, учитывающей интересы экономических агентов, а не сами специализированные действия, осуществляемые им и отличающиеся от действий других экономических институтов.

В равной степени сказанное можно отнести и к разделению функций на внутренние и внешние. Внутренними считаются такие функции, которые центральный банк выполняет в пределах страны; внешние функции – это те, которые он осуществляет во взаимоотношениях с иностранными субъектами. Скорее всего, рассматриваемые процессы выражают сферу деятельности центрального банка; подлинные его функции как особого денежно-кредитного института просматриваются здесь далеко не и полном объеме.

Более продуктивным является стремление увязать функции центральных банков с банковской деятельностью. "Функции – это и есть деятельность банка, отражающая его специфику" [7]. Поскольку с позиции права функции выражают специализированные виды управленческой деятельности, а центральный банк создается для выполнения специальных, только ему присущих функций, то такие функции [18] лежат в сфере:

1) денежно-кредитной политики;

2) управления банковской системой;

3) осуществления банковских операций.

Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о следующих функциях [5] центральных банков:

1. Функция осуществления денежной эмиссии,

2. Функция организации денежного обращения,

3. Функция организации взаимодействия с органами государственной власти и управления,

4. Функция организации взаимодействия с кредитными организациями.

К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центральных банков, так как подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам.

Правовой статус и функции Центрального банка России

Центральный банк Российской Федерации – это банк, возглавляющий кредитную систему страны. Он имеет монопольное право эмиссии банкнот и осуществляет кредитно-денежную политику в интересах отечественной экономики. Местонахождение центральных органов Центрального банка Российской Федерации – г. Москва.

Центральный банк Российской Федерации, согласно закону, является юридическим лицом, а также имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, Центральный банк Российской Федерации наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Защита и обеспечение устойчивости рубля – вот основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Центральный банк Российской Федерации не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов (банков) и иных кредитных организаций непосредственно, но он принимает необходимые меры по защите интересов их вкладчиков [13].

Для обеспечения стабильности банковской системы в целом Центральный банк Российской Федерации создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые определяет Центральный банк Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Он, как и любое юридическое лицо, имеет право быть стороной в судебном процессе, а также обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде общей юрисдикции и в арбитражном суде интересы Центрального банка Российской Федерации могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Центрального банка Российской Федерации, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Таким образом, следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой – юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Центральный банк Российской Федерации имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете, следующим субъектам:

– российским кредитным организациям;

– иностранным кредитным организациям;

– Правительству РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Цели деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа управления кредитно-денежной системы можно сформулировать следующим образом:

– защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В соответствии с указанными выше целями, поставленными перед Центральным банком Российской Федерации, он должен решать основные задачи, которыми являются следующие [16]:

– активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;

– всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране и обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

– сокращение бюджетного дефицита, поддержание стабильного денежного обращения;

– обеспечение государственного фонда валютных резервов;

– максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что исходя из поставленных целей и задач, Центральный банк Российской Федерации выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение и устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

– выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, а также организаций, занимающихся аудитом;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

– определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

– участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

Для реализации названных функций Центральный банк Российской Федерации участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Центрального банка Российской Федерации или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса [5].

Центральный банк Российской Федерации консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации выполняет, помимо прочего, и функцию "банка банков" и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Центральный банк Российской Федерации не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Такие функции как надзорные и регулирующие Центральный банк Российской Федерации осуществляет непосредственно, либо через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Само регулирование деятельности кредитных организаций, а также надзор за ними Центральный банк Российской Федерации осуществляет по следующим направлениям:

– регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

– открытие корреспондентских счетов, депонирование на специальных счетах обязательных резервов кредитных организаций, а также принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

– управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг;

– кредитование кредитных организаций.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Центральный банк Российской Федерации рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. В его компетенцию входит также:

– установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

– регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

– надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности [11].

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Центральном банке Российской Федерации, и т.д.

