ODiplom // ГМУ // 07.12.2018

Информационное развитие государственного и муниципального управления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 07.12.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Информационное развитие государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В настоящее время значительно возросла роль информации как инструмента государственного и муниципального управления. Отдельно необходимо выделить и то, что в настоящее время растет интерес, как государства, так и населения к открытости и уровню доступности как информации о работе органов управления муниципальных образований, так и к повышению качества государственных услуг.

Государственное регулирование и информационного развития на региональном уровне

Информационное развитие государственного и муниципального управления

В современных условиях развития системы государственного управления в РФ большую роль играет процесс государственного регулирования. В современной науке термин государственное регулирование принято толковать в узком и широком смысле. В широком смысле государственное регулирование – это установление государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. В узком смысле государственное регулирование представляет собой одну из функций государственного управления.

Государственное регулирование касается всех сфер деятельности регионов. Государство использует широкий спектр методов регулирующих развитие регионов, как экономическом, социальном, так и в информационном плане. Муниципальные образования являются важнейшим элементом каждого региона. Именно из муниципальных образований создается мозаика региона, и от того насколько эффективно каждое муниципальное образование зависит эффективность и качество развития каждого конкретного региона.

Информация как предмет отношений известна так же давно, как и сами человеческие отношения. Но таким предметом, который уже не может не быть самостоятельным и находиться вне системы правоотношений, который в силу ряда обстоятельств формирует особую структуру в этой системе, информация и связанные с ней области деятельности стали только в середине ХХ в [1].

Понятие информации и направления ее использования

В последние годы одним из важнейших критериев стабильности и развитости региона стал показатель информационного развития. Он включает в себя следующие аспекты в разрезе субъектов Российской Федерации:

  1. Уровень телефонной плотности фиксированной связи;
  2. Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения;
  3. Число пунктов коллективного пользования (доступа), имеющих выход в сеть Интернет, на 10 000 человек населения;
  4. Удельный вес домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств
  5. Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве;
  6. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;
  7. Наличие у органов управления Интернет-сайтов с регулярно обновляемым контентом;
  8. Доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения.

Очень важно отдельно выделить тот факт, что уровень информационного развития региона является важнейшим индикатором готовности региона функционировать в рамках информационного общества.

Информационное общество – это теоретическая модель развития постиндустриального общества. Одной из характерных черт такого общества является повсеместное распространение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), доминирующая роль знаний и информации во всех сферах человеческой деятельности и общества в целом.

Необходимость переноса государственного и муниципального управления в плоскость информационного общества обусловлено тем, что развитие общества в современном мире характеризуется глобальной информатизацией всех сфер его жизни.

Причины перехода к массовой компьютеризации

Причины перехода к массовой компьютеризации

Информационные технологии позволяют повысить производительность труда и наладить рациональную деятельность.

Основными трудностями являются:

  • недостаточное финансирование,
  • персонал не умеющий работать с цифровыми технологиями.

В настоящее время по-прежнему отсутствует единый подход к использованию информационных технологий в рамках государственной службы. Служащие и население относятся к новым технологиям скептически, с опаской или же просто их игнорируют.

Отдельно следует обратиться к функционированию открытого правительства в регионах как к элементу информационного общества. В этой связи следует упомянуть об открытом правительстве, которое уже во всю функционирует в РФ.

Открытое правительство – это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, посредством вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социально-значимых проектов правовых актов [2].

"Открытое правительство" призвано обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

Метод взаимодействия, позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования правовых актов, является основополагающим в работе "Открытого правительства".

"Открытое правительство" предоставляет гражданам возможность:

  • Знать всё о государственном управлении;
  • Участвовать в принятии государственных решений;
  • Контролировать власть.

Принципы открытости федеральных органов исполнительной власти в РФ

Принципы открытости федеральных органов исполнительной власти в РФ

Теперь нужно рассмотреть каждый принцип отдельно. Это позволит лучше понять их сущность и роль в информационном развитии регионов.

1. Принцип информационной открытости – своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

2. Принцип понятности – представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

3. Принцип вовлеченности гражданского общества – обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

4. Принцип подотчетности – раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти [3].

Концепция "открытого правительства", в том виде, в котором она сейчас широко распространена в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация "открытого правительства" необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики.

Методы регулирования информационного развития на государственном уровне в РФ

В России начиная с 2011 года формировался интерес к информационному обществу и началось его развитие. Большое влияние в этой связи оказала концепция электронного правительства, внедрение которой оказало существенное влияние на информационное развитие регионов. Уже в 2016 году в России было проведено исследование, показывающее итоговый российский региональный информационный индекс, а именно рейтинг регионов, соответствующий уровню их информационного развития.

Согласно данным, представленным в приложении, информационное развитие регионов происходит неравномерно. Прежде всего, это связано с довольно слабой интенсивностью процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций. А также с большим расхождением экономического, образовательного и информационного уровней развития регионов, характеризующих потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации.

Чтобы исправить положение, России необходимо пройти три цели, а именно во-первых, оценить эффект от реализации региональной информационной инициативы. Во-вторых, необходимо выявить лучшие региональные практики по работе с отечественными и зарубежными компаниями информационных нововведений и запустить действенный механизм. В-третьих, сформировать объективный механизм оценки работы региональных органов по разработке и внедрению. Чтобы все выше сказанное могло достойно функционировать необходимо адекватное государственное регулирование всех элементов информационного развития каждого конкретного региона на всех уровнях.

Совершенствование процессов управления на уровне региона и на ниже стоящих уровнях основано на четко сформированной и организованной системе обеспечения информационными ресурсами с использованием специализированных средств и технологий Информатизация региона становится фактором обеспечения его конкурентоспособности на национальном и мировом рынках, а также важнейшим условием информационного типа развития экономики. При этом процесс управления информационным развитием региона осуществляется на основе единой системы регионального управления.

В настоящее время информационное развитие региона является объектом государственного регулирования посредством системы методов. Ключевыми методами регулирования информационного развития региона в целом и муниципального образования в частности являются метод государственного контроля и метод нормативно-правового регулирования.

Отдельно следует выделить метод инвестиционного стимулирования. Государство стремиться привлечь как можно больше инвестиций в сферу информатизации и IT технология стимулируя тем самым развитие интерактивности как в сфере государственного управления в муниципальных образованиях, так и в сфере взаимодействия власти и населения.

Огромное внимание уделяется развитию открытого правительства. Для обеспечения простоты и понятности способов реализации принципов в Концепции открытого правительства предусмотрен набор основных механизмов и инструментов. Этот перечень может дополняться в каждом регионе, в том числе по усмотрению министерств и ведомств.

Механизмы открытости

Механизмы открытости

Согласно нормам действующего законодательства Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства регулярно проводит мониторинг открытости и публикует его результаты. В соответствии с методикой мониторинга и оценки определяется индекс открытости федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. На его основе предполагается ежегодно составлять рейтинг открытости министерств и ведомств.

В настоящее время, всвязи с ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации процесс развития Открытого правительства замедлился. Необходимо принятие серьезных мер по решению проблем возникших на предыдущих этапах становления. Именно это и должно стать следующим шагом в рамках развития Открытого правительства в современных российских условиях.

Нормативно-правовое регулирование информационного развития муниципальных образований в РФ

В современном правовом государстве, к которым относится Российская Федерация, государственное и муниципальное управление осуществляется на основе нормативно-правовых актов, которые издаются уполномоченными государственными и муниципальными органами власти с учетом внутреннего государственного устройства. Муниципальные органы власти не входят в систему государственных органов, однако согласно Конституции РФ они имеют право издавать правовые акты, регулирующие вопросы управления на территории муниципального образования.

Основу нормативно-правового регулирования информационного развития регионов РФ составляют следующие нормативно-правовые акты:

Нормативно-правовое регулирование информационного развития ГМУ

Номативно-правовое регулирование информационного развития регионов РФ

Важное место в информационном развитии регионов и становлении информационного общества в России занимает вопрос безопасности. К сожалению уровень доверия электронным ресурсам остаётся на достаточно низком уровне. Хотя для защиты персональных данных принят и постоянно совершенствуется Федеральный закон "О персональных данных". Он регламентирует сохранность данных пользователей сайтов предоставляющих государственные услуги. На защите прав граждан и их персональных данных также стоит Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации ".

На полноценное и безопасное функционирование информационного общества в России направлен Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" В Доктрине представлено определение понятия информационной сферы.

Кроме вышеперечисленных нормативно-правовых актов огромное влияние на формирование высокого информационного развития муниципальных образований оказывают региональные нормативные акты. Особенно следует выделить утверждение стратегий информационного развития на региональном уровне. Все они являются отражением реального положения в каждом конкретном регионе и базируются на общероссийской стратегии.

В рамках темы исследования следует рассмотреть особенности Государственной программы "Информационное общество" (2011–2020 годы). Государственная программа "Информационное общество" (2011–2020 годы) – это первая госпрограмма, утвержденная Правительством в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений:

  • создание электронного правительства,
  • преодоление цифрового неравенства,
  • развитие новых технологий связи.

Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.

Литература

  1. Бачило, И. Л. Информационное право – М.: Издательство Юрайт. 2017
  2. Курочкин А. В. Открытое правительство как новая модель управления в условиях сетевого общества // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 4
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти