ODiplom // Блог // 21.11.2018

Формирование культурной идентичности личности в эпоху глобализации

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Блог

Опубликовано: 21.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование культурной идентичности личности в эпоху глобализации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современном мире очень быстро происходит развитие глобализационных процессов. Все чаще наблюдается взаимопроникновение культур, что оказывает сильное влияние на развитие личности.

глобализация

Понятие идентичности в философии

Основополагающим понятием в данной курсовой работе без сомнения является категория идентичности. Сам термин "идентичность" популярен в различных научных дискурсах, как политических, так и теоретических – от социологии и истории, до педагогики и литературоведения. Острая актуальность данного понятия обоснована теми моральными и историческими вызовами, перед которыми ныне стоит Россия.

Философский словарь дает следующее определение понятию идентичность:

Идентичность – соотнесенность чего-либо с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве. "Соответствие, мыслимое в совершенстве, есть идентичность[1].

С английского identification переводится как: 1. отождествление. 2. узнавание, опознание. 3. идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского слова "identical": 1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество [2].

На протяжении всего процесса осмысления понятия "идентичность" в философском дискурсе, прослеживается взаимосвязь с так называемой "проблемой тождества" которое рассматривается как основная характеристики бытия.

эволюция понятия идентичности

Эволюция понятия "идентичность"

В рамках классической философии разработкой проблемы тождества занимались такие античные философы как Парменид, Платон, Аристотель, Плотин, неоплатоники. Не оставлена без внимания данная проблема и в средневековой философии. Так её изучением занимались Августин Блаженный, Фома Аквинский, Николай Кузанский. Кроме того проблему тождества не оставили без внимания представители классической немецкой философии такие как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель. В неклассической философии проблема идентичности связывается с жизнью и существованием человека. В постнеклассической традиции проблема идентичности отрицается. Так в трудах Т. Адорно, Ж. Делёза, Ж. Деррида на ее место ставится "инаковость", "различие", "множественность".

В философском дискурсе "идентичность" рассматривается с учетом различных подходов и трактовок. Именно исходя из того, что феномен индивидуальной идентичности связан с различными сторонами жизни индивида, формируется понятийный аппарат. На соматическом уровне идентичность основывается на непрерывном существовании пространственной структуры во времени. Исходя из этого, подчеркнем, что идентичность означает, что физическая оболочка, т.е. "тело" является важным, но не абсолютным условием идентификации конкретного человека.

Если обратиться к ментальной стороне понятия "идентичность", то как "чувство когерентной индивидуации" идентичность является ощущением того, что человек является самим собой, обладая памятью, рефлексивным сознанием и способностью осознания, и таким, каким его видят другие люди. На социальном уровне идентичность обусловливается определенными социокультурными условиями [3].

Для философской категории понятия идентичность характерна универсальность. Другими словами идентичность не привязана к узко-предметным границам познания и не ограничена пространством познавательных отношений, вплетена в мир культурных смыслов и социальных практик.

Так А.А. Легчилин пишет, что "феномен идентичности на самом деле настолько подвижен и историчен, что часто претендует на роль некого маркера в отношении того или иного социально-культурного явления".

Считается, что впервые термин "идентичность" стал использовать в своих работах З.Фрейд, в его работах можно обнаружить применение данного термина в нескольких различных смыслах.

Начиная со второй половины двадцатого столетия проблема понимания термина "идентичность" выходит за рамки философской и научной дисциплинарностей. Так американский психолог Эрик Хомбургер Эриксон предложил междисциплинарный подход, благодаря которому стало возможным сформулировать подход к проблеме идентичности относительно индивидов, коллективов, культуры и общества в целом, применяя социологические, психологические, философские исследования во взаимодействии.

В российской философской мысли изучение проблемы идентичности оставило свой широкий след. И это несмотря на то, что для отечественных исследователей вопросы, связанные с проблематикой идентичности, являются сравнительно новыми. Причиной данного факта является то, что в отечественной философии для обозначения феномена "идентичность" использовались термины "самоопределение", "самосознание".

