Художественный мир Платонова

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 05.04.2019

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Художественный мир Платонова [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Платонов обладал мощным даром при помощи повествования раскрывать удивительные грани свободы. Творчество Платонова своеобразно и спорно, но интересно и сегодня, так как живой язык его повествования привлекателен для читателя.

Особенности творчества Платонова

Платонов

В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.

Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.

В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.

Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.

Платонов использует прием "деметафоризации" и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов "потому что", "чтобы", "так как", "дабы" фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.

В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:

  • воссоздать конкретное проявление существующего мира;
  • выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.

У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.

Повесть А. Платонова "Котлован"

Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.

По словам самого Платонова, ему очень важно, "чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось". В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе.

Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.

В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: "Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов...А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!"

"Задумчивость" героя превозмогает не только включенность в "общий темп труда", но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести "Котлован"подключала героя к тому типу "сомневающегося человека" из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.

Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.

Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды "общего и отдельного существования". Эта искомая правда обозначена в повести понятием "истины". Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между "Путем и жизнью".

"Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество", – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в "Котловане". Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.

"Мы будем искать истину, а в истине благо" – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести "Котлован".

Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только "умными руками", но и ограниченностью мышления.

Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.

Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.

Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб "как скончавшийся", не веря в воскрешение с "горем смерти".

В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой "лучше всех осознает" преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.

В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением "спастись в пропасти котлована".

Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.

У А. Платонова в повести " Котлован" Настя – это символ будущего. Она являет собой "тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям". Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.

Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.

Будущее в повести А.Платонова "Котлован"

Платонов создает образ будущего, которое ждет всех советских людей по его мнению. При этом в повести явно прорисовываются две части будущего: строительство дома, где все найдут свое счастье и образ девочки Насти. Строители живут в ужасных условиях, их уже не радует то, что они создают будущее. И тут в ткань повести писатель внедряет образ Насти. Она говорит языком новой социальной утопии: "Ликвидируй кулака, как класс....Привет бедному колхозу, а кулакам нет!". Своим появлением девочка вселила надежду в измученные сердца рабочих. Они старались поскорее окончить работу. Сколько труда они бы не вкладывали, котлован существенно не увеличивался. Место "энтузиазма труда" занимает "озверение" от него. И даже детская наивность Насти бессильна перед окружающей людей "низовой бедностью земли". Если образ девочки – это будущее, то очевиден намек автора на то, что девочка умрет. Не зря Чиклин ставил один гроб, чтобы девочка в нем спала.

Финал повести красноречив и символичен. Гибнет сирота Настя. Это олицетворяет крах нового "советского смысла жизни", подчеркивает несостоятельность, по мнению Платонова, коммунистической утопии. Писатель считал, что тяжелый труд на благо коммунизма бессмыслен, так как коммунизм – это тупик.