ODiplom // Психология // 11.09.2017

Индивидуация

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Психология

Опубликовано: 11.09.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Индивидуация [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В настоящее время отмечается новый всплеск интереса к психологическому консультированию и психологии в России. В этой связи ряд ключевых понятий нуждаются в трактовке и анализе. Такое понятие как индивидуация берет своё начало в школе психоанализа Карла Густава Юнга и представляет собой одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга. В свете текущих тенденции данное понятие очень актуально.

Психоанализ К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг личность известная всем и каждому. Его новаторские исследования используются в психиатрии по всему миру и не теряют свою актуальность. Его изыскания в сфере теории личности и психоанализа изучаются снова и снова, находя подтверждения их гениальности.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875году в Кесвиле, Тургау, Швейцария. Отец Юнга был пастором швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле [1].

Карл Густав Юнг является одним из самых знаменитых учеников основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он также был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Фрейда. По предложению Зигмунда Фрейда Юнг был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг

На начальном этапе развития своей теории психоанализа К.Г. Юнг следовал постулатам З. Фрейда, но позднее возникли разногласии в природе понимания либидо и иных аспектах. Рассмотрим подробнее ключевые разногласия в теориях Фрейда и Юнга. Как упоминалось ранее, ключевое разногласие имело место в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Ключевые отличия отраженны в таблице ниже.

Разногласия в теориях психоанализа З.Фрейда и К.Г. Юнга

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Карла Густава Юнга

1.

Причина все психических расстройств лежит в подавлении сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир.

Контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную. Например, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением.

2.

Невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом.

Невроз связан с настоящим пациента. Все детские фантазии – явление второго порядка.

3.

Сновидения – это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое содержание сна", говорил он, всего лишь покрывало на "скрытом содержании", которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства [2].

Сновидения – это каналы связи с бессознательным. Они наполнены символами, которые весьма сложны для понимания и трактовки. Они необязательно связаны с желаниями или скрывают неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути [2].

Рассмотрев различия в восприятии психоанализа, следует отметить, что разрыв между двумя гениями психоанализа было лишь делом времени. В 1913 году Юнг и Фрейд прервали научное сотрудничество. Это было сложно для обоих гениев психоанализа. На этой почве у К.Г. Юнга произошел духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. Однако расхождение во взглядах и последующее расставание обернулось стало плацдармом для свободных и широкомасштабных уникальных изысканий в сфере психоанализа. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому. Гений психиатрии Карла Густава Юнга часто обращается к проблеме индивидуации. В соответствии с этим, существование личности определяется не только ее собственными границами.

Индивидуация по Карлу Густаву Юнгу

Индивидуация относится к числу ключевых понятий в психоанализе Карла Густава Юнга. Индивидуация создает фон для развития личности в рамках не только социума, но и внутреннего мира пациента. Полное раскрытие возможно исключительно через соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного. В связи с этим, он выделяет три взаимодействующих между собой структуры:

  1. Эго
  2. Личное бессознательное
  3. Коллективное бессознательное.

Как писал об индивидуации Мюррей Стайн: "Индивидуация направлена на то, чтобы сдвинуть эго-сознание за рамки установившихся личностных черт, привычек и культурных ценностей к гораздо более широкому горизонту самопонимания и целостности [3]".

По мнению Юнга К.Г. индивидуация имеет цель обнаружения точки, в которой человек раскрывается как "собственная самость". Если обратиться непосредственно к терминологическому аппарату Карла Густава Юнга, то такое понятие как самость являет собой сложное явление, имеющее множество трактовок. Однако, будучи лаконичным следует понимать самость как координирующий центр и конечный результат индивидуации. Он характеризует это понятие как центр тотальной безграничной психической личности, не поддающейся описанию [4]. Это означает, что самость отражает то, кем человек в реальности является – все его многообразные стороны, а не то, кого в нем видят другие, или то, что он о себе думает.

Самость подразумевает наличие противоречивых сторон человека, включающих противоположности, такие как бессознательное и сознательное.

Но противоположности не означают борьбу, поскольку самость соединяет их в целостную личность. По мнению Юнга К.Г., в психике человека присутствует постоянное стремление к достижению самости. Именно эта сила и проявляет себя в процессе индивидуации [4].

Самость, с одной стороны, индивидуальна, а с другой – связана с внутренней силой коллективного бессознательного, в которой самость находит свое архетипическое воплощение в образе идеальной, гармоничной и совершенной личности. Поскольку индивидуальная личность связана со всем человечеством, к символам самости относятся именно те, которые существовали испокон веков.

Процесс индивидуации является врожденным и свойственен человеку с самого рождения. Он делится на две части и напрямую связан с налом и концом жизни.

Первая часть индивидуации является инициацией, посвящением во внешнюю действительность. Для этого этапа индивидуации характерно:

  1. укрепление "Я"
  2. выделение основной функции и доминирующей установки
  3. развитие соответствующей "маски" достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды.

Этап связанный со второй половиной жизни второй половины жизни, имеет своей целью "посвящение во внутреннюю действительность", а именно углубленное самопознании и познание человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми.

Индивидуация в психоанализе связана с образом матери и имеет особенности у мужчин и женщин. В рамках психоаналитического подхода личность матери изучалась с точки зрения того, что она должна дать ребенку, и как отношение матери к ребенку влияет на его развитие. В то же время, как считают многие специалисты, упущением было то, что не рассматривалась психология материнства в структуре личности женщины. Однако, возможно это справедливо лишь отчасти. Какую-то часть этой проблемы все же можно проследить в работах Юнга К.Г., связанных с процессом индивидуации в целом и архетипе матери в частности.

Теории психоанализа активно развиваются. В актуальной психоаналитической литературе получила распространение точка зрения, в соответствии с которой многие психические заболевания связаны с отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Отечественные и зарубежные психоаналитики поддерживают мнение о том, что отделение младенца от матери в сопровождении с прекращение эмоциональных связей чревато серьезными последствиями. Это обусловлено тем, что сопровождаемое прекращением эмоциональных связей отделение младенца от матери не только вызывает у ребенка чувство незащищенности и порождает переживания горя, но и способно привести к крайнему проявлению враждебности или депрессии. Краткое по времени отделение ребенка от матери вызывает ухудшение его психического состояния, которое может быть устранено в случае последующего восстановления соответствующих эмоциональных связей между ними или своевременного терапевтического лечения.

Литература

  1. Лейбин В. М. Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический вестник. 1992. № 2
  2. Карл Густав Юнг. Психологические типы Перевод: София Лорие /Под ред. В. Зеленского -Спб.:Азбука, 2001
  3. Мюррей Стайн Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания – М.: 2016г.
  4. Бойко О.А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К.Г. Юнга // Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010г.