Экономическая роль и функции государственного бюджета

Автор: Андрей Нестеров ✔ 14.03.2019

Нестеров А.К. Экономическая роль и функции государственного бюджета // Энциклопедия ODiplom.ru

Государственные финансы – неотъемлемый элемент на всех уровнях хозяйствования. Их основу составляет государственный бюджет, с помощью которого государство решает задачи социально-экономического развития страны.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Сущность государственного бюджета

Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Государственный бюджет является элементом системы государственных финансов.

Государственные финансы и бюджет

Место государственного бюджета в структуре государственных финансов

Государственные финансы – система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия [1].

Государственные финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций [2].

Признаки государственных финансов

Признаки государственных финансов

От уровня развития финансовых отношений внутри государства зависит его положение на международном уровне и степень экономического влияния на мировые процессы.

С точки зрения функционирования системы государственных финансов и их признаков под бюджетом следует понимать систему финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода посредством формирования и расходования бюджетного фонда, предназначенного для финансирования нужд обороны, народного хозяйства и экономического развития, социально-культурных мероприятий и государственного управления [3].

В соответствии с этим государственный бюджет отражает функционирование системы финансово-экономических отношений, посредством которых происходит перераспределение валового национального продукта, финансируется реализация функций государства и обеспечиваются общественные потребности, в том числе нужды хозяйствования.

Экономическая роль государственного бюджета

При изложении специфики государственных финансов в современных российских условиях в экономической литературе обычно отмечается, что в результате реформ девяностых годов российская экономика стала рыночной. Следует согласится, что это утверждение, в целом, верное, но недостаточно полно характеризует современные аспекты экономической системы России, в особенности, если рассматривать взаимосвязь государственных финансов и социально-экономического развития. Следует отметить, что формирование современной экономики страны преимущественно было завершено к 2012-2014 годам. Вместе с тем в национальной экономической системе присутствуют многочисленные деформации, вызванные наследием прошлого и ошибками и просчетами, допущенными в ходе реформ 1990-х годов. В ряде субъектов федерации процесс восстановления экономики после спада, имевшего место в девяностые годы, до сих пор не закончен. Но и там, где достигнут уровень производства, сопоставимый с концом 80-х годов прошлого века, реструктуризация экономики продолжается полным ходом. Экономический кризис 2008 г. и финансовый кризис 2014-2016 года этот процесс во многом затормозили.

Государственный бюджет Российской Федерации является бюджетом переходного периода со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе для бюджетов субъектов федерации. По конституции РФ все ее субъекты политически равноправны. Но их возможности в реализации этих прав из-за различий в уровнях экономического развития и размерах имеющихся финансовых ресурсов неодинаковы. Ряд субъектов федерации без финансовой поддержки из средств федерального бюджета сбалансировать свои бюджеты не в состоянии до сих пор.

Очевидно, что экономическая роль государственного бюджета не должна сводится к сугубо донорскому положению по отношению к бюджетам субъектов федерации. Поэтому для государственного бюджета России характерно выполнение совокупности функциональных задач, связанных с регулированием социально-экономического развития.

Экономическая роль государственного бюджета выражается в реализации задач по основным направлениям развития государства: оборона, развитие народного хозяйства, финансирование социально-значимых сфер, реализация государственного управления и оказание госуслуг.

Решение данных задач осуществляется посредством реализации функций государственного бюджета.

Функции государственного бюджета

Функции государственного бюджета в экономике определяются ролью и задачами государства в обеспечении ее нормального функционирования и развития, регулировании процесса воспроизводства. Любое государство, независимо от его социального характера, исторических условий формирования и институционального устройства, должно осуществлять расходы на общее управление страной, оборону, поддержание общественного порядка и внутренней безопасности, решение изменяющихся во времени социальных задач: содержание нетрудоспособных, развитие народного образования и культуры, здравоохранения. Государство в любых исторических условиях в том или ином объеме прямо участвовало в экономической деятельности, ему принадлежали предприятия, которые производили важные для стран виды продукции, банки, собственность на определенные ресурсы.

