ODiplom // ГМУ // 02.04.2018

Государственная служба

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 02.04.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Государственная служба [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Государственная служба постоянно подвергается реформированию с целью повышения её эффективности. Однако, несмотря на все усилия, проблемы остаются и требуют незамедлительного решения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Понятие государственной службы

Государственная служба является давним объектом изучения ученых очень давно. Государственная служба занимает важное место в формировании государства и права любого государства. Её история становления и развития представляет отражение эволюции общества. Научно доказано, что государство не выживет без специального аппарата, которым и является государственная служба. Она является носителем функций государства. Многие специалисты обоснованно полагают, что государственная служба – продукт капиталистической реальности.

Трактовкой термина "государственная служба" занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Однако в нашей статье мы сконцентрируемся на воззрениях российских ученых. Так Д.Н. Бахрах позиционирует государственную службу, как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании или социально-культурном обслуживании людей [1]. Г. В. Атаманчук анализирует ряд весьма отличающихся друг от друга трактовок государственной службы, вытекающих из сущности различных моделей последней. Прежде всего, по его мнению, речь идет о трудовой модели государственной службы, в соответствии с которой гражданин вступает в отношения трудового найма с определенным государственным органом и таким образом участвует в исполнении его компетенции. Понятно, что в соответствии с этой моделью государственная служба и определяется как вид трудовой деятельности. Далее следует "сервисная" модель, в рамках которой государственная служба является системой специфических услуг, оказываемых современным государством обществу. Третья – политическая модель государственной службы, суть которой состоит в том, что государственная служба является (в направлении "вверх") административной поддержкой политических руководителей и (в направлении "вниз") средством проведения политики этих руководителей в жизнь. Следующая модель является либерально-рыночной: государственная служба рассматривается здесь как элемент рыночных отношений наряду с капиталом, товаром, услугами, трудом и прочими элементами и соответственно имеет рыночную стоимость [2].

Государственная служба трактуется как в узком, так и в широком смыслах.

Особенности понимания государственной службы в современной российской науке о государственном управлении отражено на рисунке ниже.

Понятие государственной службы

Понятие государственной службы

Основой государственной службы в Российской Федерации смело можно назвать следующие элементы:

  • Понятие государственной службы и ее видов;
  • Построение и функционирование государственной службы;
  • Классификация должностей государственной службы;
  • Квалификационные требования к государственной службе;
  • Правовое положение государственной службы [3].
Государственная служба призвана обеспечить формирование властно-управленческих взаимоотношений государства и общества, государственного органа и тех объектов управления, которые находятся в его ведении [4].

Правовое регулирование государственной службы

Правовое регулирование государственной службы

Государственная служба в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, Федеральным и местным законодательством. Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим прохождение государственной службы в РФ, является Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Согласно нормам Федерального Закона № 60-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" [5] установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • здравоохранительная служба.

Виды государственной службы

Виды государственной службы

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Права и обязанности государственного служащего

Лица, находящиеся на государственной службе, называются гражданскими служащими. Будучи субъектами правоотношений, гражданские служащие наделены строго регламентированной системой прав и обязанностей. Государственные служащие в обязательном порядке заключают с работодателем договор.

Основные права государственного гражданского служащего

Основные права государственного гражданского служащего

Соблюдение прав государственных служащих обязательно во всех государственных учреждениях, где они работают. В случае если права государственных служащих нарушаются, необходимо обращаться в трудовую инспекцию. Отпуск и больничный являются неотъемлемым правом любого работника, в том числе и на государственной службе.

Заработная плата на государственной службе и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Помимо системы прав, служащие, которые замещают должности на государственной службе, имеют широкий спектр обязанностей регламентированных Федеральным законом №79-ФЗ. К числу ключевых обязанностей государственного гражданского служащего относят:

  • Соблюдать законодательство Российской Федерации.
  • Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
  • Исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий.
  • Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
  • Соблюдать служебный распорядок государственного органа.
  • Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
  • Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
  • Беречь государственное имущество.
  • Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
  • Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства.
  • Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты.
  • Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов [6].

Порядок прохождения государственной службы в РФ

Поступление на государственную службу в Российской Федерации происходит в процессе жесткого отбора кандидатов. Конкурс на замещение различных должностей варьируется от 3 до 10 человек на место. Подбор на замещение должностей основан на оценке профессионального уровня кандидата и соответствия его личных качеств корпоративной культуре.

Важным аспектом, регулируемым современным законодательством является нормативно-правовое регулирование формирования кадрового резерва. В действующем законодательстве формирование кадрового резерва для замещения должностей на государственной службе выделяется в качестве приоритетного направления формирования кадрового состава.

При поступлении на государственную службу со служащим заключается контракт, в котором оговариваются права и обязанности сторон. В контракте может быть предусмотрено испытание при поступлении на государственную гражданскую службу.

В процессе прохождения государственной службы служащий исполнять должностной регламент, а также регулярно проходить аттестацию.

Основными методами стимулирования государственных служащих являются:

  • система оплаты труда;
  • система условий работы;
  • вовлечение работника в мероприятия по совершенствованию трудовой деятельности;
  • использование эффективных систем коммуникаций.

Прохождение государственной службы может быть прекращено. Контракт на прохождение государственной службы может быть завершен или прекращен досрочно. Прекращение контракта происходит по следующим причинам:

  • по желанию госслужащего;
  • по инициативе работодателя;
  • по соглашению сторон;
  • по независящим от сторон обстоятельствам;
  • в связи с окончанием срока действия.

Литература

  1. Бахрах Д. Н. Государственная служба России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.
  2. Атаманчук Г.В. В поисках истины // Государственная служба. М.: 2000. №3. С. 39-41.
  3. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата / Охотский Е. В. [и др.] / Под общ. ред. Е. В. Охотского – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления – М.: Издательство "Экономика". 2002
  5. Федерального Закона № 60-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
  6. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