Отечественный ученый В.А. Ядов дифференциренцирует различные точки зрения на идентичность как понимание идентичности в качестве определенного состояния и как идентификацию идентичности как процесса, который ведет к данному состоянию. В.А. Ядов позиционирует социальную идентификация как обозначение "групповых идентификаций личности, то есть самоопределения индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как "своих" и "не своих" [4].

Культурная идентичность в современном мире

В современном обществе остро стоит проблема идентичности индивида. Данная необходимость обоснована тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Именно с этой целью человек обязан принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Адаптировавшись в специфических культурных и социальных условиях жизни определенной группы человек придает свой жизни упорядоченный характер, а так же становится частью определённой культуры. Отсюда можно сформулировать такое понятие как "культурная идентичность". Суть понятия "культурная идентичность" по мнению Т.Г. Грушевицкой "заключается в понимании своего "я" с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества"[5].

Культурная идентичность определяет поступки и суждения индивида, встроенного в систему многообразных коллективных связей. Его картина мира формируется на основе концепции "я", представлений о "Своем", "Другом" и "Чужом", из ценностей, идей, иерархий, норм и запретов, получающих отражение в различных символических системах (языках). Перечисленные категории равно обсуждаются в русле социологии, психологии, политологии, философии, лингвистики, искусствоведения, а также культурологии, интегрирующей традиционную номенклатуру гуманитарного знания.

По мнению И.А. Акимовой "под культурной идентичностью, как правило, понимают осознанное принятие личностью культурных норм, правил, стандартов поведения и мышления, традиций, ценностей и языка той культурной общности, с которой человек себя отождествляет. Отождествление себя с определенными культурными группами дает личности возможность сделать свою жизнь более понятной, упорядоченной и предсказуемой"[6].

Согласно мнению М.Е. Попова основа понятия "культурная идентичность" содержится в осознании того, что "члены нации должны разделять общие ценности, выработанные в ходе совместного исторического прошлого. Это приводит к понятию идентификации: человек сам отождествляет себя с большим коллективом людей и воспринимает индивидуальную судьбу в неразрывном единстве с его судьбой"[7].

Важно подчеркнуть демократический потенциал, который изначально заложен в таком определении: стать членом нации можно вне зависимости от расы или религии, но в результате свободного волеизъявления.

культурная идентичность

Культурная идентичность в современном мире

На формирование культурной идентичности в настоящее время очень сильно влияют современные информационные и коммуникационные технологии, которые являются одними из важных факторов глобализации в культурной сфере.

Наиболее четкое на наш взгляд определение культурной идентичности дает в своем исследовании М.М. Предовская. По её мнению "Культурная идентичность – это один из значимых способов самоаффицирования личности, возникающий из формальной или не формальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни"[8].

В современной науке культурная идентичность видится как установление духовных связующих между обществом и человеком, ощущение принадлежности к определенной культуре, принятие ее ценностей вплоть до устройства своей жизни на основе проводимых какой-либо культурой идей, что позволяет определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Понятие "культурной идентичности" имеет не-иерархичную структуру, оно переменчиво: в каждом конкретном случае культурная идентичность предстает как фрагментарная.

Будучи многогранным явлением, культурная идентичность продолжает оставаться важной философской проблемой, над которой размышляют ученые во всем мире. Осознание основных признаков культурной идентичности поможет развитию философии в новом прогрессивном направлении.

Глобализация как явление в условиях современной действительности

В современном мире происходит множество процессов направленных на развитие процесса глобализации. Философия как масштабная наука не может не концентрировать своё внимание на процессах и проблемах в рамках глобализации.