Все указанные расходы оплачиваются за счет налогов и сборов, передаваемых государству населением, собственниками предприятий, имущества и ресурсов. Указанные отношения постепенно институционализировались в качестве бюджетных обязательств плательщиков налогов перед государством, с одной стороны, и обязательств государства как распорядителя расходованием собранных средств по отношению к населению и участникам экономической деятельности за их рациональное использование, с другой стороны.

Можно выделить четыре функции государственного бюджета:

  1. Контрольная
  2. Финансовое обеспечение социальной сферы и реализация социальной политики
  3. Перераспределение национального дохода
  4. Государственное регулирование и стимулирование экономики

Функции государственного бюджета

Функции государственного бюджета

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов государственного бюджета, а также в рамках бюджетного финансирования, позволяя объективно оценить полноту и своевременность поступления доходов в бюджет, а на стадии исполнения бюджета оценить эффективность расходования средств. Контрольная функция позволяет соблюдать принцип целевого использования денежных средств, а в случае необходимости скорректировать бюджетную политику.

Перераспределение национального дохода в рамках национальной экономической системы обеспечение распределение денежных средств между различными отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами экономики, между субъектами федерации, а также между отдельными группами граждан страны. За счет этого достигаются целевые пропорции между отраслями экономики, поддержание социально-экономического развития отдельных регионов.

Государственное регулирование и стимулирование экономики является средством повышения эффективности развития национальной экономической системы. Прибегая к стимулированию или сдерживанию развития отдельных отраслей, государство обеспечивает наиболее сбалансированное развитие отраслей народного хозяйства. Также оказывается поддержка стратегически важным отраслям экономики. Стимулирование может также осуществляться в виде предоставления льготных кредитов или финансирование приоритетных для страны масштабных проектов.

Финансовое обеспечение социальной сферы и реализация социальной политики направлено на обеспечение прав граждан, поддержание наименее защищенных слоев населения, которые получают денежные средства для собственного обеспечения.

Специфика формирования государственного бюджета в РФ в контексте социально-экономического развития

Участие бюджетов субъектов федерации в распределении и перераспределении национального дохода в современной российской экономике определяются ролью государства в процессе воспроизводства, сложившейся в результате рыночных реформ.

Экономическая и регулирующая деятельность государства являются составной частью экономической деятельности в стране. Значение такой деятельности признается всеми направлениями экономической теории. Различие этих теорий в данном вопросе заключается в значимости, которая отводится ими роли государства в современной экономике.

Традиционная либеральная теория, включая ее ортодоксальную неоклассическую модификацию, доказывает целесообразность минимизации прямого участия государства в производстве товаров и услуг. Это вытекает из представлений о доминирующей значимости механизмов рыночного саморегулирования и целесообразности ограничения государственного вмешательства главным образом областью денежно-кредитной, налоговой и бюджетной политики. А также является следствием слепой веры в невидимые результаты невидимой руки рынка. Мера допустимого государственного вмешательства в собственно хозяйственную деятельность определяется при этом исходя из "провалов рынка" при решении тех или иных социально-экономических проблем.

Более значительная роль по сравнению с либеральной теорией отводится государству кейнсианством, институционализмом, социалистическими теориями, которые считают рыночные механизмы недостаточными для обеспечения экономического роста и устойчивости процесса воспроизводства и считают необходимым реализацию политики государственного регулирования развития национальных экономик. Активное присутствие государства в экономике рассматривается сторонниками данных теорий как необходимое условие реализации антикризисных программ, ослабления циклических колебаний рыночной конъюнктуры и обеспечения справедливого распределения доходов и собственности.

Трактовка проблемы роли и функций государства в российской экономике за два десятилетия, истекшие с начала рыночных реформ, эволюционизировала от господства представлений о необходимости практически полного свертывания присутствия государства в экономике до признания целесообразности восстановления в новых формах ослабленного на начальной стадии реформ участия государства в решении задач регулирования экономики и обеспечении эффективного применения рыночных механизмов управления. Характеристика экономических функций государства в современной российской литературе заметно сместилась от ортодоксального либерализма и неоклассики в сторону кейнсианства и институционализма, идей социализма, формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Указанная тенденция отчетливо просматривается также при сравнении правительственных программ рыночных реформ, принятых в начале девяностых годов, в их середине и после кризиса 1998 г., с программами развития российской экономики, которые были разработаны 5-7 лет назад, и экономическими программами, разрабатываемыми в настоящее время. Соответственно изменялась, по ряду вопросов принципиально, практическая деятельность государства в данной области. Произошла смена приоритетов и инструментов государственной политики в отношении социально-экономического развития страны.

В соответствии с этим, специфика использования государственных финансов заключается в конкретизации формирования государственного бюджета с целью использования средств в целях стимулирования, регулирования и модернизации экономики, а также поддержания реализации социальной политики. В контексте этого государственный бюджет становится инструментом социально-экономической политики, государственного управления экономикой. Через него осуществляется:

  • перераспределение национального дохода,
  • финансирование общих функций государственного управления, поддержания общественного порядка и обороны страны,
  • финансирование социальных обязательств государства,
  • финансирование мер, связанных с прямым участием государства в организации производства и обращения товаров и услуг, осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Государственный бюджет как инструмент экономической политики

Использование средств государственного бюджета в части расходов на социально-экономическое развитие проявляется через финансирование экономических программ развития и социальных мероприятий.

К расходам на стимулирование и регулирование развития отраслей национальной экономической системы согласно международному стандарту государственных финансов относятся расходы на:

  • производство топлива, энергетику;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • транспорт, связь и информатику;
  • прикладные научные исследования в области национальной экономики и другие вопросы в этой области.

К расходам на социально-культурные мероприятия относятся расходы государственного бюджета на

  • образование;
  • культуру, кинематографию и средства массовой информации;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальную политику (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьба с беспризорностью, опека, попечительство);
  • прикладные научные исследования в области социальной политики и др. вопросы в данной области.

Расходы государства как на социально-экономическое развитие, так и на другие направления, оплачиваются из доходов, получаемых бюджетами различных уровней – федерального, субъектов федерации и местных (муниципальных) бюджетов. Реализуя функцию перераспределения и выполняя свои обязательства по рациональному использованию собранных средств, правительство использует государственные финансы для обеспечения поступательного социально-экономического развития страны.

Таким образом, с помощью государственного бюджета Российской Федерации осуществляется воздействие на воспроизводственные и социальные процессы, поэтому государственный бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны.

Повышение роли государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны

Повышение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии должно осуществляться в контексте фундаментальных целей социально-экономической политики России, которые в настоящее время сосредоточены вокруг четырех базовых детерминант:

  1. Повышение уровня жизни населения России.
  2. Снижение социального неравенства и повышение социальной поддержки граждан России.
  3. Сохранение культурных ценностей.
  4. Обеспечение независимой и достойной России роли в мировом сообществе с учетом социальных и экономических аспектов.

В соответствии с этим, роль государственных финансов должна быть сосредоточена вокруг данных направлений социально-экономического развития страны.

Необходимо преодоление остаточных явлений макроэкономической нестабильности. На это с 2016 по 2019 год уже были направлены значительные средства из государственного бюджета. Далее необходимо продолжить данную политику на основе повышения эффективности производственных предприятий, промышленных отраслей и перерабатывающих производств. На создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует дальнейшего планомерного повышения оплаты труда в соответствии с ростом его производительности, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.

Необходимо создание условий для достижения роста производства преимущественно за счет интенсивных факторов, т.е. на основе модернизации и повышения эффективности экономики. В этой связи необходима проработка программ поддержки инновационных разработок, стимулирования экономики, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Дополнительно, следует уделить большее внимание распределительной политике, направленной на эффективное перераспределение капитала между отраслями экономики, направив его в более продуктивные и стратегически важные отрасли, чтобы обеспечить экономический рост.

Следует реализовать за счет средств государственного бюджета программы по воспроизводству производственно-технологического оснащения промышленных предприятий в стратегически важных отраслях, с целью помочь отечественным предприятиям в повышении своего технологического уровня, что позволит повысить качество производимой продукции для населения. Дополнительное расширение внутренних финансовых источников инвестиций осуществимо, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

Необходимо продолжить формирование институциональной среды, которая стимулировала бы экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики. В этой связи следует реализовать программы, в которых государство выступало бы инициатором привлечения капитала в реальный сектор экономики, за счет повышения роли государства в деятельности отдельных отраслей.

