ODiplom // Педагогика // 07.12.2016

Игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 07.12.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Экологическое воспитание представляет собой прогрессивное направление современной педагогической науки и требует использования широкого спектра методик. Игровые методики являются одними из самых эффективных.

Экологическое воспитание детей

Игры в экологическом воспитании детей любого возраста способны привести к удивительным результатам.

Применение игровых методик, наряду с другими методами, в реализации экологического воспитания дает позитивные результаты, которые не зависят от индивидуальных качеств детей.

В свете того, что российское образование развивается поступательно, новые ФГОС уделяют много внимания экологическому воспитанию на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса.

В современных условиях экологическое воспитание крайне важный элемент дошкольного обучения.

Экологическое воспитание – процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания [1].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется посредством различных методов, таких как:

  • Развивающие игры
  • Методы проблемного обучения
  • Культурно-эстетические методы воспитания

Поиск эффективных методов экологического воспитания для детей каждой возрастной группы весьма индивидуален. Одна группа хорошо реагирует на методы проблемного обучения, другая на культурно-эстетические методы. Данный факт подчеркивает их значение в в образовательной работе с воспитанниками ДОУ. Однако, игровые методики дают хорошие результаты вне зависимости от возраста и уровня развития дошкольников.

Игра как метод экологического воспитания

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.

Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра [2].

Характеристика игровой обучающей ситуации

Характеристика игровой обучающей ситуации представлена на рисунке. Согласно данным представленным на нем, очевидно, что реализация данного подхода требует слаженной работы воспитателя и детей.

Использование игровых методик в процессе экологического воспитания помогает преодолеть такие проблемы дошкольников как:

  1. Усвоение правил поведения на природе
  2. Принятие нравственных норм
  3. Осознание ценности живой природы
  4. Проблема понимания такого аспекта, как целостность природы и человека.

Большую роль в закреплении знаний о природе дают разнообразные дидактические игры. В педагогической науке проблема дидактической игры изучалась очень интенсивно. Многие учены рассматривали различные вариации трактования дидактической игры, как педагогической единицы. Самая простая трактовка предложена И.А. Каримовой. По её мнению дидактическая игра – это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения.

Однако существуют и более полные определения, которые не лишены актуальности. Так В. Н. Кругликов определяет дидактические игры как "вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения" [1].

В современных ДОУ большое распространение получили следующие виды экологических игр:

  1. Игры с правилами
  2. Игровые обучающие ситуации-"путешествия"
  3. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Ниже приведен пример распространенных в ДОУ экологических игр.

"Птицы, рыбы, звери" [3]

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово "птицы". Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей", и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами "звери" и "рыбы".

"Угадай, что в руке" [3]

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

Вывод

Итак, от того как будет организовано экологическое воспитание, насколько оно будет доступным для понимания детей зависит будущее нашей страны. Использование адекватных методов экологического воспитания, в том числе, игровых методик позволит детям по новому взглянуть на окружающую их природу. Экологические игры развивают экологическую ответственность, которая как напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Литература

  1. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспекттема дис. и автореф. д.п.н. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. – 424 с.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – С.- 11
  3. Экологические игры для дошкольников // Зеленая планета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://olga-a.dou.tomsk.ru/ekologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov/