ODiplom // ГМУ // 10.02.2014

Государственное управление

Государственное управление.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу

Природа государственного управления: необходимость, общественная обусловленность и целевая направленность

Наиболее общая причина возникновения – необходимость регулирования отношений в коллективе. Вторая причина – преодоление конфликтных ситуаций.

Современное общество – сложное и многоуровневое образование. Это совокупность социальных систем, образованных вокруг социальнозначимых сфер общественной жизни. Главным координатором всех процессов в обществе выступает государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих процессов.

Государство – это особая организация публичной политической власти, располагающая аппаратом принуждения и управления и которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его целостность в пределах определённой территории.

Природа государства и государственного управления заключается в том, что государство возникает на основе общественных потребностей, которые обусловлены потребностями людей: физическими, социальными, интеллектуально-духовными.

Государство исторически есть продукт самоорганизации людей.

Общество отвергает индивидуальное право на насилие, легитимно передавая его государству. Вместе с правом государству передаются возможности для управления обществом, публичная власть. Публичная власть возникает на базе и для реализации общественных интересов территориальных коллективов: реализует государственный интерес. Государственный интерес – общее, жизненно необходимое для большинства населения определённой страны. Он заключается в том, чтобы госорганы и должностные лица должны обеспечить условия для реализации следующих гос.целей: высокий уровень жизни населения; защита государства, его ключевых ценностей и институтов; всестороннего развития личности.

Современная парадигма государственного управления

Существует пять парадигм:

Классическая (рациональная, это первые прогнозы и планы с помощью науки)

Неклассическая (иррациональная – учитывались особенности иррациональной психики, потребности, мотивации…)

Системно-диалектическая – системно учитывать и рациональные и иррациональные факторы. Появление теории систем.

Постнеклассическая – озарение, творчество.

Синергетическая – Знания накопленные за всё время +современная мудрость (не отбрасывать, а взять самое ценное)

Закономерности государственного управления

Закономерность – это связь между явлениями и процессами

1. Закономерность непрерывного роста потребностей – если изменяется общественная потребность, то меняется форма государства

2. Единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях ГМУ

3. Единство общих и частных функций ГМУ и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления

4. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов ГМУ

5. Закон информированности и упорядоченности

6. Закон рассредоточения

7. Закон системной формы организации

8. Закон опережающего развития субъекта управления

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Объективно, системно, организовано.

Объекты ГУ – человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности; коллективы и объединения людей; общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Субъектом ГУ – выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Самоуправление – способность элементов системы делать жизнедеятельность этой системы предметом своего сознания и воли.

Виды государственного управления:

1.По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

2. По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление.

3. По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местным самоуправлением.

4. В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой – от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного у направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.

Система государственных органов в РФ.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему.

Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ

и органы гос. власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во

взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.

Синергетический стиль мышления базируется на большом числе положений, принципов, идей, рассмотренных ранее. Для характеристики особенностей применения синергетической парадигмы к системе государственного управления из всего набора принципов и положений наиболее значимы два стержневых: принцип самоорганизации и принцип нелинейности.

Принцип самоорганизации действует в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесном режиме функционирования. К таким системам относятся и феномены, являющиеся объектами воздействия со стороны государственного управления. Самоорганизация представляет собой процесс спонтанно, т.е. самопроизвольно, происходящих изменений структуры систем от неупорядоченности к порядку (процессы самоорганизации) и обратно (процессы самодезорганизации).

Система государственного управления должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей: 1) цели управления, т.е. управленческие усилия субъекта управления;

2) цели самоорганизации, т.е. собственные цели развивающихся систем (объектов).

Таким образом, управление в режиме самоорганизации должно быть ориентировано на решение двуединой задачи:

1) создание условий (из спектра возможных), необходимых для реализации собственных тенденций развития системы (примерами могут быть действия, направленные на появление и развитие кооперативов, фермерства, "челночного движения", насыщение товарного рынка страны и т.д.);

2) обеспечение управляемой системы средствами, необходимыми для достижения своих собственных целей.

Принцип нелинейности имеет два варианта объяснения – математическое и мировоззренческое. Суть мировоззренческого понимания принципа нелинейности и возможности использования его составляющих применительно к процессу государственного управления: в данном контексте нелинейность включает в себя три основополагающих положения: 1) представление о многовариантности развития систем; 2) идею ритмичного, волнового характера функционирования процессов; 3) идею резонанса и возможности быстрого развития систем.