Хозяева "темного царства" в драме Островского Гроза

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 05.11.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Хозяева "темного царства" в драме Островского Гроза [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"?

Драма Островского Гроза была написана в 1859 году.

В этот период Россия переживала тяжелый кризис. В обществе закон сливался с беззаконием и требовались серьезные преобразования для преломления общественного сознания.

Действие драмы Гроза происходит в городе Калинове.

Калинов – это провинциальный город, в котором процветает мещанство и невежество. Его можно смело назвать "темным царством", так как луч любви, искренности и надежды не в силах проникнуть в мир холодного расчета и жестокости.

Хозяевами в "темном царстве" являются Кабанова и Дикой.

Савел Прокофьевич Дикой богатый купец, "значительное лицо" в городе. В его руках сосредоточена неограниченная власть. Как личность Дикой слаб. Ему чужды высокие идеалы.

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Савел Прокофьевич чувствует себя безнаказанно только с теми, кто от него зависит. Он не может противостоять вышестоящим сильным мира сего. Его промашки дорого обходятся домочадцам:

Шапкин. Одно слово: воин!
Кудряш. Еще какой воин-то!
Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Дикой сварлив, раздражителен и чувствует свое полновластие в Калинове. Он может выплеснуть свое недовольство на первого попавшегося человека:

Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет.

Савел Прокофьевич не просто сварливый и грубый человек, он еще хитер и изворотлив, а в довесок еще и жаден. Для него не имеет значения способ, которым он получит прибыль. Ради лишней копейки он готов не просто уничтожить любого, но и пресмыкаться и льстить, если это необходимо. А.Н. Островский подчеркивает, что Дикой в обществе губернатора, и Дикой в семье – это совершенно разные люди. В присутствии губернатора он мягок и податлив, преданно смотрит в рот и со всем соглашается:

Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!

Куда только подевалась властность и грубость?!

Однако не только высокопоставленная, но и просто сильная личность способна утихомирить Дикого. Такой личностью является Кабанова. Она знает, что неограниченная власть стала почвой для самодурства Савела Прокофьевича. Она ему прямо говорит: "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься".

Несмотря на всю ярко выраженную неприязнь Островского к Дикому, автор сохранил ему зерно человечности:

О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Характер Кабановой гораздо сильнее. Кабаниха стремиться подчинить себе окружающих. Она ханжа. В процессе знкомства с персонажем, читатель понимает, что её слова расходятся с мыслями. Она использует традиционные ценности в своих целях. В действии первом явлении пятом Островский особенно подчеркивает ханжество Кабановой. На протяжении всей сцены речи её звучат мудро, но каждое слово имеет ядовитую подоплеку. Она хочет казаться праведной. Лишь домочадцам приходится сталкиваться с оборотной стороной её натуры:

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Власть Кабановой опирается на страх окружающих. Жестокость и властность – вот чем она удерживает повиновение:

Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

Кабанова не терпит неповиновения, но не выдерживает натиска сильной натуры, какой является Катерина.

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"? Конечно мещанство и беззаконие. Взятничество и беззаконие – почва для прорастания таких личностей как Дикой. Консерватизм нравов, патриархальность семьи – вот на чем строят свою власть Дикой и Кабанова. Однако в образах Дикого и Кабановой отчетливо читается мысль Островского о том, что старый уклад изжил себя. Он отчаянно цепляется за невежество и безнаказанность, но конец уже близко.