Процесс глобализации берет соё начало в XII–XIII вв. в эпоху развития рыночных отношений в Западной Европе. Именно первые шаги к капиталистическому обществу и подтолкнули развитие торговли между странами и соответственно взаимопроникновение культур. Вплоть до начала двадцатого века процесс глобализации развивался поступательно, но медленно. В первые десятилетия XX века процессам глобализации не смогла помешать даже Первая мировая война, а уже после Второй мировой войны развитие глобализации стало набирать обороты с каждым десятилетием.

Всемирно-исторический поворот в 1989 г. стал значимым этапом эволюции глобализации. Основной причиной этого является тот факт, что до 1989 г. само существование двух мировых режимов удерживало процесс глобализации на линии конкретных практических границ. Каждый тщательно отобранный элемент глобализации мог вырваться за пределы системы этих режимов только благодаря исключительным усилиям.

Уже в 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО), а затем был образован Европейский Союз, который продолжает расширяться путем включения в свой состав все новых и новых государств.

В настоящее время явным показателем глобализации можно назвать факт приведенный П.Н. Хмылёвым. Он пишет, что "важнейшей глобальной структурой, принадлежащей странам Запада, является международная телекоммуникационная система, объединившая спутники, межконтинентальные кабели и компьютеры. Она связывает все страны и позволяет почти мгновенно передавать информацию в разных формах в любую точку планеты. Вся международная сеть телекоммуникаций контролируется двумя-тремя крупнейшими западными компаниями"[9].

Одной из самых важных и одновременно самых сложных проблем социально-философского исследования глобализации является непрерывное взаимодействие ее функциональных и нефункциональных элементов и аспектов, которые подобны винтикам в машине. Чем больше глобальные процессы реализуют свой общемировой характер, тем очевиднее они проявляют в своей деятельности явно функциональные характеристики.

В современной философии существует множество подходов и трактовок глобализации как необратимого и важнейшего явления в истории человечества.

Несмотря на большое внимание к глобализации, в философии нет единого восприятия данного явления. Существует несколько противоположных взглядов на данное явление в современной философии. Так, для одних ученых глобализация представляет собой явление, направленное на увеличение возможностей для утверждения подлинного, или индивидуального, бытия всех субъектов исторического процесса, таких как отдельные личности, социальные группы, народы, страны и целые регионы. Другие же ученые – философы воспринимают глобализацию как глубоко негативное явление, способное разрушить культуру и самобытность отдельных стран. Кроме этого для них глобализация являет собой процесс, провоцирующий так называемую "потерю корней" и вызывающий типизацию и шаблонность культурного развития современных государств.

Глобальность потому и глобальна, что она не противостоит, а захватывает и охватывает. Если и есть в ней противостояние, то оно историческое (по отношению к предшествующему развитию), т.е. временное, а не пространственное. Но проблема здесь, несомненно, есть. Она – в том, как понимать этот захват или охват. Некоторым глобализация представляется изотропным информационно-технологическим процессом, равномерно, без разрывов и локальных "кристаллизаций" обволакивающим весь земной шарик.

Говоря о понимании термина "глобализация" в науке, отметим, что, по мнению А.А. Белик, термин "глобализация" обладает "размытым" и "неопределенным" содержанием. Он очень важен, и его частое упоминание и употребление "свидетельствуют о новом этапе интегративных процессов, происходящих между странами, регионами, типами культур".

Нельзя обойти вниманием и трактовку понятия глобализации, которое предлагает нам И.В. Новикова. Она формулирует очень ёмкое и понятное определение глобализации, которое наиболее широко раскрывает все грани данного явления. Так по её мнению: "Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации" [9].

