ODiplom // Лингвистика // 15.05.2018

Художественное изображение внутренней речи

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Лингвистика

Опубликовано: 15.05.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Художественное изображение внутренней речи [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Художественное изображение внутренней речи всегда подразумевает переструктурирование аутентичной внутренней речи в коммуникативную форму, т.е. по существу это всегда известным образом организованная стилизация.

Понятие художественной внутренней речи

Художественное изображение внутренней речи

Наличие у изображенной внутренней речи собственных морфологических, лексических и синтаксических характеристик позволяет выделить ее в качестве отдельного типа изложения.

По определению И.В. Артюшкова, художественная внутренняя речь – это "воображаемая внутренняя речь, образ естественной внутренней речи, который сложился на основе личного опыта писателя, определился его творческой фантазией и воплотился с помощью определенных языковых средств" [1]. Таким образом, у каждого автора вырабатывается как бы своя неповторимая речевая структура внутренней речи. При этом важную роль играют исторические условия, эстетико-философские взгляды автора. При выявлении речевой структуры внутренней речи, мы производим анализ используемых автором стратегий отбора языковых средств, т.е. выявляем степень субъективизации авторского повествования.

Внутренняя речь считается опосредованной формой диалога автора с читателем, способом психологического художественного повествования, а также способом передачи речевой и психологической характеристики персонажей [2].

По мнению А.В. Логинова, назначение внутренней речи – "передать внутренние чувства и мысли персонажа, объективизируя сугубо субъективную сферу человеческого бытия. Это важно: ведь субъективная сфера человеческого бытия как предмет художественного изображения определяет суть психологической прозы" [1].

Внутренняя речь предполагает активное вовлечение читателя в коммуникативный замысел автора и таким образом способствует возникновению настоящего философского диалога между автором, персонажем и читателем.

В художественной внутренней речи обнаруживаются две основные модели адресата:

  • персонаж;
  • читатель.

В соответствии с этими моделями во внутренней речи выделяют два вида диалогичности: внутренняя и внешняя.

Коммуникативно-прагматические свойства внутренней речи отражают существующую в современной литературе иерархическую систему потребностей общения: потребность сообщить читателю о результатах вербального мышления, передавать информацию о результатах эмоционального мышления, а также воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную сферу психики с целью регуляции поведения читателей Внутренняя речь не принимает непосредственного участия в развитии событий, но "сосредотачивает в себе их мотивировку, вскрывает их причинно-следственные связи и истинные отношения, обнажает их сущность".

История формирования внутренней речи как художественного приема

Предшественниками современных интраперсональных диалогов являются следующие литературные жанры:

  • мениппея – диалог между историческими или легендарными личностями,
  • построенный как вымысел, фантастика, авантюра;
  • диатриба – беседа с отсутствующим собеседником;
  • сололиквиум – непосредственный разговор с самим собой [3].

Родство этих жанров определяется их структурной диалогичностью при отсутствии реального собеседника.

В средние века различные варианты итраперсонального диалога были представлены в латинской церковной литературе, в эпоху Возрождения внутренний диалог предстал на театральной сцене. В XVIII-XIX веках внутренний диалог, первоначально использовавшийся лишь в драматических произведениях, получил свое дальнейшее развитие в прозе и стал одним из основных стилистических приемов у авторов психологического направления, средством самоанализа и самораскрытия персонажа, средством отражения его социальных и нравственных искажений, динамики его чувств.

В целом, надо отметить, что языковая структура внутреннего диалога за время использования этого художественного приема в произведениях различных авторов разных эпох не претерпела значительных изменений [1].

Одной из наиболее существенных черт литературы двадцатого века является психологизм, достижение которого, по мнению В.А. Зименковой, осуществляется именно через изображения внутренней речи действующих лиц. Входя в художественный текст, внутренняя речь как часть речевой структуры персонажа принимает участие в создании литературно-художественного образа персонажа, то есть является средством его изображения.

