ODiplom // Психология // 05.11.2018

Гиперактивность ребенка

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Психология

Опубликовано: 05.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Гиперактивность ребенка [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Проблема гиперактивности детей требует дополнительных исследований со стороны психологической науки.

Понятие гиперактивности

Гиперактивные дети

Большинство детей младшего школьного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Гиперактивность – это состояние человека, при котором его возбудимость и активность выше установленной нормы. Если такое поведение становится проблемой для окружающих, гиперактивность рассматривается как психическое нарушение [1].

К внешним признакам гиперактивности ученые относят:

  • невнимательность;
  • отвлекаемость, импульсивность;
  • повышенную двигательную активность[2].

В психологии традиционно принято рассматривать проблему гиперактивности в тесной связи с синдромом дефицита внимания (СДВГ), яркое проявление которого прослеживается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, при этом, усиление проявления симптомов гиперактивности объясняют кризисностью обозначенного периода психического развития. Однако, в психологической практике, по словам Дж. Добсона, доктору Реншоу довелось столкнуться со случаем, в котором симптомы гиперактивности обрели яркую выраженность у малыша в возрасте всего пятнадцати месяцев после некоторой задержки в развитии, о чем было сказано родителями [3].

В современной науке имеют место два самостоятельных направления анализа проблемы гиперактивности детей: клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление. В психолого-педагогическое направление входит:

  • разработка игр психокоррекционного и психотерапевтического характера,
  • разработка методик освоения таких детей в коллективе (социализации), разработка проблем их воспитания,
  • обучения и коррекции недостатков [4].

Говоря о значимости решения проблемы проявления симптомов синдрома гиперактивности у детей, важным остается вопрос об определении причин его возникновения. Большинство ученых выделяют две основные группы:

I. Физиологические причины:

  • органические поражения центральной нервной системы,
  • генетические причины, неблагоприятно протекающая беременность;
  • инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка,
  • неблагоприятные роды, патология родов.

II. Психолого-педагогические причины:

  • чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или гиперопека;
  • эмоциональный стресс и переутомление;
  • нарушения внимания;
  • психическая депривация, проявляющаяся в недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов.

Признаки гиперактивности детей

Первые признаки гиперактивности у детей обычно проявляются в возрасте 2-3 лет, при этом к врачу таких детей родители приводят обычно в возрасте 8-10 лет, когда учеба и несложные домашние дела уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

По результатам научных исследований от 2 до 18% детей страдают от этого расстройства, у мальчиков оно встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Поводом для обращения к врачу должно стать проявление ряда симптомов гиперактивности, представленных на рисунке ниже.

Признаки гиперактивности у ребенка

Признаки гиперактивности

С возрастом эти поведенческие особенности становятся более очевидными в ситуациях, предполагающих внутреннюю организованность и соблюдение правил поведения в поликлинике, музее, школе, общественном транспорте.

Гиперактивность у детей сопровождается рядом симптомов. Самыми распространенными являются следующие:

  • Быстрый переход от одного незавершенного дела к другому, мгновенное отвлечение на посторонние стимулы, абсолютная неусидчивость;
  • Беспокойные хаотичные или повторяющиеся движения в стопах и кистях;
  • Постоянное нарушение дисциплины в ситуациях, требующих соблюдения правил;
  • Прерывание собеседника в общении, невозможность дослушать до конца предложение или вопрос;
  • Хроническое нарушение аппетита и сна, постоянные кишечные расстройства;
  • Регулярная потеря личных вещей, неспособность контроля их местонахождения;
  • Частое вмешательство в действия посторонних, в общение незнакомых людей, в игры детей, порой достаточно агрессивное;
  • Задержка в речевом развитии;
  • Раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Постоянное нарушение дисциплины – один из симптомов гиперактивности

Методы лечения гиперактивности

Гиперактивность ребенка – серьезна проблема, которая должна решаться при помощи специальных методик, направленных на коррекцию поведения и восприятия окружающего мира ребенком. Для правильного выбора способа лечения необходима консультация психолога, невропатолога, остеопата. Существуют следующие методы лечения гиперактивности:

  • Мануальная терапия;
  • Медикаментозная терапия;
  • Психологическая коррекция гиперактивности. [8, с.:41]

Мануальная терапия, путем постепенного устранения родовых травм, воздействуя на череп, позвоночник и крестец, восстанавливает нормальную работу организма и устраняет причины механического нарушения структуры мозга.

Медикаментозная терапия предполагает прием препаратов успокаивающих, повышающих способность к сосредоточению, улучшающих психическое развитие. К таким препаратам относятся психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы и снотворные.

Психокоррекция гиперактивности может быть очень результативной как на ранней стадии выявления синдрома гиперактивности, так и в особо запущенных случаях, когда сполна испытаны все отрицательные последствия данного заболевания [5].

Родители в России редко обращаются к школьному психологу без направления со стороны педагога. Большинство предпочитают решать проблемы своими силами. Это зачастую приводит к серьезным проблемам в подростковом возрасте. Родители, не задумываясь о последствиях, считают посещение психолога либо "злом" либо бесполезной тратой времени.

Однако в последние годы родители стали чаще прибегать к помощи психолога, особенно в связи с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью. В целом основные вопросы, с которыми обращаются родители младших школьников, отражены в таблице ниже.

Проблемы, с которыми обращаются родители младших школьников к психологу

Причины обращения к психологу при гиперактивности ребенка

Для оказания помощи семьям с гиперактивными детьми нужно психологическое консультирование. Работа с родителями гиперактивных детей проводится в несколько этапов:

  • Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей.
  • Сеанс консультации.
  • Этап принятия решения.

Важную роль в процессе коррекции поведения гиперактивных детей играют психологическое консультирование родителей. Консультации помогут облегчить процесс общения гиперактивного ребенка с родителями и тем самым снизить уровень тревожности и возбудимости ребенка.

Психологическое консультирование родителей гиперактивных детей – важный процесс, который позволяет решить множество серьезных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в будущем. Важно понимать, что своевременная консультация с психологом облегчит жизнь и родителям и ребенку. Пускать на самотек развитие ребенка с гиперактивностью нельзя. Проблемы из детства могут переместиться во взрослую жизнь. Только тогда уже исправить ситуацию будет намного сложнее.

Литература

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь – СПб.: Речь, 2013
  2. Мурашова Е.В. Дети – "тюфяки" и дети – "катастрофы": Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2009.
  3. Байдуганова А.Ю., Щербак Я.К. Гиперактивность дошкольников как проблема детской психологии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021930
  4. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  5. Уэндер П., Шейдер Р.Психиатрия – М.: Практика, 1998 г.