В этих полномочиях Центрального банка Российской Федерации проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, являющиеся его филиалами.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии-с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Центральный банк Российской Федерации консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Центральный банк Российской Федерации также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Однако Центральный банк Российской Федерации не имеет права [15]:

– осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами. Исключение здесь составляют случаи, предусмотренные в ст. 47 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

– приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 вышеназванного Федерального закона;

– осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Центрального банка Российской Федерации, его предприятий, учреждений и организаций;

– -заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" пролонгировать предоставленные кредиты.

Исключение может быть сделано только по решению Совета директоров. Согласно тому же закону, Центральный банк Российской Федерации не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Центральный банк Российской Федерации не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской. Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [12].

Согласно федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации" Центральный банк Российской Федерации может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Центрального банка Российской Федерацииопределяет и порядок использования его имущества.

Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов "О центральном банке РФ" и "О банках и банковской деятельности". Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил Центральный банк Российской Федерации правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В настоящее время действуют Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011 "№409-ФЗ").

В названном Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики, а также развит принцип независимости Центрального банка Российской Федерации, то есть, четко и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка Российской Федерации, в реализацию его функций. Центральный банк Российской Федерации, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти [9].

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией России и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центральный банк Российской Федерации осуществляет независимо от федеральных и региональных госорганов. Правда, сейчас правительство в какой-то мере может контролировать выпуска облигаций Центрального банка Российской Федерации, однако напрямую в его деятельность оно не вмешивалось уже давно [10].

Но помимо этого, следует отметить, что, реализуя свои функции сегодня, Центральный банк Российской Федерации идет навстречу банкирам, давая широкий спектр возможностей и исключений при необходимости из общих правил и подходов, когда они ведут к ускорению и укреплению процесса слияния и присоединения банков.

Например, уже несколько лет как выпущен набор рекомендаций для добросовестных банкиров по распознаванию разного рода мошеннических схем, рекомендации по лучшему выстраиванию систем внутреннего контроля и выполнению принципа "знай своего клиента", а также принципа "знай клиента своего клиента", чтобы банкиры могли сами применять эти рекомендации в повседневной практике и не попадать в тяжелые ситуации, навязанные извне недобросовестными участниками делового оборота.

Выводы

Функции центральных банков в современной финансовой системе отличаются значительным охватом различных сторон финансовой системы. При этом центральные банки выполняют ряд важных функций на международном финансовом рынке.

Центральный банк Российской Федерации – главное звено банковской системы. Основная цель деятельности Центрального банка Российской Федерации заключается в обеспечении устойчивости рубля. Статус, полномочия и функции Центрального банка Российской Федерации определены Конституцией РФ и Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Банк России, осуществляя закрепленные за ним функции, выполняет роль агента правительства, проводника денежно-кредитной политики, эмиссионного и расчетного центра страны, органа банковского регулирования и надзора. В соответствии с требованиями растущей экономики меняются сам Центральный банк Российской Федерации, его функции и используемые инструменты.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011 "№409-ФЗ")

4. Заявление Правительства РФ №1472п-П13, ЦБ РФ № 01-001/1280 от 05.04.2011 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года".

5. Банковское дело / под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Магистр, 2011.

6. Банковское дело. / под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юнити-Дана, 2011.

7. Банковское дело. / под ред. О.И. Лаврушина. – изд. 2-е. – М.: Кнорус, 2009.

8. Банковское дело. Учебник / под ред. Я.Е. Чернышевой. – М.: Юнити-Дана, 2010.

9. Беликов И. Проблемы корпоративного управления и банки //Рынок ценных бумаг. – 2010 – №17(272) – С. 23-28.

10. Белов С.В. Банки на современном этапе // Экономика и Жизнь. – 2007. – №9. – С. 34-37.

11. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям.- М.: НОРМА, 2009.

12. Братко А. Г. Банковское право. – М.: Эксмо, 2008.

13. Букато Ю.М., В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России – М.: БЕК, 2010.

14. Витогранн С.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Кнорус, 2009.

15. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2010

16. Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Инфра-М, 2011.

17. Полищук А.И. Кредитная система: Опыт, новые явления, прогнозы перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2011.

18. Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы Money. – М.: Социум, 2008.