Как отмечает Н.И.Сакварелидзе [4], в литературе двадцатого века ощущается особое стремление приблизить во имя психологического реализма условный художественный вариант внутренней речи к ее психологическому аналогу. Для этого привлекаются особые средства

  • выражения, которые хранят в себе отдельные рудименты внутренней речи
  • как психологического явления.

Эти средства направлены на отображение таких особенностей внутренней речи, как:

  • экономность средств выражения;
  • фрагментарность
  • спонтанность развития речи без обработки и подгонки под рамки логического синтаксиса.

Сжатое изображение суждений, как показатель стремления к экономии речевых усилий, достигается применением односоставных именных и инфинитивных структур. Эти структуры из-за наличия в них таких частей речи, для которых характерна наибольшая независимость и семантическая насыщенность, содержат большие возможности для выражения в сжатой форме завершенной мысли, чем другие части речи.

Как отражение фрагментарного характера внутренней речи рассматриваются случаи парцелляции высказывания, выражающиеся в асиндетической связи частей высказывания, в преобладании имплицитных связей между самостоятельно оформленными предложениями в высказывании, в раздроблении предложений, которые по нормам логического синтаксиса могут быть соединены подчинительными отношениями.

Понятие внутреннего диалога

В современной лингвистики по прежнему актуальны проблемы анализа и идентификации внутреннего диалога.

Внутренний диалог – это последовательность диалогическивзаимосвязанных высказываний, порожденных говорящим и непосредственно воспроизведенных им в процессе интраперсонального общения.

Семантическая структура диалога является результатом взаимодействия по крайней мере двух сторон. Такими сторонами во внутреннем диалоге субъекта являются воспроизведенные им смысловые позиции – что-то противостоящее личности, как предмет ее познавательной или иной активности. Речь всегда выражает смысловую позицию говорящего по поводу темы разговора.

В монологе развивается одна смысловая позиция. Во внешнем диалоге смысловые позиции развиваются в речи разными говорящими, во внутреннем диалоге – одним говорящим. Это становится возможным благодаря способности человека воспроизводить в собственной речи чужую речь, а также реагировать на свою речь как на чужую.

Другие исследователи считают неправомерным деление на внутренний монолог и внутренний диалог в силу диалогичности самого мышления.

По М.М. Бахтину, диалогизм выступает в качестве характерной черты речи человека, пронизывая все сферы речевого общения, а диалогические отношения составляют основу существования самого языка: "Язык живет только в диалогическом общении пользующихся им. Диалогическое общение и есть подлинная сфера жизни языка. Вся жизнь языка в любой области его употребления пронизана диалогическими отношениями"[3].

Согласно ученому, всякое высказывание внутренне диалогично: оно не только выражает определенную позицию говорящего, но и всегда отвечает на предшествующий контекст, предвосхищает ответную реакцию. Оно – звено в цепи речевой коммуникации, реплика одного нескончаемого диалога, который люди ведут между собой [5].

Некоторые авторы не совсем правильно используют термин внутренний монолог. Так, Л.Г. Попова пишет, что в конструкциях с внутренним авторским монологом происходит "общение с самим собой [6]". Мы считаем, что термин "общение" противоречит понятию внутреннего монолога, и речь здесь может идти только о внутреннем диалоге.

Другие же исследователи вообще считают, что "нет веских оснований и практической необходимости для различения этих якобы двух типов одного психологического явления – внутренняя речь" [7].

Формы внутренней речи

Помимо классических монолога и диалога, многие исследователи выделяют и другие формы внутренней речи. Так Г.М. Кучинский выделяет следующие несколько форм внутренней речи, которые отражены ниже.

Внутреннее псевдообщение.

Это самая простая форма. В случае псевдообщения с самим собой собственная внутренняя речь обращена к себе, но сам человек ее или не слушает, или слушает очень невнимательно, так что эта речь не оказывает на него влияния.

Внутреннее реплицирование.

