Функции отдела маркетинга

Автор: Андрей Нестеров ✔ 12.10.2019

Нестеров А.К. Функции отдела маркетинга // Энциклопедия Нестеровых

Маркетинговый отдел предприятия отвечает за реализацию закрепленных функций в рамках комплекса маркетинга. Соответственно, его функции так или иначе соответствуют функциям маркетинга.


Функции отдела маркетинга на предприятии

Функции маркетинга

Функции маркетинга

Непосредственно на предприятии в функции отдела маркетинга входит следующее:

  1. Комплексное изучение рынка;
  2. Анализ маркетинговой деятельности;
  3. Планирование товарного ассортимента;
  4. Сбыт и распределение;
  5. Реклама и стимулирование сбыта;
  6. Организация обслуживания покупателей;
  7. Планирование маркетинговой деятельности.

Функции отдела маркетинга

Функции отдела маркетинга

Для успешной реализации своих функций отдел маркетинга должен постоянно выполнять комплекс мероприятий.

Функции отдела маркетинга предприятия

Функция

Содержание

1

Комплексное изучение рынка

- провести исследование и анализ основных показателей рынка;

- наметить прогноз его развития;

- провести изучение потребителей;

- реализовать сегментацию рынка и анализ параметров сегмента;

- определить ключевые факторы успеха.

2

Анализ маркетинговой деятельности

- оценка текущих маркетинговых мероприятий;

- оценка имиджа предприятия;

- оценка товарной, ценовой, сбытовой, стимулирующей политики.

3

Планирование товарного ассортимента

- провести планирование и разработку ассортиментной структуры;

- осуществить анализ тенденций развития товара;

- установить взаимосвязи потребительских и технических параметров;

- подготовить предложение по разработке новых товаров;

- оценить конкурентоспособность товаров;

- выработка рекомендаций по ценовой политике.

4

Сбыт и распределение

- выбрать каналы сбыта и товародвижения;

- провести анализ и прогноз сбыта;

- определение оптимальных условий реализации продукции.

5

Реклама и стимулирование сбыта

- развитие коммуникативных связей;

- проведение рекламы с использованием средств массовой информации;

- поощрения покупателей;

- стимулирование работников предприятия;

- связи с общественностью;

- формирование имиджа предприятия.

6

Организация обслуживания покупателей

- исследовать поведение потребителей;

- разработать технологию обслуживания покупателей;

- сформировать политику сервисного обслуживания.

7

Планирование маркетинговой деятельности

- разработать стратегический маркетинговый план;

- разработать комплекс маркетинговых мероприятий на предстоящий период.

К содержанию

Реализация функций отдела маркетинга

В типовой структуре отдела маркетинга непосредственная реализация функций отдела маркетинга осуществляется следующим образом.

Типовая структура отдела маркетинга на предприятии

Типовая структура отдела маркетинга

Руководитель отдела (директор по маркетингу) отвечает за планирование и управление маркетинговой деятельностью. В его подчинении находятся руководители подразделений отдела маркетинга (управляющие) и специалисты по определенным вопросам, таким, как анализ затрат и цен, торговли, рекламы, маркетинговые исследования и т.п. Кроме того, руководителю отдела маркетинга могут подчиняться и специалисты других отделов в области производства товаров, в сфере потребителей, территорий и других, которыми он может руководить на основе определенной организационной структуры. Руководитель отдела отвечает за всю работу маркетинговой службы, даже если проведение определенных маркетинговых операций поручено менеджерам соответствующих отделов или специалистам.

Реализация функций отдела определяется тем, в какой степени директор по маркетингу желает сохранить за собой право принятия основных решений, и зависят от того, какие задачи будут решаться управляющими самостоятельно. Для каждого руководителя устанавливаются определенные критерии, которыми он должен руководствоваться при принятии решений и реализации поставленных задач в рамках своего подразделения. С этой точки зрения управление отделом маркетинга может быть полностью централизованным, при котором все полномочия и ответственность за проводимые операции возлагаются на руководителя отдела, или децентрализованным, при котором ответственность за проводимые операции распределяется между управляющими подразделений.

В организации, характеризующейся централизованным управлением, принимается только одно направление маркетинговых операций, которое считается наилучшим. В децентрализованных организациях чаще используется экспериментальный подход к работе.

В централизованной организации деятельность управляющих отделами и ведущих специалистов постоянно контролируется и потому их свобода в принятии решений ограничено. Осуществляется также четкая организация всех действий. В организации, характеризующейся децентрализацией управления, направления решений задаются только в случае необходимости и не всегда координируются в рамках организационной структуры. Превалируют ситуационные (порой неожиданные) решения, и поэтому определение конечных результатов деятельности достаточно сложно.

Периодичность контроля деятельности руководителей подразделений и специалистов зависит от количества исполнителей и тесно взаимосвязана с должностью лица, осуществляющего контроль. В централизованной организации работа руководителей подразделений и специалистов отдела маркетинга контролируется через небольшие промежутки времени. В децентрализованной организации количество исполнителей, которые отчитываются перед управляющим, увеличивается по мере того, как растет свобода действий этих исполнителей. Промежутки между контрольными проверками достаточно велики, но количество уровней контроля уменьшается с нижнего до верхнего звена.

Факторы, влияющие на реализацию отделом маркетинга своих функций

Группа факторов

Характеристика

1

Неконтролируемые социальные, экономические, политические, научно-технические и другие рыночные факторы.

Они ограничивают или стимулируют деятельность предприятия и носят динамический характер.

2

Частично контролируемые факторы, связанные с деятельностью взаимодействующих и конкурирующих на рынке предприятий.

К числу взаимодействующих относятся предприятия – поставщики ресурсов, поставщики при проведении торговых операций, конечные потребители и т. п. Они связаны с предприятием каналами связи, например, каналами товародвижения. Конкурирующие фирмы действуют либо в том же, либо в противоположном направлении.

3

В большей степени контролируемые факторы, связанные с деятельностью других подразделений предприятия

Поскольку маркетинговая деятельность затрагивает интересы предприятия, на нее оказывают влияние мероприятия, проводимые во всех других подразделениях предприятия. В первую очередь, к таким подразделениям относятся: производство, финансовый отдел, кадровая служба и т.д.

4

Полностью контролируемые факторы.

Связаны с деятельностью различных подразделений службы маркетинга и отдельных специалистов