Очень интересен и ёмок подход к глобализации в рамках философии Жака Деррида. Задачей философа, по его мнению, является осмысление и объяснение того сложного процесса глобализации, с которым мы имеем дело, и определение его современных возможностей и последствий в будущем. Общественной задачей философа является серьёзный анализ и открытое обсуждение конкретных проблем. В своей статье "Глобализация. Мир. Космополитизм" философ напоминает о призыве Гегеля к философам: "Гегель был прав в том, что напомнил философам своего времени о необходимости читать газеты каждый день. Сегодня, такая же ответственность лежит на нас и заставляет нас узнавать, как делаются газеты, и кто их делает, ежедневные, еженедельные и телевизионные новости. Нам необходимо посмотреть на них с другой стороны: со стороны информационных агентств, а также со стороны редактора"[10]. В целом глобализация несет в себе как положительные, так и отрицательные элементы. Так, по мнению ряда ученых, в числе которых можно назвать Л.А. Коробейникову, считают что глобализация – это ступень к новому этапу развития цивилизации. Кроме того, глобализацию можно назвать регулятором баланса социально-экономического и культурного формирования цивилизации. Однако к негативной стороне глобализации можно причислить бурное проявление материального начала, который ведет к разрушению человеческого общества.

Культурной идентичности личности в условиях глобализации в современном мире

Культура и личность тесно взаимосвязаны не только в рамках "бытия" как такового, но и в рамках новейших философских понятий, имеющих место в современной науке. Многие исследователи обращают внимание на взимодействие этих понятий в современной философии. Э.А. Орлова в своей книге "Культурная антропология" пишет, что "Сегодня направление "культура и личность" сконцентрировано на сравнительно-культурных исследованиях таких тем, как:

  1. соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых элементов культуры и стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной (детский опыт);
  2. соотношение культурных стереотипов социализации с характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии;
  3. связь базовых черт личности с реализацией социально необходимых функций, с содержанием социокультурных ролей, с прожективными аспектами культуры;
  4. соотношение базовых черт личности и культурных образцов с отклонениями поведения от социально приемлемых норм (в любой их трактовке) и психическими нарушениями"[11].

Теория идентичности личности начинает широко разрабатываться в различных областях человекознания в 70-е годы ХХ века в связи с обострением проблемы личностного выбора и меры персональной ответственности во всех сферах жизненного пространства.

Содержание категории "идентичность личности" рассматривается с позиций философского, социологического, психологического и педагогического аспектов.

Н.А. Евгеньева очень четко дает определение понятию культурная идентичность личности. Она пишет, что: "Культурная идентичность личности определяется в нашем исследовании как осознание и эмоциональное принятие человеком своей личностной целостности и определённости на основе самоотождествления с нормами, ценностями и образцами родной культуры, проявляющееся в реализуемых культурно-специфических моделях поведения".

Опираясь на данное утверждение, отметим, что понятие "культурная идентичность личности" не может существовать отдельно от культуры общества в целом и культуры отдельного социума. Однако в настоящее время очевидна тенденция к слиянию и взаимопроникновению культур, что является элементом глобализации.

развитие глобализации

Развитие глобализации

Наиболее значимым следствием глобализации культуры является переструктурирование идентичностей. А. Аппадураи рассматривает глобализацию как "детерриториализацию – утрату привязки социальных процессов к физическому пространству", в которой формируется "глобальный культурный поток", распадающийся на пять культурно-символических пространств-потоков. К числу этих "пространств-потоков" ученый называет:

  • этнопространство, которое образуется потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров;
  • технопространство, образуемое различными технологиями;
  • финансовое пространство, которое представляет собой поток капиталов; медиапространство являющееся потоком образов;
  • идеопространство – это потоком идеологем.

Рассмотрим проблему влияния глобализации на культурную идентичность на конкретном примере Бельгии. В Бельгии сложилась критическая политическая ситуация, которая может привести к расколу этой страны на две новых – Фландрию и Валлонию. Бельгийский этнический конфликт представляет собой валлно-фламандское противостояние, которое возникло на основе языкового фактора еще в середине XIX веке.

Итак, давая краткую характеристику данному конфликту, во-первых, необходимо отметить сосуществование на территории бельгийского государства двух больших этнических групп: нидерландоговорящих фламандцев и франкоговорящих валлонов. Валлоны – этническая группа общей численностью 4 млн. 100 тыс. человек. Фламандцы – народ германской языковой группы, потомки франков, саксонцев и фризов. Общая численность – 7 млн. 230 тыс.

конфликт в бельгии

Языковой конфликт в Бельгии

Разделение Бельгии на географические районы и языковые сообщества объясняется тем, что границы географического и культурного разделения могут не совпадать. Столичный район (Брюссель), находящийся в географической части Фландрии, официально считается двуязычным (французский и голландский), но в результате длительной языковой политики "офранцуживания" превратился фактически во франкоговорящий анклав с более чем 80% населения, говорящего на французском. Немецкое языковое сообщество является частью Валлонского географического района.

Проблема фламандско-валлонского конфликта изучалась множеством европейских ученых. Кроме того, существует ряд широкомасштабных исследований посвященных исключительно Валлонии, но носящих больше описательный, чем исследовательский характер. Например, работа Ф. Дестатта "Валлонская идентичность", которая является важным обобщением эмпирического материала. Работа содержит некоторые оценки институционального развития региона, описание причинно-следственных связей региональных процессов Валлонии.

особенности бельгийского конфликта

Особенности бельгийского конфликта

В данном конфликте присутствует попытка подавления культурной идентичности Валлоны. Если рассматривать ситуацию в данном ракурсе, то становится очевидным следующее, что в Бельгии присутствует сложный и многогранный кризис идентичности, характерной чертой которого является обострение проблем национально-культурной идентичности и национального самосознания.

Помимо этого нельзя не отметить, что в современных условиях расширения глобализации проблемы, актуальные для Бельгии постепенно теряют свою важность в рамках мирового сообщества.

Проблемы формирования культурной идентичности в современных условиях

В условиях активного роста глобализации, в условиях проникновения глобализационных процессов во все сферы человеческой жизни культурная идентичность выполняет роль маркера, позволяющего личности самоопределяться в пределах не только отдельного социума, но и мира в целом. Однако сглаживание различий между нациями и культурами, взаимопроникновение знаний и традиций создает барьер для культурной идентичности отдельной личности. Глобализация работает на обезличивание наций и создания единого социума, без идентифицирующих признаков. Именно это и является важной проблемой в современном обществе.

Конечно, нельзя забывать, что, начиная с 18 века, культурная идентичность была наиболее успешным для того времени инструментом объединения нации. При этом Н.Н. Понарина подчеркивает, что "динамика и сложность глобализации такова, что эта форма идентичности не может быть устойчивой бесконечно" [12].

Процесс глобализации ставит под угрозу способность национальных государств поддерживать эксклюзивность своей идентичности, а также способность независимо управлять своей экономикой на глобальном рынке. Например, сложности и напряженность в отношениях, обусловленные многоэтническим составом обществ и вызванные глобальными народными движениями – постоянная черта всех современных национальных государств – создают проблемы в придании нациям ХХI века последовательной и понятной идентичности.

Прогноз развития культурной идентичности в условиях глобализации

В настоящее время проблема культурной идентичности актуальна не только для "периферийных" стран, уязвимых в условиях глобализации, но и для ведущих держав мира.

Исходя из ряда тенденций, отмеченных в курсовой работе, можно сделать объективный вывод, что дальнейшее сглаживание культурных границ и взаимопроникновение традиций будет иметь место на фоне глобализационных течений, характерных для современного общества. Однако стремительное объединение стран в крупные организации, такие как Европейский Союз, уже спровоцировало рост недовольства среди малых наций, которые могут окончательно потерять свою культурную самобытность на фоне объединения Европы. В будущем это приведет либо к расколу Европы на маленькие государства (например, Каталония), либо глобализационные процессы станут причиной полной потери культурной идентичности и создания новой культурной общеевропейской традиции. Россия не сможет влиться в мировое сообщество, адаптируясь под общемировые традиции, т.к. слишком сильна самобытная сторона национальной культуры. То же самое можно прогнозировать и для Азиатских стран. Их самобытная культура не позволяет проникать чужим традициям и именно благодаря этому таким странам как, например, Япония удается сохранять свою национальную идею, прежде всего в области культуры, в доминирующей системе ценностных ориентаций. Однако в условиях глобализации стало возможным взаимопроникновение традиций в пределах Азии.