Государство должно использовать бюджетные ресурсы в качестве активного инструмента государственной экономической политики. Необходимо повышение эффективности расходования бюджетных средств, на условиях соблюдения принципов рациональности в формировании расходной части бюджета.

Необходима реализация денежно-кредитной политики, направленной на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающей мотивации к сбережению и инвестированию; обеспечение предсказуемой динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированного денежного предложения и спроса. Это приведет к положительным тенденциям в экономике: снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов бюджета и в конечном счете к стабилизации и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации по доходам, в том числе и в региональном разрезе, что напрямую отражает интересы общенационального социально-экономического развития.

В качестве сопутствующих мер, необходимо использование государственных финансов в следующих целях, обеспечивающих реализацию приоритетных задач социально-экономической политики в среднесрочной перспективе:

  1. Совершенствование образовательных программ и стандартов, повышение ориентации на потребности рынка труда, завершение реструктуризации образовательных учреждений, создание независимых систем контроля за качеством образования и транспарентности образовательного процесса;
  2. Повышение эффективности системы здравоохранения, реорганизовать систему оказания медицинских услуг с использование новых организационных форм медицинских организаций, способствующих эффективному использованию имеющихся государственных средств, выделяемых на финансирование программ в медицинской сфере;
  3. Повышение интенсивности программ социальной поддержки населения и механизмов предоставления социальной помощи;
  4. Усилить надзор со стороны государства за работой жилищно-коммунальных предприятий, осуществляющих работу с населением: управляющих компаний, товариществ собственников жилья и т.п.;
  5. Для формирования рынка доступного жилья развивать институты ипотечного жилищного кредитования, повысить доступность социального жилья.

Содержание рекомендаций по повышению роли государственных финансов в социально-экономическом развитии России обусловлено существующими в настоящее время целями социально-экономической политики в стране и необходимыми преобразованиями в экономической и социальной сфере, требующих вмешательства со стороны государственных органов.

Вопросы, связанные с ролью государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны и его функциями, свидетельствуют о повышении в настоящее время их значения как действенного инструмента влияния на социально-экономические процессы. Таким образом, в рамках государственной политики решаются вопросы перераспределения национального дохода в плане повышения эффективности экономических программ, имеющих приоритетное значение, и социальных мер, направленных на повышение уровня жизни населения.

Перспективы развития системы государственных финансов Российской Федерации

Современный период развития национальной экономической системы России отличается активной реализацией преобразований, как в экономической, так и в социальной сфере в условиях объективной необходимости ликвидации макроэкономической нестабильности. Учитывая все возрастающую роль государства в регулировании экономического развития отдельных отраслей, регионов и национальной экономики в целом, можно говорить об увеличении роли государственных финансов, как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.

В связи с этим, в долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета в решении важнейших стратегических задач социального и экономического плана. Обеспечивая поддержку экономических программ развития и социальных мер за счет увеличения расходной части государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны, государство обеспечивает их своевременное финансирование при сохранении общей устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Повышение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии России обуславливает необходимость критического подхода к осмыслению содержания предпринимаемых мер. Оперируя как позитивным, так и негативным опытом преобразований конца прошлого века, государство разрабатывает финансовый механизм, который представляется более адекватным актуальным целям и задачам государственной политики в области социально-экономического развития страны.

Данный подход, связанный с планируемым регулированием, стимулированием или сдерживанием отдельных отраслей экономики, с целью обеспечения сбалансированного развития экономической системы России, позволит обеспечить в долгосрочной перспективе стабильные темпы развития экономики и социальной сферы, которые соответствовали бы заданным целевым установкам развития всех субъектов хозяйствования. Достижение сбалансированности в развитии экономики и повышение уровня жизни населения является прямым следствием эффективного использования государственных финансов для поддержания программ социально-экономического развития на основе целесообразности реализуемых мер в соотношении с объемами финансирования.

Литература

  1. Николаева И.А. Государственные и муниципальные финансы- М.: Эксмо, 2011
  2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2011
  3. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Издательство РАГС, 2011.