Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.12.2018

Нестерова И.А. Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Реализация закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на местах вызывает ряд вопросов по исполнению полномочий органов местного самоуправления, наполняемости районного бюджета, формированию органов местного самоуправления и др.

Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления

В системе МСУ в РФ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Прежде всего, следует выделить тот факт, что главы поселений имеют голос при принятии решений районного уровня – утверждение Устава, бюджета, прогнозного плана приватизации, установление налогов и льгот и др.

Во-вторых, представительный орган, состоящий из глав поселений, является более профессиональным и способен на самостоятельную работу в сфере нормотворчества.

В настоящее время у органов местного самоуправления на территории РФ отсутствуют стимулы к повышению качества предоставления государственных услуг, что вызвано, в первую очередь, слабым контролем за качеством и поверхностным отношением к жалобам со стороны заявителей.

Повышение качества обслуживания и доступности государственных услуг, оказываемых органами местного самоуправления является приоритетной задачей управления. С улучшением качества услуг значительно вырастет лояльность населения как к самой местному самоуправлению. Население начнет с большим энтузиазмом принимать участие в деятельности местного самоуправления.

Упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления услуг органами местного самоуправления позволит динамично развиваться ряду сопутствующих экономических элементов.

В числе базовых проблем местного самоуправления в можно с уверенностью назвать проблемы бумажного документооборота, который, несмотря на активное реформирование и информатизацию общества, продолжает существовать в отдаленных районах и на уровне сельских и районных муниципалитетов.

В рамках решения проблем в сфере МСУ в настоящее время внедряется ФГИС ТП.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования – информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Целями ФГИС ТП являются обеспечение информационной поддержки принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений в сфере градостроительной деятельности, оптимизация процедуры согласования документов территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также публичности градостроительных решений и прозрачности процессов управления развитием территории.

Участниками информационного взаимодействия в ФГИС ТП являются: обладатели информации – федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оператор федеральной информационной системы – Министерство регионального развития Российской Федерации пользователи информации – органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица. Для размещения информации в ФГИС ТП и согласования проектов планирования необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Принцип работы ФГИС отражен на рисунке ниже.

Структура ФГИС

Структура ФГИС

Недостаточная эффективность использования органами местного самоуправления возможностей открытого правительства создает проблемы в сфере обслуживания населения.

В числе актуальных проблем в сфере предоставления государственных услуг путем использования электронного правительства является недостаточная компетентность сотрудников.

Сотрудники органов местного самоуправления в ряде районо на территории РФ один раз в пять лет проходят процедуру подтверждения компетентности в форме квалификационного экзамена.

Ознакомившись с официальными электронными ресурсами более чем 50 районов РФ, захотелось выделить несколько проблем в сфере информатизации муниципального управления.

Прежде всего, следует выделить низкий уровень официальных электронных ресурсов. Большинство сайтов обладают малой информативностью, устаревшим дизайном и не предусматривает размещение информации помогающей гражданам, нуждающимся в оказании муниципальных услуг.

Итак, в числе базовых проблем местного самоуправления в РФ налицо противоречие между прогрессивно формирующимися, декларируемыми в официальных документах гарантиями доступа граждан к информации и создания Интернет-ресурсов органов власти всех уровней – с одной стороны, и отсутствием реального механизма обеспечения реализации этих гарантий – с другой, вызывающее резко негативную оценку населением собственных информационных прав и свобод.

Очевидно, что отсутствие у большинства граждан возможностей реализовать своё конституционное право искать и получать информацию, необходимую им в повседневной жизни, существенно сдерживает их общественную активность и позволяет недобросовестным деятелям создавать антиобщественные настроения.

Это говорит о том, что гарантии доступа к информационным ресурсам органов муниципального управления в ряде регионов на практике приобретают декларативный характер и требуют разработки более действенного механизма их реализации. Половина граждан не имеют возможностей ознакомиться с информацией, определяющей их права и обязанности и регулирующей их поведение в повседневной жизни с минимальными затратами сил, времени и средств.

Очевидны и другие серьезные проблемы, такие как проблемы несовершенства самой системы, которые должны быть преодолены за счет ее реформирования. Так же очевидны трудности переходного периода, связанные с необходимостью обеспечения безболезненного перехода от одной системы к другой. Несмотря на то, что в настоящее время работа по оптимизации процедур оказания муниципальных услуг через Интернет набирает обороты – остаются проблемы связанные со слабым качеством самих электронных ресурсов, неудовлетворительной функциональной стороной информационной и программной составляющей.

На муниципальных уровнях ведется активная, но не очень эффективная борьба с коррупцией. Остается открытой проблема, связанная с нецелевым использованием бюджетных средств. В этой связи остро встаёт вопрос полноценного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, так как сейчас контроль имеет формальный характер и позволяет не только процветать мелкой коррупции, но и оставаться чиновникам безнаказанными.

Из всего вышесказанного вытекает вывод, согласно которому борьба с коррупцией не достаточно эффективно. Помимо перечисленных фактов, об этом можно судить по большому количеству жалоб от потребителей государственных услуг.

В числе ключевых проблем МСУ в РФ следует перечислить следующее:

  • Недостаточно высокий уровень оказания муниципальных услуг населению;
  • Низкий уровень официальных электронных ресурсов небольших районов, малых городов и сел;
  • Недостаточная эффективность борьбы с коррупцией на уровне малых городов, отдаленных районов и областей;
  • Нецелевое использование бюджетных средств или их неиспользование на целевые программы;
  • Отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.
  • Недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает конкретных форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума и процедуры отзыва должностного лица.
  • Неясность процедур осуществления властных и хозяйственных полномочий органов местного самоуправления. На уровне органов местного самоуправления произошло смешение властных и хозяйственных полномочий.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  4. ФГИС ТП Официальный сайт //URL: https://fgistp.economy.gov.ru/