На основании выделенных основ культурно идентичности личности в условиях глобализации растет вероятность того, что чем больше будет развиваться обезличивание и технологический прогресс, тем сильнее будет возрастать желание отдельного человека вернуться к основополагающим истокам и культурным традициям.

В целом культурная идентичность в современном мире является проблемой связанной с существование многообразия этнических культур, интеграционных процессов в условиях становления единого мирового рынка, свободного движения товаров, капитала и распространения информации. Процесс глобализации сложен и требует очень грамотного подхода к взаимопрониконвению культур. Необходимо учитывать менталитет каждой нации. Уже сейчас это требует толерантности, взаимопонимания людей, воспитанных в условиях разных национальных культур западной и восточной, северной и южной частей Евразии, христианства, ислама и других религиозных конфессий. Игнорирование таких особенностей чревато усилением напряженности в мире и развитием новых конфликтов. Кроме того, игнорирование интересов малых наций в сфере экономики и политики, культурных интересов, идеологических, ценностных предпочтений и приоритетов в дальнейшем может привести к ослаблению потенциала всей мировой экономики.

Любой человек в условиях современности вынужден соотносить себя с пространствами глобализованного мира, изменением картины мира по ее основным параметрам. Соответственно изменяются и образы социальной идентичности современного человека.

Важное место в рамках изучения глобализации занимает культурная идентичность. Культурная идентичность личности продолжает оставаться важной философской проблемой, над которой размышляют ученые во всем мире. Осознание основных признаков культурной идентичности поможет развитию философии в новом прогрессивном направлении.

В качестве примера нами рассмотрен фламандско-валлонский конфликт, который уже сыграл огромную роль в развитии Бельгии как мультикультурной страны. Данный конфликт помимо отрицательных сторон имеет и положительную роль, а именно: в условиях глобализации не происходит явного сглаживания традиций и остается простор для формирования культурной идентичности отдельной личности. Однако, исходя из того, что глобализационные процессы стремительны и, в большинстве своем, необратимы данный конфликт постепенно теряет свою актуальность в рамках развития мирового сообщества.

Действующие в мире трансформационные процессы в настоящее время нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективное ощущение самоидентичности, сформированной в рамках прежней традиции.

Литература

  1. Шухно И.В. Роль идентичности в консолидации полиэтнического общества // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015 С. 25-28
  2. Зимина А.И. Идентичность в современных гуманитарных исследованиях: проблемы конструирования // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики №8, 2015 г. С. 40-51
  3. Смирнова О.Б. Феномен экономической идентичности личности в отечественной и зарубежной психологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/01/3091.pdf
  4. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: БАХРАХ – М., 2003. – С. 597.
  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации – М.: Юнити, 2005
  6. Акимова Ирина Александровна О некоторых проблемах формирования культурной идентичности в современную эпоху // Теория и практика общественного развития № 6, 2012. – С. 156-159
  7. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Трансформация российской идентичности в контексте национальной и региональной безопасности // Национальная идентичность России и демографический кризис: материалы II Всероссийской конференции. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 358-366
  8. Предовская М. М. Модификация и трансформация культурной идентичности: диссертация кандидата философских наук – Санкт-Петербург, 2009
  9. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009
  10. Деррида, Ж. Глобализация. Мир. Космополитизм. Пер. с фр. Д. А. Ольшанского // "Космополис". – 2004. – № 2 (8). – С. 125–140.
  11. Орлова Э.А. Культурная антропология – М.: Академический Проект, 2004 г.
  12. Понарина Н.Н. Глобализация: проблема влияния на культурную идентичность // Общество, философия, история и культура. – 2011. – № 3-4