В этом случае общение человека с самим собой сводится к одиночным, не взаимосвязанным и относительно простым высказываниям-репликам. Внутреннее реплицирование приближено к монологу, потому что здесь имеется только одна смысловая позиция, вторая сторона общения не определена и не присутствует в сознании индивида как активная позиция. -Внутренний монолог:

Выше мы уже давали определения и характерные черты внутреннего монолога. Поэтому здесь остановимся лишь на специфических его функциях, выделенных Г.М. Кучинским. Они отражены на рисунке ниже.

Функции внутреннего монолога

Специфические функции внутреннего монолога, выделенных Г.М. Кучинским.

Внутренний диалог

По форме Г.М. Кучинский выделяет явный и скрытый диалоги. В явном внутреннем диалоге в форме диалогически соотнесенных высказываний представлены каждая из взаимодействующих смысловых позиций. В скрытом внутреннем диалоге сложно отделить одну смысловую позицию от другой, поскольку позиция одной стороны представлена в неразвернутой форме.

По содержанию выделяются диалоги-споры, существующие при противопоставлении позиций взаимодействующих сторон, и диалоги-унисоны, когда позиции сторон сходны. В этом случае их обычно сложно отличить от монолога.

В данном разделе представляется также необходимым привести несколько классификаций внутренней речи.

По характеру реализованного сообщения Н.И. Сакварелидзе выделяет следующие виды внутренней речи:

1. Внутренняя речь – рассуждение, где наблюдается стремление выразить сложную систему понятий и четко установить характер взаимодействия между ними. Здесь преобладают развернутые полносоставные предложения.

В данном разделе представляется также необходимым привести несколько классификаций внутренней речи.

По характеру реализованного сообщения Н.И. Сакварелидзе выделяет следующие виды внутренней речи:

2. Внутренняя речь – раздумье, возникающая в основном в момент душевного смятения персонажа или в состоянии логических затруднений, характеризующихся применением вопросительных структур. Эти вопросы, направленные на самого себя, представляют смысловой стержень всего высказывания, собирающих вокруг себя части, в которых происходит репрезентация причин неясности [4].

3. Повествующая внутренняя речь, характеризующаяся временнойпоследовательностью описываемых явлений. Внутренняя речь побудительного характера, возникающая в момент осознания героем необходимости волевого воздействия на себя, этот вид характеризуется раздвоением "голоса" персонажа, введением другого "внешнего голоса", поступающего как бы извне. Данный эффект осуществляется введением обращения во втором лице.

4. Внутренняя речь лирического характера, являющаяся зарисовкой эмоционального возбуждения, связанного с глубокими душевными переживаниями. Изобилует различными средствами выражения модальности и эмоциональности речи.

Несколько другую классификацию предлагает Е.Ю. Худобина. Она выделяет 5 форм внутренней речи в зависимости от оказываемого на персонажа воздействия, а так же, как нам представляется, в зависимости от того, с кем ведет внутренний диалог персонаж (с другом, со взрослым и т.д.):

  1. самоисповедь
  2. самоубеждение
  3. самоприказ
  4. самовнушение
  5. самоподкрепление

Следует подчеркнуть, что и произносимая и внутренняя речь взаимно дополняют друг друга, создавая речевую партию персонажа, характеризуя его через его собственное сознание и речевую систему.

Литература

  1. Гаибова М.Т. Коммуникативный аспект изображения речимыслительной деятельности персонажа в структуре художественного произведения, Автореферат диссертации Тбилиси 1986.
  2. Бондарук Е.В. Способы передачи внутренней речи персонажей в художественном произведении // Журнал. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М, Достоевского – Киев, 1994.
  4. Сакварелидзе Н.И. Структурно-композиционные формы изображения художественно-трансформированной внутренней речи: (На материале английской и американской литературы XX века). Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Тбилиси, 1975.
  5. Бахтин М.М. Слово в романе – М.: Политиздат 1975.
  6. Юрпалова О.Я. Внутренняя речь в контексте концепта напряженного ожидания, Весник Кокшетауского государственного университета им. Ш.Уалиханова, Казахстан 2005
  7. Шарапова Ю.М. Несобственно – прямая речь, как средство организации художественного текста – СПб.: 2001